Утро второго дня путешествия у меня началось с прогулки по Кинешме.
Всё-таки жить на набережной Волги - "нереально круто"!)))
Можно встать пораньше и просто гулять - дышать свежим воздухом, наслаждаться видами, нюхать цветочки, фотографировать домики ...
Ещё мне хотелось дойти до Козохи - это вторая река, впадающая в Волгу в Кинешме. На Кинешемку мы ходили-ездили вчера. Дошла...
После завтрака в Мирной пристани мы уже все вместе поехали досматривать Кинешму - то, что не видели вчера, и в наш прошлый приезд.
Музеи открываются не раньше 10 часов, поэтому мы успели ещё немного погулять по центру Кинешмы...
... посмотреть Никольский мост через Кинешемку...
... Успенскую церковь...
... и гигантский элеватор...
Первый музей, который мы посетили -
Кинешемский художественно-исторический музей.
Мы посмотрели художественную часть музея - картинную галерею. Она расположена в здании бывшего Дома призрения бедных (1866 г.)
Сотрудницы музея очень доброжелательны. Мы от них много узнали, даже без официальной экскурсии.
Например о том, что в Кинешме жил потомственный дворянин, а также действительный статский советник, промышленник – капиталист новой формации, владелец пароходства на Волге, член совета Русского торгово-промышленного банка в С.-Петербурге, участник многих общественных организаций, благотворитель и меценат - Николай Павлович Рузский.
Именно на основе его коллекции создана картинная галерея Кинешмы - «Изобразительное искусство русских и западно-европейских художников XIX нач. XX вв". Это живописные работы Ивана Айвазовского, Константина Коровина, Константина Савицкого, Андрея Шильдера, Сергея Виноградова, скульптурные композиции Евгения Лансере, П.К. Клодта (Клодта фон Юргенсбурга).
Постоянно живя в столице, незадолго до войны 1914 года, Николай Павлович купил в Костромской губернии землю на левом берегу Волги напротив Кинешмы, построил дом со всеми удобствами, электростанцию, назвал имение “Студёные ключи”....
В "Студёные ключи" нам посоветовала заехать сотрудница музея. Но об этом чуть позже.
Сейчас - фотографии некоторых экспонатов музея - картин известных и неизвестных (мне) художников, которые понравились. Листайте:
Дальше был
Музей валенка.
Я хотела просто посмотреть, но Игорь (!) настоял, чтобы с экскурсией. И это было правильным решением.
Экскурсия по музею - это не просто рассказ, а целое путешествие в царство шерсти.
Экскурсовод наглядно демонстрирует процесс создания валенка, знакомит с инструментами вальщиков, с полезными свойствами валяной обуви. Листайте альбом:
Мы узнали много нового о традиционной русской обуви, заново открыли её для себя. Узнали, почему валенки были ценным трофеем в годы войны.
Потрогали "живую" шерсть...
Покрутили старинные станки...
"Побывали" на рабочем месте валяльщика.
Увидели валенки-великаны...
... и валенки-лилипуты (размером меньше 1 мм).
... поняли, что валенки могут быть произведениями искусства (листайте альбом)...
Научились выбирать качественные валенки. И выбрали! Немного пофотографировались...
Музей настоятельно рекомендуем!
Дальше мы забрали вещи из гостиницы и поехали в сторону Щелыкова - Галича, заехав по пути ещё в два места.
Первое посоветовал "навестить" наш друг - Сергей Лучин. Это
дача фабриканта Павла Фёдоровича Севрюгова "Отрадное"-
- владельца одной из бумагопрядильных и ткацких фабрик Кинешмы.
Дача построена в начале XX века, в 1918 году национализирована, а сейчас находится в сильно запущенном состоянии.
Кажется, там уже давно "не ступала нога человека". А когда-то это был целый комплекс, состоящий из жилого дома, служб и парка. Дом был выполнен с размахом и напоминал загородный дворец.
Особняк с садом-оранжерей находился в пейзажном парке на берегу Волги. К реке вела красивая лестница. И вот, что от неё осталось:
А жаль. Здесь можно было бы устроить... ну хотя бы гостиницу.
Следующую "дачу" нам посоветовала посетить сотрудница картинной галереи.
Это
"Студёные ключи"
- усадьба Николая Павловича Рузского.
Этой "даче" повезло гораздо больше! Ивановский предприниматель Широков уже практически восстановил усадьбу и собирается превратить её в крупный просветительский центр Ивановской области - проводить на территории усадьбы образовательные, учебные мероприятия праздники и фестивали.
Усадьбы построена в 1912-1914 годах.
С 1914 по 1918 г. Н. П. Рузский жил в усадьбе со своей семьёй. В «Студёных ключах» устраивались музыкальные концерты и светские мероприятия. До революции усадьбу Н. П. Рузского посетили А. П. Бородин, Б. М. Кустодиев, Ф. А. Бредихин, в её стенах выступали Ф. И. Шаляпин и С. В. Рахманинов.
В 1918 г. усадьба была национализирована, и Н. П. Рузский эмигрировал во Францию.
В 1918—1927 г. в усадьбе располагалась колония для несовершеннолетних преступников. В 1927—1941 г. усадьба использовалась как санаторий для трудящихся Ивановской области, а во время Великой Отечественной войны — как госпиталь.
С 1946 г. по 1978 г. в усадьбе функционировал один из цехов Кинешемского химического завода. В 1978 г. усадьба пришла в аварийное состояние...
Как хорошо, что у нас в стране есть такие люди, как этот ивановский предприниматель!
Когда мы приехали к воротам усадьбы, они были закрыты, но из калитки вышел скромный мужчина и спросил, хотим ли мы посмотреть усадьбу. Мы так поняли, что это и есть хозяин. Может и нет, но нам показалось, что это было именно так.
Мужчина сел в свой автомобиль и уехал, а мы с его разрешения прогулялись.
Листайте альбом:
Я даже заглянула внутрь. Но от прежнего внутреннего облика ничего не сохранилось, фотографии и описания тоже не сохранились, интерьеры восстанавливаются в «духе времени».
Но по тому, что уже сделано, видно, что всё здесь когда-нибудь будет просто сказочно! Хочется приехать сюда лет через 5-10 и в этом убедиться.
Дальше мы поехали в усадьбу А. Н. Островского Щелыково. От Кинешмы - около 30 км.
Но как только закончилась Ивановская область, и началась Костромская, дорога резко ухудшилась:
Тем не менее, через полчаса мы были в Щелыкове.
К сожалению, посетить усадьбу с экскурсией не удалось.
Экскурсии проводятся - каждые полтора часа. Но для групп от 5-и человек. Нас было трое. Чтобы для нас провели экскурсию, пришлось бы платить за пятерых. А это дорого. Поэтому погуляли самостоятельно.
Про усадьбу написала мама:
Усадьба А. Н. Островского Щелыково.
"Главным событием 2-го дня нашего путешествия считаю для себя- посещение усадьбы А.Н. Островского.
Длинная пешеходная дорога от главных ворот усадьбы вдоль берёзовой аллеи казалась бесконечной: такой простор с двух сторон. Слева – деревянные дорожки (как в Архангельской области), а в центре – асфальт.
Вот, наконец, перед нами скульптура Алексея Николаевича.
Такое ощущение, что он живой и встречает гостей. Сходства с портретом драматурга, написанным художником Перовым, я не нашла, но впечатляет, и это – главное.
В конце берёзовой аллеи, которая была такой длинной, что казалась мне бесконечной, находится санаторий «Щелыково». В кафе административного здания мы перекусили. Здесь развешены фотографии когда-то здесь отдыхавших актёров (мне очень понравилась фотография Николая Караченцова-он такой живой, молодой и одухотворённый!)
Затем мы посетили главный усадебный дом.
Дом деревянный с белокаменными портиками и двумя террасами; огромный – с парадным крыльцом и служебными помещениями.
В старину Щелыково называлось Пустошь Шалыково.
В 17 веке оно принадлежало роду Кутузовых, а в 18 веке стало известно благодаря предводителю костромского дворянства, отставному генералу Фёдору Михайловичу Кутузову, который владел здешними землями до 1813 года. Его обширное наследство делилось между дочерьми и пришло в упадок.
А в 1847 году Щелыково было куплено с торгов в московском опекунском совете отцом писателя Николаем Фёдоровичем Островским.
Впервые Александр Островский посетил Щелыково 1 мая 1847 года. Вначале оно ему не понравилось. Но через некоторое время он уже писал в дневнике: «…Места удивительные. Дичи пропасть. И далее: «Что за реки, что за горы, что за леса!.. Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга, он бы давно превратился в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии и Италии».
После смерти отца в 1853 году права на усадьбу перешли к его вдове (второй жене Николая Фёдоровича Островского), которая не смогла содержать хозяйство усадьбы в должном порядке, и оно превратилось в запущенное место. В 1867 году Александр вместе с братом выкупили отцовское имение. И с той поры драматург проводил здесь по 4-5 месяцев в году. Здесь он работал над пьесами «Гроза», «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница» и «Снегурочка».
Сам дом в усадьбе кажется огромным, но внутри- достаточно скромный. Впечатляет кабинет драматурга: массивный письменный стол, который якобы, он сделал сам; разложены рукописи, на стене - фотографии известных людей того времени, в том числе, Льва Николаевича Толстого.
С нашим великим писателем драматург был на «ты», но взгляды их во многом не совпадали. В Щёлокове бывали: Тургенев, Гончаров, Садовский, Ермолов, Яблочкина и многие другие.
Драматург очень любил гостей. Самой большой комнатой в доме была столовая, где за огромным столом собиралась семья и многочисленные гости.
Большая керосиновая лампа свисает с потолка, стоит самовар, принадлежащий, по легенде, его отцу, и был подарен ему купцами.
В гостиной мемориальным предметом является фортепиано и табурет-вертушка к нему.
Над фортепиано – зеркало в резной раме, расположенное таким образом, что можно было наблюдать всё, что происходило на террасе, ведущей в нижний парк.
Нижний парк – большой и интересный – со слов Татьяны. Нам с Игорем спускаться в нижний парк по длинной-предлинной лестнице показалось не под силу.
Можно много писать о биографии и личной жизни драматурга. Жизнь его была насыщенной и непростой, но, читая о нём, жалею, что когда–то мало ходила в театр на его пьесы. Мне кажется, что он один из лучших драматургов в мире.
А насколько он был многогранен в своих интересах и увлечениях! Рыбалка, знакомство с владельцами окружающих усадеб, знакомство и изучение судеб простых крестьян и местных купцов.
Прогуливаясь по скверам и тропкам Щелыкова, начинаешь понимать, почему Островский так любил эту землю.
Увидели мы и так называемый Голубой дом, который построила его дочь, Мария Александровна Островская–Шателен.
Дом очень красивый и используется как культурно- образовательный центр. Стоит он на месте разобранного гостевого дома, где останавливался его брат – Михаил. Выполнен в стиле модерн, с фигурными наличниками на окнах.
Несомненно, на творчество Островского повлияла жизнь в Замоскворечье - в районе купцов, мещан, мелких служащих и духовенства, а также работа в судах, где он знакомился и рассматривал многочисленные дела из жизни людей этих категорий. Он создал галерею ярких, запоминающихся персонажей.
И хочется непременно вернуться сюда, побродить по дорожкам и окунуться в мир жизни и пьес замечательного драматурга!
А я добавлю от себя только то, что одна погуляла по парку.
Красивый парк! "Сплошные горы и пригорки"! Лестницы, симпатичные дорожки...
Беседки...
Смотровые площадки...
Дальше мы поехали в Галич. Это 138 км. Из которых половина - по плохим дорогам. Удивились, что на нашем пути почти не встретилось никакого жилья. Вспоминали Ивана Сусанина...
Заселившись в гостиницу "Престиж" (про то, где мы ночевали, я писала отдельно), мы поехали в Галич, чтобы получить первое представление об этом городе. Посмотрели центральную площадь. Удивились количеству торговых рядов! Это прямо маленькая Кострома!
На центральной площади установлены памятники знаменитым галичанам:
И памятник Ленину, конечно...
А ещё мы видели три храма...
... пожарную каланчу...
... поднялись на гору Балчуг, которую называют одной из главных достопримечательностей Галича. Потому что с неё открывается красивый вид на Галичское озеро.
... выпили очень вкусного кофе в маленькой открытой кафешке у рынка...
... на обратном пути остановились у Галичского озера, посмотрели скульптуры, установленные на его берегу.
И полюбовались закатом...
А более серьёзное изучение Галича оставили на завтра. Ведь и этот, второй день путешествия, получился очень насыщенным.
День 3-й:
К началу: