Найти в Дзене
Right line

Cпрос на оплату с помощью биометрии в России продолжает расти

Оглавление

Россия плавно движется к повсеместному внедрению биометрии, в то время как Платформа биометрических сервисов (ПБС) НСПК, интегрированная с Единой биометрической системой (ЕБС), находится в самом эпицентре этих изменений. Опираясь на данные за май 2025 года о том, что в ЕБС зарегистрировалось более 4 млн человек, из которых 70% присоединились в последний год, можно сделать вывод о том, что доверие российских пользователей к биометрии заметно возросло.

Кирилл Каллиников/РИА Новости
Кирилл Каллиников/РИА Новости

Тестирования ПБС НСПК начались еще в 2023 году. Основной функцией Платформы биометрических сервисов является объединение в единое целое отдельных решений по биоэквайрингу различных банков. К концу 2023-го года было объявлено о выходе платформы биометрических сервисов в пилот. На сегодняшний день пилотные проекты биометрической оплаты успешно стартовали в Москве и Казани. Все больше банков и торговых сетей по всей России подключаются к ПБС, чтобы сделать оплату по биометрии таким же привычным для пользователей способом, как карты Мир и СБП.

Михаил Зубакин, Директор департамента платежных систем компании Right line высказал свое мнение о текущих тенденциях и перспективах развития Платформы биометрических сервисов в России:

«Несомненно, платформа биометрических сервисов от НСПК находится в самом начале развития, но уже есть успешные кейсы внедрения биоэквайринга в транспортной сфере. В последнее время банки все чаще приходят с вопросами о возможности подключения к этой платформе, т.к. знают что такой сервис набирает популярность у клиентов других банков и хотят запустить его у себя, чтобы не отставать от лидеров. В целом, клиенты банков очень восприимчивы к инновациям и достаточно быстро осваивают новые платежные сервисы: так было с картами, nfc платежами, СБП, уверен, что и оплата с использованием биометрии займет свое место в потребительских привычках».

Выгода на лицо

Важным преимуществом для пользователей является возможность предоставить через приложение СБПэй согласие на обработку своих биометрических данных сразу всем финансовым организациям, которые подключены к ПБС НСПК. Это значительно упрощает жизнь клиентам, поскольку им не нужно тратить много времени и давать согласие каждому банку отдельно. Данная функциональность определенно будет способствовать плавной популяризации оплаты с использованием биометрии, поскольку клиенты банков всегда ценят удобство и скорость.

В настоящее время также ведутся работы над интеграцией биометрической оплаты с картами Мир. Тестирования уже начались и предполагается, что прием оплат станет доступен уже совсем скоро. Сейчас к ПБС НСПК подключено уже более 10 эмитентов и 3 биоэквайера, еще несколько крупных банков — в процессе подключения.

Михаил Зубакин также отметил:

«Основное преимущество платформы как для банков, так и для клиентов — это равноудаленный биометрический сервис, где у клиентов любого банка появляется возможность платить с помощью биометрии в сети любого биоэквайера. Причем банку даже необязательно иметь собственную коммерческую биометрическую систему (КБС), т.к. правилами платформы предусмотрено использование сторонней КБС, что существенно снижает порог входа для запуска биоэквайринга в своей сети».

Новые технологии или старые привычки?

Несмотря на постепенный рост интереса к биометрической оплате со стороны населения, биоэквайринг пока не вышел на массовое потребительское признание. Основные причины заключаются как в технологической инфраструктуре — не все торговые точки оснащены необходимым оборудованием для распознавания по лицу, так и в привычках самих пользователей. Большинство клиентов все еще предпочитают проверенные способы оплаты: карты или СБП. Пройдет некоторое время прежде, чем биометрия станет естественной частью повседневных покупок, также, как это было с СБП. Кроме того, банкам также необходимо время на обновление собственных систем, внедрение совместимых решений и формирование у клиентов доверия к новому способу идентификации.

Михаил Зубакин также отмечает, что это абсолютно естественный процесс:

«Биоэквайринг — относительно новая технология, и ей необходимо время, чтобы проникнуть в массы. Это касается как обновления терминальных устройств, так и формирования у пользователей привычки «платить лицом» в торгово-сервисных предприятиях. Такие изменения не происходят мгновенно — это постепенный, но логичный процесс цифровой трансформации, который рано или поздно станет стандартом».

Ключ, паспорт и банковская карта в одном лице

С развитием Платформы биометрических сервисов появятся новые возможности не только для оплаты, но и для использования биометрии как способа подтверждения личности. Распознавание по лицу можно будет применять не только для обычной оплаты на кассе в продуктовом магазине или метро, но и в других ситуациях, например, чтобы проверить возраст при покупке определенных товаров или получить доступ к цифровым сервисам без использования паролей и карт.

ПБС НСПК открывает большие возможности для развития бизнеса и клиентского сервиса, поскольку позволяет интегрировать биометрию не только в традиционные процессы оплаты, но и в ситуации, где требуется надежное распознавание пользователя без участия третьих лиц. Таким образом, в будущем мы сможем увидеть полностью автоматизированные точки обслуживания, а также снижение уровня мошенничества и упрощение доступа ко многим услугам.

Михаил Зубакин уверен в дальнейшем успешном развитии платформы:

«У биометрических технологий большие перспективы и платформа, которую создает НСПК, дает банкам возможность в полной мере реализовать этот потенциал.
Фактически, НСПК берет на себя все затраты на реализацию взаимодействия со множеством систем, участвующих в процессах, связанных с биометрическими платежами (интеграция с платежными системами Мир и СБП, системой идентификации и аутентификации ГИС ЕСИА, биометрической системой ГИС ЕБС) и предоставляет банкам единый стандарт по подключению и использованию биометрических сервисов для своих клиентов. Уверен, что уже очень скоро биоэквайринг будет использоваться везде, где необходимо осуществлять проверку личности и/или возраста клиента, например, услуги каршеринга, покупка алкоголя или энергетиков, табачной продукции».