Бессмертная классика режиссера Роберта Земекиса - фильм «Назад в будущее» в этом году отмечает свой юбилей. Любимой многими научно-фантастической истории исполняется уже 40 лет!
В американский кинопрокат картина вышла в далеком 1985-м 3 июля. Давайте вспомним наиболее интересные факты ее создания.
Школьные воспоминания двух друзей
Идеей воплощения истории послужил выпускной альбом сценариста Боба Гейла, который тот нашел во время разбора старых вещей в подвале родительского дома. Казалось бы, как детские воспоминания связаны с необычными сюжетными поворотами?
Но во время знакомства с уже пожелтевшими фото Гейл узнал, что в годы учебы его отец был в классе старостой. А после и вовсе провел параллель с собственным детством, ведь у него тоже был староста, с которым он практически не общался.
Боб спросил себя, а что, если бы он переместился в прошлое, чтобы подружиться со своим родителем. Его волновало, сумели бы они найти общие интересы.
Тогда Гейл решил рассказать эту историю своему приятелю Роберту Земекису. Второй в свою очередь вспомнил маму, которая часто делилась тем, какой ответственной была в школе, как соблюдала нормы приличия. Например, она говорила, что не целовалась с мальчиками.
Так, объединив эти две истории, у мужчин появился сюжет про подростка, оказавшегося в прошлом, где его родители еще совсем юные.
Эпохой выбрали пятидесятые годы, поскольку время стало ностальгическим, а жизнь в эти годы казалась простой, исходя из детских воспоминаний Гейла и Земекиса.
Прятки в свинцовом холодильнике и тайный ингредиент
Первая версия сценария «Назад в будущее» претерпела кардинальные изменения. К примеру, в самом начале Марти промышлял пиратством, зарабатывал на продаже нелегальных копий видеокассет.
Ливийских террористов в черновике не было, на их месте фигурировали сотрудники спецслужб, думающие, что Док Браун замешен в нехорошем, и проводящие налет на его лабораторию.
ри этом отличалась и машина времени. Никакого «Делореана» не было. Удивительного в этом мало, ведь первый набросок «Назад в будущее» завершили еще в феврале 1981 года, а продажа модели DMC-12 в Северной Америке началась лишь спустя несколько месяцев.
Машину времени сценаристы представили, как стационарную лабораторную установку с лазером, а для перемещения в прошлое на ней героям не было необходимости разгоняться до 88 миль в час. Им просто требовалось много энергии и, как не странно, бодрящая кока-кола.
По сценарию, тонизирующий напиток являлся секретной деталью, из-за которой машина времени вообще отправляла людей в прошлое.
Даже финал сильно поменялся. Для недостающей в путешествии энергии Док и Марти посещали полигон в Неваде, на котором проходили ядерные испытания. Чтобы оградить себя от радиации главный герой сидел свинцовом холодильнике, ожидая атомного взрыва и отправлялся назад в будущее.
Прибыв в настоящее, Марти понимал, что его действия спровоцировали изменение хода истории. Док, находящийся в прошлом, сумел угадать тайный ингредиент и создал множество изобретений, которые изменили мир, - летающие автомобили, роботы и подобное.
Джордж Макфлай стал успешным боксером. А в результате яркого исполнения песни Johny B. Goode, преподаватели позвонили полицию, пресекая школьные беспорядки. Это стало помехой к созданию рок-н-ролла.
Начальный сценарий фильма сильно проигрывал всем известному по многим пунктам - шуткам, образам персонажей, цепляющим моментам. Даже первая версия Марти радости не внушала, так как он был жадным, истеричным и плохо соображающим. Такому герою не хотелось сопереживать.
К тому же на первых парах Голливуд интереса к работе не проявил, что позволило Земекису и Гейлу доработать сюжет и довести сценарий фактически до идеала.
Причем здесь «Роман с камнем»
При создании «Назад в будущее» Роберта Земекиса и Боба Гейла уже уже знали благодаря проработанным сценариям, однако фильмы по ним в прокате особо не пользовались успехом. У друзей уже вышли две полнометражные ленты, которые оказались провальными.
Общественность могли и вовсе лишиться «Назад в будущее», если бы фильм не заприметил актер и по совместительству продюсер Майкл Дуглас. И дело не в том, что он прочитал рукопись, а в том, что хотел развиваться на собственном творческом пути.
Артист искал для себя прорывной проект, которым стала приключенческая комедия «Роман с камнем». Для будущего хита в режиссеры он позвал Роберта Земекиса, давая таким образом ему прославиться.
Однако пробные просмотры «Романа с камнем» не оправдали ожиданий – оказались плохими. У Земекиса была договоренность со студией Fox, и после успеха картины он приступил бы к съемкам фильма «Кокон», но в студии сочли ленту однозначно провальной, что списали на режиссера, расторгнув с ним контракт еще до премьеры. «Кокон» же получил Рон Ховард.
После «Роман с камнем» в прокат все же вышел, и, к удивлению создателей, стал одним из основных хитов 1984 года. Земекис не был связан обязательствами и повысил репутацию, поэтому взял черновик «Назад в будущее» и представил его в студии Universal, где работал режиссер Стивен Спилберг – его приятель, о чем писали РБК. Сделку оформили быстро, а у Земекиса появилась возможность снять фильм.
Двойной ход для роли «Марти»
Во время подбора кандидатуры на роль Марти Макфлая создатели выразили единое мнение – актер Майкл Дж. Фокс попадет в образ на сто процентов. Проблема заключалась в том, что в это время он был задействован в съемках сериала «Семейные узы». Продюсеры ленты боялись понижения рейтингов, поэтому не отпустили актера в мир большого кино.
Земекису начали искать замену, устроив масштабный кастинг. Годы спустя оказалось, что на эту роль пробовался даже Джонни Депп, что Боб Гейл обнаружил после пересмотра старых записей. В итоге выбрали Эрика Штольца, которому было 20 лет.
Роль Дока Брауна тоже получил не тот артист, на которого делала ставки команда. Создатели надеялись, что она достанется Джону Литгоу, однако и он был занят в другом проекте. Поэтому в Дока Брауна перевоплотился актер Кристофер Ллойд.
Начало съемок пришлось несколько раз сдвигать, так как кастинг затянулся. Многие сомневались, что лента выйдет в мае 1985 года, как того желала студия. После старта съемочного процесса Земекис быстро осознал, что нанять Штольца - ошибка.
Как подчеркивал режиссера, актер казался чересчур серьезным и подходил больше для драмы, чем для комедии. Он не оставлял образа, когда прекращались дубли, и просил, чтобы коллеги называли его только «Марти». Еще ему было сложно кататься на скейте.
В Голливуде киностудии редко соглашаются заменять главного актера уже после начала съемок, так как риски часто бывают неоправданными, но «Назад в будущее» стал исключением.
Через месяц после старта съемок режиссер и продюсеры нашли замену Штольцу внезапно в лице Майкла Дж. Фокса. Они все же сумели договориться с создателями «Семейных уз». Дальнейшая судьба актера оказалась довольно тяжелой – у него выявили болезнь Паркинсона.
Необычное альтернативное название
Известно, что в процессе работы над кинопродуктом его могут переименовывать множество раз. С «Назад в будущее» могли поступить так же, но оригинальное название устроило членов съемочной группы, продюсеров, актеров.
Против выступил только глава студии Universal Сидни Шейнберг, который не понимал для чего в названии упоминается «будущее», ведь Марти перемешался в настоящее.
Помимо этого, он был убежден, что это слово из-за излишней жанровости не привлечет зрителей. Создателям он послал записку, где предлагал переименовать проект в «Космонавт с Плутона», так как в одной из сцен Марти должен был подобным образом представиться.
Продюсировавший фильм Стивен Спилберг нашел оригинальное решение. Он написал Шейнбергу письмо, где похвалил за «классную шутку» с новым названием. После этого глава студии решил не признаваться, что на самом деле не шутил. В конечном счете он утверждал, что эта история просто легенда. Однако копию записки опубликовали через время, и правда раскрылась.