Статья Александра Беленького к 45-летию Дмитрия Пирога.
Знаете, что я вам расскажу? Я расскажу о том, как впервые увидел Дмитрия Пирога. И впервые услышал о нем тоже. Было это, я могу сказать точно, 16 апреля 2006 года. Тогда в казино «Кристалл» проходил бой между Сергеем Татевосяном и тогда еще абсолютно неизвестным Дмитрием Пирогом. Бывали и такие времена.
Знаете, это как сегодня читать отзывы о первых боях Мухаммеда Али, в то время еще Кассиуса Клея. Впрочем, нет. Кассиус Клей был олимпийским чемпионом в полутяжелом весе. Но через пару лет после Олимпиады в Риме, то есть в 1962 году, в Америке об этом знали мало.
Я помню, как после боя с неким Санни Бэнксом, в своей статье какой-то заштатный журналист говорил о Клее как-то вскользь и перевирая все факты. Единственное, что он не переврал, было то, что Клей в этом бою в первый раз был в нокдауне. То, что во втором раунде он нокаутировал Санни Бэнкса, осталось для представителя прессы за кадром. Кто такой Санни Бэнкс? Папа ваш Санни Бэнкс? Быть в нокауте – это его прямая обязанность, вот он в нем и был. А вот то, что Клей побывал на полу, это дело другое! Это, как считал автор, проекция из будущего всей его карьеры.
Я не запомнил фамилию этого журналиста. Было бы интересно его почитать через несколько лет после этого. Да и через пятнадцать лет тоже, когда разыгралась вся великая карьера Клея-Али. Думаю, он «забыл» эти свои пассажи.
Я пришел в «Кристалл» как-то внезапно. Двое друзей туда собрались, ну и я пошел тоже. Я их очень хорошо помню. Один из них хорошо разбирался в боксе. У него еще брат был отличным тренером. А сам он делал большой по тем временам бизнес в Германии.
Второй был азартный молодой человек, который пытался «войти в бокс» в Москве. Первый говорил, что победит, конечно, Татевосян. Второй, который впервые видел этих боксеров, сказал, что победит Пирог. Они заключили пари. Что я сказал? Я очень хорошо знал Татевосяна. Собственно, я знаю его по сей день. Я сказал, что победит Сергей, если у него все будет в порядке с левой рукой (он левша). Я видел его незадолго до этого, и тогда у него с рукой был полный швах. За кого я болел? Конечно, за Татевосяна. Он был прекрасный человек и прекрасный боксер. Трудно было болеть не за него. Тем более, что Пирог проводил четвертый бой. Три предыдущих он провел не в Москве, и я его никогда не видел.
А потом был бой.
Даже сейчас я как будто присутствую на нем. Первый раунд прошел, второй, третий… Я ничего не понимал, точнее, я все понимал. Так бывает. Татевосяну пришлось драться с будущей звездой. И какой звездой! Скорее всего, у Сергея была травмирована левая рука. Но, даже если бы она была здорова, ему бы пришлось в этом бою ОЧЕНЬ нелегко. Его соперник умел в ринге все. Позже, когда я с ним познакомился, я узнал, как он пропускает через голову все, что происходит с ним за канатами. Он вел отличный бой. То наседая, то немного отпуская Татевосяна. Я видел, что Сергей тоже все понимает, но не знаю, травмированная рука тому виной или что-то другое, но он не успевал.
После трех раундов все было ясно. Единственный вопрос – сумеет ли Татевосян дотянуть до конца боя или нет. Он сумел. До конца заключительного десятого раунда. Даже раунда два-три сумел выиграть. Но это было и все. Я хотел к нему подойти, выразить сочувствие, но он ушел. Я его искал, но не нашел. Мой друг, тот, что работал в Германии, отдал деньги второму. Я по этому поводу сказал, что это будут его последние деньги, которые он заработает на боксе. Тот вдруг испугался. «Да ладно тебе!» - сказал он, но я оказался прав. Очень скоро он ушел из бокса. Где он сейчас – не знаю. Где-то должен быть. Голова у него была хорошая.
С тех пор я всегда следил за Пирогом. И совершенно не удивился, когда 31 июля 2010 года он встретился с Дэниелом Джекобсом за вакантный титул WBO в среднем весе (до 72,6 кг) в Лас-Вегасе.
Это был совершенно невообразимый бой. После четырех раундов, как стало известно после боя, Джекобс вел по всем судейским карточкам 39-37. То есть, он выиграл все раунды кроме одного, и нокаут в 5 раунде был абсолютной неожиданностью. Так, наверное, об этом надо рассказывать.
Не знаю, кому как, но для меня нокаут Джекобса был единственно возможным исходом. В первых двух раундах, которые Пирог выиграл, что бы там ни говорили, он установил беспроигрышный рисунок боя. Благодаря великолепному чувству дистанции он громил Джекобса, как хотел. Тот просто не понимал, что ему делать. В третьем и четвертом раундах он как-то сумел завести что-то вроде равного боя, но это, как говорится, только казалось, и то далеко не всем. Так в конце 80-х, когда перепуганный претендент отбегал от Майка Тайсона раунд не упав, судьи временами отдавали ему победу. Какая разница? Все равно ведь проиграет.
В 5 раунде, в конец запутав Джекобса, Пирог нанес правый кросс, и Джекобс «упал, как корыто», как я написал тогда в отчете об этом бое. Это был финал. И никакой неожиданности в нем не было. Титул WBO был нашим.
В 2010 году было неясно, кто в мировом боксе есть кто. Джекобса тогда считали случайным человеком, которого победил случайный чемпион. Не знаю, не знаю. В 2017 году с ним в близком бою промучился все 12 раундов бесспорный лидер среднего веса Геннадий Головкин, а в 2018 – та же судьба ждала его очень бедового претендента Сергея Деревянченко. Я в районе 2010 года или чуть позже назвал именно Дмитрия Пирога фаворитом в планировавшемся тогда бою с Геннадием Головкиным. Чуть позже меня за мой прогноз чуть с «говном не съели», а в 2017-18 годах об этом «забыли».
После завоевания титула Пирог проправил недолго, но славно. Как сейчас помню 1 мая 2012 года. Тогда состоялся его бой с японцем Нобухиро Исисдой. Встреча проходила в Москве в Крылатском. Мы еще тогда думали, зачем боксерский поединок в первомай. Ну, ладно, следующий будет в более подходящее время. Тогда Пирог произдевался над бедным японцем все двенадцать раундов. Когда бой закончился, на Исиду было больно смотреть. Вовсю шли переговоры о бое с Головкиным. Они шли, и шли, и шли… И ни к чему не пришли.
Уже несколько лет все говорили о травме спины у Пирога. Она обострилась, и ничего от нее не помогало. Из первых рук доносили, что, вроде бы, что-то нашли, но, по слухам, это помогало лишь до середины боя. Бокс пришлось оставить. Для поклонников Пирога совершенно неожиданно. Со временем его естественно стали понемногу забывать…
А зря. Очень зря. Второго такого чемпиона, как Пирог, у нас долго не будет.