Монорельс в Москве – уникальный вид транспорта, которому суждено было остаться непонятым. Его закрытие – событие, о котором сообщили буквально за два дня до события. Уже 28 июня 2025 года система прекратит работу.
Демонтаж части эстакады начнется сразу. На ее месте, как утверждают городские власти, в 2027 году откроется парк. Почему решение приняли именно сейчас, и почему сообщили о нем всего за один день – большой вопрос. Возможно, опасались реакции жителей.
По официальному заявлению Дептранса, под снос пойдет участок от станции «Выставочный центр» до депо, включая станцию «ул. Сергея Эйзенштейна». Основной аргумент – «необходимость сделать вид на Главный вход ВДНХ более привлекательным».
Одновременно утверждается, что у монорельса есть «удобные альтернативы» – метро, МЦК, автобусы, электробусы, частично дублирующие маршрут. Что именно считается дублированием, не уточняется, поскольку транспорт, который соединял бы ВДНХ и Тимирязевскую через Телецентр отсутствует.
Вместе с этим Дептранс ссылается на «плановое обследование», показавшее, что линии нужен капитальный ремонт. То есть, речь идет не о невозможности его сохранить, а об отказе проводить работы. Между тем, еще пару лет назад всерьез обсуждались беспилотные поезда, новые составы, реконструкция трассы. В какой момент все это было отброшено – никто не объяснил.
Третья система, которой не стало
За последнее десятилетие Москва уже лишилась маршруток и троллейбусов – теперь пришла очередь монорельса.
Монорельс открыли в 2004 году, полноценную работу он начал в 2008-м. С тех пор он стал единственной прямой связкой между «ВДНХ» и «Тимирязевской», через линию Октябрьской железной дороги. Он проходит через Телецентр, соединяет несколько районов, помогает избегать пересадок и пробок.
И все это – уникальная для города трасса, которую теперь просто ликвидируют. С 2016 года систему перевели в режим «экскурсионного аттракциона», интервал увеличили до получаса, часть вагонов сняли с линии. Проект практически заморозили.
В 2023 году публично обсуждались планы реконструкции трассы. В частности, предполагалось переоборудовать линию под скоростной трамвай. Были и варианты с модернизацией самого монорельса – вплоть до закупки новых составов. Все это было озвучено на уровне официальных заявлений.
Транспорт или парк – но почему без диалога?
Месяц назад москвичам предложили на платформе «Активный гражданин» выбрать, что делать с монорельсом. Но выбор ограничен: или сделать «парк», или оставить монорельс как есть – в виде почти неработающей линии, или же «довериться специалистам». Ни модернизации, ни запуска трамвая – как это обсуждалось ранее – среди опций представлено не было.
Именно этот подход и вызывает недоумение. Ведь даже сторонники парка не отрицают, что у проекта могла быть транспортная альтернатива. Почему москвичей лишили возможности обсуждать сохранение инфраструктуры?
Почему не рассматриваются смешанные варианты – с пешеходной зоной и трамваем, как это делается в Европе?
По Сети гуляют скриншоты, КАК проводили опрос.
Подчеркивая парадокс ситуации, специалисты из коломенского Музея трамваев пишут:
«Нам предложили три пути – и все три ведут к уничтожению транспортной функции. Монорельс не модернизируется, не перезапускается. Его просто убирают».
После демонтажа связка между ВДНХ и Тимирязевской через Телецентр исчезнет. Вдобавок, любая наземная альтернатива неизбежно будет сталкиваться с пробками, светофорами, пересадками. Автобусы и электробусы в условиях плотного трафика не могут дублировать эстакаду, идущую прямо и без помех.
Официальная аргументация
На сайте мэрии говорится, что монорельс «устарел», новые поезда не производятся, система не окупается, себестоимость одной поездки – 1500 рублей. Но все это – следствие запущенности системы.
С момента перевода в экскурсионный режим власти последовательно сокращали ее функциональность. При интервале в 30 минут и двух поездах на линии, пассажиропоток не может быть высоким по определению.
Кроме того, звучит аргумент, что трассу дублируют 20 маршрутов наземного транспорта. Но все они – с пересадками, остановками, светофорами. И главное – с нулевым приоритетом на дороге. Дублированием это назвать нельзя.
Парк в воздухе – это красиво. Обещают беговые дорожки, освещение, зоны отдыха, скамейки, кафе, 40 тысяч квадратных метров пространства, подъемы, лифты, видеонаблюдение. Подобные проекты действительно реализованы в Сеуле (парк Seoullo 7017), Нью-Йорке (High Line), Сиднее и ряде других городов.
Но там парки создавались на месте заброшенной инфраструктуры, которую нельзя было восстановить как транспортную. В Москве же речь идет об актуальной трассе с действующим путевым хозяйством.
Монорельс – не просто дорога, а символ
Монорельс – это часть ландшафта северо-востока Москвы. С его появлением район изменился, приобрел характерный облик. Да, он не стал высокоэффективной системой. Да, его скорость и интервал оставляли желать лучшего. Но он существовал, и на протяжении многих лет выполнял свою функцию.
Когда интервал составлял 10 минут, а в работе было больше составов, пассажиры активно им пользовались. Система не была убыточной до тех пор, пока ее сознательно не «усыпили».
И вот теперь принято решение о полном закрытии. Все выглядит как заранее принятое решение, прикрытое витриной «народного участия».
Транспорт – это не только цифры и рентабельность. Это еще и часть городской среды, связей, повседневной жизни. И у москвичей должно быть право решать, каким будет их город.