Усиленный таможенный контроль на границах России со странами СНГ привел к значительным задержкам поставок.
Задержки наблюдаются практически со всех направлений, кроме Белоруссии, особенно ощутимы они при доставке грузов через Казахстан — 5-12 дней, увеличивая общее время доставки до полутора месяцев вместо прежних 10-30 дней.
Преимущественно это касается электроники, но выборочно и других категорий товаров, включая автокомпоненты.
В то же время, товары класса люкс не испытывают подобных проблем с прохождением таможни.
Задержки на границе приводят к затягиванию поставок, что может вызвать временную нехватку товаров и повысить цены для потребителей до 10%.
Это происходит из-за роста затрат на логистику и замедления оборота средств.
Кроме того, несвоевременные поставки грозят штрафами бизнесу и снижают его прибыль, а для скоропортящихся товаров риски особенно велики.
Сами же задержки на казахстанской границе вызваны несколькими факторами: усилением контроля под влиянием западных санкций, резким ростом транзитных потоков в 2024 году, перегружающим инфраструктуру, и борьбой с серым импортом.
Хотя ужесточение контроля может быть связано с желанием Казахстана улучшить таможенную дисциплину и продемонстрировать прозрачность, это не предвещает серьезного ухудшения российско-казахстанских отношений.
Казахстан остаётся ключевым транзитным партнёром России, обеспечивая до 30-35% поставок параллельного импорта, в то время как Армения — до 10%, Грузия — до 7%, и Белоруссия — 20-25%.
Несмотря на это, бизнес активно развивает альтернативные пути через Азербайджан, Киргизию и Китай.
Но новые маршруты связаны с дополнительными логистическими и юридическими расходами.
Существует вероятность усиления таможенного контроля и в других странах, таких как Армения (ужесточила проверку высокотехнологичных товаров), Грузия (под давлением Запада), Турция и ОАЭ (сложности с расчетами и перевозками).
В качестве альтернативы активно развиваются новые маршруты, включая транспортный коридор «Север – Юг», а также строительство Китаем собственной железнодорожной сети, которая в будущем может соединиться с сетями Киргизии и Узбекистана.
В случае необходимости, возможна переориентация поставок через Монголию, учитывая протяженную российско-монгольскую границу.