Найти в Дзене
Тот самый «Епихин»

Нейрорейдерский захват

На конкурсе педагогических практик в ТПУ сразу несколько преподавателей представляли образовательные проекты с нейросетями. Собственно и позже, были дискуссии с коллегами различной высоты полета  в образовании. И, конечно, у преподавателей слышится страх «мол, нейронки скоро нас заменят», а у управленцев наоборот некоторая радость и бравада «мол, скоро не нужно будет бегать за этими преподами капризными, все нейронки будут делать». Собственно хотел поделиться мыслями на этот счет. Во-первых, на мой взгляд, маркетинг нейронных сетей идет впереди их реальной значимости для образования. Помните, как раньше в любую программу и грант пытались воткнуть «нанотехнологии» и «инновационный».  Во-вторых, нейронная сеть навряд ли сможет  выражать эмпатию к обучаемым, ну и такие качества, как харизма и чувство юмора у нее, по крайней мере ЕЩЕ не прокачаны. Захотят ли люди преподавателя-нейронку, ну это равносильно захочет ли больной хирурга-киборга? Как бы не развивались технологии факт останет

На конкурсе педагогических практик в ТПУ сразу несколько преподавателей представляли образовательные проекты с нейросетями. Собственно и позже, были дискуссии с коллегами различной высоты полета  в образовании. И, конечно, у преподавателей слышится страх «мол, нейронки скоро нас заменят», а у управленцев наоборот некоторая радость и бравада «мол, скоро не нужно будет бегать за этими преподами капризными, все нейронки будут делать». Собственно хотел поделиться мыслями на этот счет.

Во-первых, на мой взгляд, маркетинг нейронных сетей идет впереди их реальной значимости для образования. Помните, как раньше в любую программу и грант пытались воткнуть «нанотехнологии» и «инновационный». 

Во-вторых, нейронная сеть навряд ли сможет  выражать эмпатию к обучаемым, ну и такие качества, как харизма и чувство юмора у нее, по крайней мере ЕЩЕ не прокачаны. Захотят ли люди преподавателя-нейронку, ну это равносильно захочет ли больной хирурга-киборга? Как бы не развивались технологии факт останется фактом - человеку важно ощущать, что за экраном находится другой человек. Может быть кто-то и получает удовольствие от общения с телефонными ботами, Сири или Алисой, но они меня утомляют.

С другой стороны, нельзя отрицать факт, что нейронки это крутые рабочие лошадки, которые могут искать и систематизировать информацию. Это, конечно, снижает эффективность таких активностей, как написание реферата. Хотя рефераты морально устарели еще в период моего обучения благодаря всесильному «Гуглю». Но, с другой стороны, это открывает возможность более объемные проекты реализовывать с информационной точки зрения. Да, даже если рассуждать об написании рефератов ИИ - все равно без грамотно составленного промта она «как бэ» бесполезна.

В-третьих, продолжая предыдущую мысль, нейронки многим хороши, но за ними нужен глаз да глаз. Промт составить одно дело, но без факт-чекинга не обойтись. А как тут без специалиста в данной области, а точнее без того препода, которого мы попытались «заменить»? Не будут же руководители своими ручками «лопатить» гигабайты информации переваренной ИИ. Шах и мат. Поэтому эра нейронок-преподов, на мой взгляд, еще не скоро наступит.

В-четвертых, нейронки работают только тогда хорошо, когда соблюдается 2 условия: их хорошо и правильно «учат» и им дают достаточно информации. Попробуйте добиться от нее чего-то в отношении неоцифрованной информации. Поэтому не так-то просто ее интегрировать в какую-то область не имея должных ресурсов и нянек-профессионалов.

В-пятых, у них нет и, думаю, не будет креативного мышления. Критическое в зависимости от степени обученности есть, а вот креативного нет. Они находят взаимосвязи в том, что они уже знают и, насколько мне известно, что-то кардинально новое они не способны создавать. Вспомните «Железный человек» и та нейронка Джарвес - создал ее Тони, он ее и учил, а она потом уже могла принимать решения по известному ей материалу, а все предсказания строились статистически на основе полученной ранее информации.

Тем не менее, нельзя отрицать, что нейронки уже вошли в нашу жизнь и быт, от этих изменений не убежишь. Просто, на мой взгляд, их нужно не боготворить и не клеймить, а их нужно изучать, постигать. В том числе и в образовании. Мы, преподаватели, должны отдавать себе отчет, что мы находимся в центре весов: на одной чаше - отрицание значимости нейронок и неминуемый отрыв, уход с одной волны с обучаемыми, а на другой чаше - раболепство перед ними и потеря авторитета в глазах тех же обучаемых.

-2

Нужно искать баланс и жить с ними в симбиозе. Прям, как Эдди Брок с Веномом :)

С уважением,

Тот Самый Епихин