Найти в Дзене

Художник Олег Гончаров: «Вдохновение — это суперспособность, доступная каждому!»

Олег Гончаров — один из самых востребованных современных российских художников-иллюстраторов, основатель школы для тех, кто мечтает рисовать, и популяризатор искусства иллюстрации. На полке издательства «Открытая книга» три книги с его рисунками: - «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф, - «Чудища от мала до велика» Надеи Ясминской, - «Арабские сказки». Сейчас идёт работа над «Волшебником изумрудного города». Мы поговорили о творчестве, секретах мастерства и, конечно, о волшебстве! Книги с вашими иллюстрациями мы называем «книги с вау-эффектом». Потому что на книжных выставках они неизменно сопровождаются восторгами: «Ух ты! Какие картинки!» Какая суперспособность помогает вам создавать столь впечатляющие иллюстрации к детским книгам? Во-первых, иллюстрация детских книг — это то, что очень мне нравится. Потому что это огромное, неисчерпаемое пространство для экспериментов. Когда ты вовлекаешься в водоворот процесса, то бесконечно хочется создавать что-то ещё, поп

Олег Гончаров — один из самых востребованных современных российских художников-иллюстраторов, основатель школы для тех, кто мечтает рисовать, и популяризатор искусства иллюстрации. На полке издательства «Открытая книга» три книги с его рисунками:

- «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф,

- «Чудища от мала до велика» Надеи Ясминской,

- «Арабские сказки».

Сейчас идёт работа над «Волшебником изумрудного города».

Мы поговорили о творчестве, секретах мастерства и, конечно, о волшебстве!

Олег Гончаров на рабочем месте с новинкой "Арабские сказки" ("Открытая книга")
Олег Гончаров на рабочем месте с новинкой "Арабские сказки" ("Открытая книга")

Книги с вашими иллюстрациями мы называем «книги с вау-эффектом». Потому что на книжных выставках они неизменно сопровождаются восторгами: «Ух ты! Какие картинки!»

Какая суперспособность помогает вам создавать столь впечатляющие иллюстрации к детским книгам?

Во-первых, иллюстрация детских книг — это то, что очень мне нравится. Потому что это огромное, неисчерпаемое пространство для экспериментов. Когда ты вовлекаешься в водоворот процесса, то бесконечно хочется создавать что-то ещё, попробовать новую тему, другое цветовое решение, «играть» с персонажами — безграничность возможностей вдохновляет. И здесь появляется «во-вторых»: вдохновение! Уже на протяжении многих лет вдохновение всегда со мной. Оно никогда меня не оставляет. Мы с ним самые лучшие друзья. Стоит взять карандаш в руки, как тут же неведомая энергия меня наполняет, и на листе постепенно проявляется история! Но я уверен, что вдохновение — это суперспособность, доступная каждому!

Ваши иллюстрации наполнены внутренним очарованием, импрессионистской игрой цвета и обаянием всех, даже отрицательных персонажей. Особенно это заметно в бестиарии «Чудища от мала до велика». А как бы вы описали свой стиль?

О! Это самый неблагодарный вопрос. Как только мы начинаем рассуждать о стиле любого художника, то творчество сразу же пропадает. Думаю, что озвучу факт, который применим ко многим художникам, что о стиле они не задумываются! И я тоже, работая над иллюстрацией, не размышляю о теории. Просто интуитивно чувствую, где что подойдёт: именно эта комбинация цвета, больший уход в реализм или, наоборот, условность, концентрация на фактурах или дотошная проработка деталей и так далее. Иду за идеей! Именно поэтому, когда в школе иллюстраторы-новички спрашивают, как найти свой стиль, то я отвечаю: никак, он сам вас найдёт. Нужно лишь не бояться пробовать, например, иллюстрировать разные художественные произведения даже для портфолио, тестировать колорит, ставить многоплановые творческие задачи, и постепенно будет формироваться собственное видение.

Всегда восхищаюсь, как на мастер-классах каждый из молодых ребят-художников решает тестовые задания своим, особым образом, так и рождается индивидуальный стиль.

Как вы думаете, почему ваши иллюстрации к детским книгам так сильно нравятся не только малышам, но и взрослым? Например, книгу «Чудесное путешествие Нильса с диким гусями» часто приобретают коллекционеры.

Занимаясь иллюстрацией, я делаю это искренне. И даже если рисую монстрика-злодея или что-то неодушевлённое (деревце-камушек), то стараюсь делать от это души. Может быть, поэтому мои работы резонируют людям.

И ещё один момент: когда я рисую любого персонажа, то словно становлюсь на его место, стремлюсь понять его настроение, представить мысли. Мне иногда говорят, что у меня даже лицо меняется, будто я проживаю эмоции вместе с героем!

Кем вы мечтали быть в детстве? И как вы думаете, какие черты этой профессии созвучны с профессией художника?

В детстве я мечтал быть строителем. Мне казалось удивительно интересным строить дома. Из кирпича и глины возводить что-то, где потом будут жить люди, наполняя стены своими голосами. Потом мне казалось очень романтичной профессия пастуха: солнце, поле, бескрайнее небо и запах разнотравья. Что общего?.. Наверное, возможность фантазировать и быть свободным внутри своей профессии.

Недавно в «Открытой книге» вышел сборник «Арабские сказки» с вашими иллюстрациями. Чем, по вашему мнению, арабские сказки отличаются от славянских (русских, белорусских и других)?

Спасибо, интересный вопрос! Конечно, я не специалист в фольклоре. Поэтому поделюсь личным впечатлением. В арабских сказках часто речь идёт о богатствах и драгоценностях. Притом любопытно, что герой получает эти сокровища случайно. А в славянских сказках главная ценность — внутреннее преображение, которое достаётся герою после преодоления различных испытаний. А полцарства — это лишь сопутствующий финалу атрибут.

Но есть и созвучие: добиться своего герою помогают находчивость и смекалка. Хотя и здесь всё неравнозначно: наши сказки порой отличает то, что герою требуется смирение. В арабских сказках я этот мотив не встречал.

Сейчас вы работаете над «Волшебником изумрудного города». Скажите, пожалуйста, как бы вы определили основной посыл книги. Чему она учит детей?

Для меня в этой книге главное, что чудеса и волшебство — это то, что нас окружает. Для них не нужны волшебники, особенные предметы или феноменальные места. Чудо есть в каждом из нас. Удивительные вещи и подвиги совершаются обычными людьми незаметно каждый день. И вот это осознание — основной посыл.

Признаюсь, что я ещё книгу не дочитал! По секрету: я рисую иллюстрации параллельно с чтением. Прочитал текст — нарисовал. Затем вникаю дальше и создаю следующий эскиз.

В этой книге моя задача помочь каждому читателю увидеть, что каждый герой удивительный. Так же как уникален каждый из нас. И каждый маленький или взрослый читатель способен на чудо, нужно просто поверить в себя!

Листайте все книги с иллюстрациями Олега Гончарова издательства "Открытая книга" ЗДЕСЬ.

Биографическая справка:

- родился и живёт в Симферополе,

- закончил Крымское художественное училище,

- Крымский институт информационно-полиграфических технологий Украинской Академии печати,

- Крымский Гуманитарный университет,

- с 2008 года работает иллюстратором,

- автор иллюстраций к более 60 книгам,

- сотрудничает с издательствами Беларуси, России, Украины, Польши, Австралии, США,

- автор курсов по обучению иллюстрации.

Вам также может быть интересно:

Разговор с художником: Илья Есаулов

Секреты творчества: художник Михаил Болотов

Интервью с художником Владимиром Неновым