Найти в Дзене

«Грузоперевозки находятся в кризисе»: как транспортные компании Татарстана пытаются выжить

Оглавление
   KazanFirst
KazanFirst

Казанское ООО «Нео Транс» выкупило базу «Каздорстроя» на трассе М7 для строительства станции технического обслуживания (СТО) грузовых автомобилей. Об этом сообщил глава Рыбно-Слободского района Татарстана Радик Ислямов. По словам чиновника, это будет один из крупнейших, если не самый крупный, сервисных центров для грузовиков в России. В проект уже вложено 500 млн рублей. Планируется создать 250 рабочих мест.

— Пока они чуть-чуть просели. В транспортной отрасли, вы знаете, последний год передряги. Но инвестор оптимизма не теряет, говорит, что обязательно добьет этот объект, — сообщил Ислямов.

Придорожный комплекс будет располагаться в 10 км от соединения с М-12. Здесь уже действует заправочная станция инвестора, а в перспективе будут построены гостиничная зона, станция технического обслуживания и салон новых грузовых автомобилей.

-2

Фото: tatarstan.ru

— Компания «Нео Транс» сама пользуется КАМАЗами, покупает только КАМАЗы. У них около 1,5 тысячи грузовиков. Им нужен хороший официальный дилер, они там же будут продавать автомобили. Это как автосалон уже получится, — рассказал KazanFirst Ислямов.

Компания «Нео-Транс» основана в 2017 году, является одним из лидеров на рынке грузоперевозок в России, говорится на сайте организации. Основное направление ее деятельности — тентованные и рефрижераторные автомобильные грузоперевозки. Компания работает по всей России и располагает филиалами более чем в 40 городах страны.

По данным СБИС, выручка компании в прошлом году составила 8,7 млрд рублей. Однако чистая прибыль сократилась в 2,7 раза, с 496 млн рублей в 2023 году до 183 млн в 2024 году. Капитал ООО составляет 6,7 млрд рублей, долгосрочные обязательства достигают 5,2 млрд рублей, а краткосрочные 1,3 млрд рублей. Дебиторская задолженность снизилась с 859 млн рублей в 2023 году до 527 млн в 2024 году.

«К таким решениям перевозчики приходят не от хорошей жизни»

По данным Татарстанстата, более 42% организаций, занятых в транспортировке и хранении, оказались убыточны по итогам первых трех месяцев 2025 года. Общая сумма убытков превышает 3 млрд рублей. Одновременно ведомство отмечает 35% роста объема перевозок в I квартале 2025 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Оборот таких организаций, занятых в республике, по итогам I квартала вырос на 9,3%.

Директор компании «Реверс», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике Торгово-промышленной палаты РТ Сергей Сотников сообщил KazanFirst, что «перевозками сейчас заниматься невыгодно».

— Это убыточный бизнес. Все, кто перевозками занимается, ищут, куда бы еще вложиться, чтобы получить дополнительную доходность, — рассказал Сотников.

-3

Фото: tatarstan.ru

Эксперт объяснил, что сервис — одна из ниш, в которой можно заработать, «к таким решениям перевозчики приходят не от хорошей жизни». Среди прочего, обладая собственным грузовым транспортом, он позволяет минимизировать издержки на обслуживание автомобильной техники.

Сотников охарактеризовал нынешнюю ситуацию в автоперевозках как «тревожное ожидание».

— Ситуация у всех одинаковая. Есть компании, я точно знаю, которым зимой выгоднее было поставить машину, дать водителю минимальную зарплату и отправить в отпуск. Машина приносила до 200 тысяч убытков в месяц. Каждая машина, — пожаловался эксперт.

«Игроки уходят с рынка»

Основатель транспортной компании ООО «Капитал» Рамиль Хакимзянов охарактеризовал ситуацию на рынке грузоперевозок как кризисную.

— Там есть своя жизнь, есть свои заказы, но цены сильно упали. Игроки уходят с рынка, и рынок в целом тяжелый. Инвестировать туда никому не хочется, потому что есть переизбыток, очень большой перегрев игроков на этом рынке, — рассказал он KazanFirst.

Хакимзянов уверен, что решение «Нео Транса» может дать «мультипликативный эффект». Предприниматель получит не только новую выручку, он снизит налог на прибыль и себестоимость своих перевозок. Эксперт назвал такой ход «одним из способов диверсификации» бизнеса, поскольку «это новая выручка с рынка, новые деньги, новые контакты».

-4

Фото: KazanFirst

— Такому проекту можно пожелать удачи. Хорошее начинание, очень правильное направление в кризис — проинвестировать свои собственные деньги уже не в грузовики, по которым идет большое падение и цен, и объемов перевозок, а в новый бизнес, который у себя же можно применить, — выразил свое одобрение Хакимзянов.

По его словам, затраты на ремонт и обслуживание могут достигать 14% от общих затрат, в зависимости от возраста парка, величины выручки и себестоимости перевозок.

— Когда вы имеете свой сервис, можете снизить стоимость ремонта на 5-8% за счет того, что делаете его самостоятельно, — оценил решение эксперт.

«Это нормально для перевозчиков — говорить, что грузов нет»

Председатель татарстанского отделения «Опоры России» Антон Баклашов сказал KazanFirst, что не помнит, когда бы перевозчики не жаловались: «У них всегда какая-то проблема».

— Это нормальная тенденция для перевозчиков — говорить, что грузов нет, что система контроля «Платон» съедает много денег, что солярка дорогая. Но найти сегодня компанию, которая сегодня же встанет на погрузку, — это проблема, — объяснил он.

Баклашов заметил, что для автомобильных перевозок сегодня «открылись все ворота». Выросло качество автомобильных дорог, сложнее стало с железнодорожными перевозками.

-5

Фото: KazanFirst

— Количество компаний-перевозчиков, логистических компаний кратно увеличилось. Естественно, рынок насытился. Новички заходят в надежде, что возьмут в лизинг 15-20 машин и завтра их загрузят. Такого чуда не случается. Сейчас же есть автоматизированные системы подбора перевозчика, где указан рейтинг перевозчика, кто соблюдает сроки, обеспечивает качественно, состояние машины, с холодильником, без холодильника. То есть там свою репутацию надо заработать, — подчеркивает эксперт.

По его словам, такая ситуация сейчас в любом бизнесе.

— Построй сейчас магазин в чистом поле со скоропортящейся кондитерской продукцией и скажи, что у тебя нет покупателей. Надо выбирать место, время и знать свою позицию, где работать, — заключил Баклашов.