Найти в Дзене
Анна на ночь

Недреманное Око: сюжет, которого не было в Писании

Спас Недреманное (или Недрёманое) Око (греч. ὁ ᾿Αναπεσών, о АнапесОн) – символическая композиция, представляющая Христа Отрока (Христа Эммануила), почивающего на ложе с окрытыми глазами. Основу иконографической схемы составляют тексты Писания, в частности, 120 Псалом, Песнь ступеней: «Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю. Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя, се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля» (Пс.120:2-4). Кроме того, чтение Псалма включено в службу Вседневной Полунощницы, а парафраз 49 главы Бытия включен в богослужение Великой Субботы: «Якоже лев Спасе уснув плотию, яко некий скимен мертв востаеши, отложив старость плотскую».

Спас Недреманное Око, с избранными святыми. Москва, вторая половина XVI в.
Спас Недреманное Око, с избранными святыми. Москва, вторая половина XVI в.

Развиваясь, иконография Недреманого Ока получила жертвенный, страстной характер: так, и поза, и одеяния Чада и Богородицы указывают на грядующие Страсти Спасителя. Таким образом, можно проследить связь с иконорафической схемой «Оплакивание Христа» (католики знают её под названием «Пьета»).

да-да, та самая Пьета Микеланджело
да-да, та самая Пьета Микеланджело

В шестнадцатом – семнадцатом столетиях распространяется толкование образа Спаса Недреманое Око, впоследствии воспринятые старообрядцами: «Лев спит единым оком, а другим зрит; тако и Христос поспа во гробе плотию и вся виде Божеством. А то ангел Господен преобразует смерть Господню и держит крест и трость и губу» . Также из «свойств» льва было взято то, что львица, облизывая на третий день своих львят, оживляет их своим дыханием – так и Спаситель воскрес на третий день. Таким образом, композиция Недреманого ока прямо указывает на последующее после Страстей Воскресение Христово.

Образ тесно связан с ветхозаветным пророком Ионой, который три дня провёл во чреве кита, что в христианской традиции символизирует смерть и воскресение Христа. В композиции также прослеживаются заимствования из античного искусства и символики Диониса, бога плодородия и возрождения, что подчёркивает идею неистребимости жизни.

лёв дышит на минилёву, оживляя его. Английская Псалтирь четырнадцатого столетия
лёв дышит на минилёву, оживляя его. Английская Псалтирь четырнадцатого столетия

Икона традиционно размещалась в храме в жертвеннике или восточной части нартекса, связывая её с Евхаристией и ветхозаветными предзнаменованиями Воплощения. Богородица в образе выступает ходатайницей, молящейся за человечество. Вокруг композиции располагаются символы вечной жизни и спасения — райский сад, ангелы, крест.