Найти в Дзене
Сириус.Курсы

Автор и методист Сириус.Курсов Лидия Дергачева: «Дети ценят, когда на уроках всё предсказуемо»

Окей, поиск, где бесплатно подтянуть знания по физике, если я школьник, педагог или просто заинтересованный взрослый? Поисковая выдача: на Сириус.Курсах. Здесь можно пройти обучение по 10 онлайн-программам с 7-го по 11-й класс. За созданием целой линейки курсов, выходящих за пределы школьной программы, стоит команда сильных специалистов. За их координацию отвечает Лидия Дергачева — кандидат физико-математических наук и учитель физики столичной школы № 2086. Поговорили с ней о том, как можно заинтересовать предметом в юном возрасте, могут ли семейные отношения повлиять на выбор вуза и зачем вообще учиться на Сириус.Курсах. — Лидия, в какой момент вы поняли, что вам нравится физика? Я училась в Калуге в гимназии с углублённым изучением английского языка. У меня было много сильных учителей, особенно по гуманитарным предметам. Мне очень нравился математик Александр Васильевич Смолин. Он не давил и не заставлял детей учиться, и такой подход был мне близок. Я изучала темы и решала задачи в
Оглавление

Окей, поиск, где бесплатно подтянуть знания по физике, если я школьник, педагог или просто заинтересованный взрослый?

Поисковая выдача: на Сириус.Курсах. Здесь можно пройти обучение по 10 онлайн-программам с 7-го по 11-й класс.

За созданием целой линейки курсов, выходящих за пределы школьной программы, стоит команда сильных специалистов. За их координацию отвечает Лидия Дергачева — кандидат физико-математических наук и учитель физики столичной школы № 2086.

Поговорили с ней о том, как можно заинтересовать предметом в юном возрасте, могут ли семейные отношения повлиять на выбор вуза и зачем вообще учиться на Сириус.Курсах.

Игра вдолгую

— Лидия, в какой момент вы поняли, что вам нравится физика?

Я училась в Калуге в гимназии с углублённым изучением английского языка. У меня было много сильных учителей, особенно по гуманитарным предметам. Мне очень нравился математик Александр Васильевич Смолин. Он не давил и не заставлял детей учиться, и такой подход был мне близок. Я изучала темы и решала задачи в учебнике наперёд. Кажется, в пятом классе мама записала меня на математический кружок в Педагогический университет имени Циолковского, и я стала участвовать в городских олимпиадах.

А потом у нас началась физика, и Валерий Иванович Иванов тоже оказался интересным и располагающим к себе учителем. В 9-м классе я ходила в педуниверситет уже и на физику, и на математику — в школу дополнительного образования «Омега».

В 10-м классе поступила в СУНЦ МГУ — физико-математическую школу в Москве. Физика и разные математические предметы там были гораздо сложнее, чем в моей предыдущей школе, а гуманитарные предметы, наоборот, проще.

— Куда в итоге вы решили поступать после школы?

Выбирала между МФТИ и физфаком МГУ. Поступила на второй по одной причине — не хотела всё время идти по стопам брата. Так вышло, что он учился на класс старше сначала в гимназии в Калуге, потом в СУНЦ МГУ, а в итоге пошёл на Физтех. И к моменту окончания школы я решила: хватит за ним повторять. На физфак я поступила без вступительных экзаменов. Помогли дипломы призёра олимпиады «Ломоносов» по русскому языку, физике и математике.

-2

— Вы всегда знали, что будете преподавать, или это получилось само собой?

Само собой. На первом курсе у нас были задержки по выдаче стипендии, и одногруппницы весьма кстати предложили заняться репетиторством. Их друг как раз организовал репетиторский курс. Так у меня появились первые ученики. Уже будучи студенткой старших курсов откликнулась на предложение другого однокурсника и пришла работать в школу. С тех пор преподаю там физику уже больше 10 лет.

— Никогда не испытывали сожалений, что не пошли в науку?

Если честно, нет. Кандидатскую диссертацию я защитила из последних сил: было тяжело, но не хотелось подводить научного руководителя — Бориса Ивановича Манцызова. Он хороший человек и сильно поддерживал меня во время учёбы. Преподавание мне давалось легче, хотя поначалу и там было тяжело. Без методики и навыка не удавалось выстроить урок так, чтобы он проходил с наибольшей пользой.

Наука — это больше игра вдолгую. Когда-то работа выстрелит, но не сегодня (а может, не выстрелит никогда). А мне нужны быстрые результаты.

Например, сейчас я вижу прогресс у своих учеников, когда замечаю, что они хорошо усваивают новую информацию. Или когда на Сириус.Курсах выходит новый модуль, я могу отвечать на вопросы слушателей и отслеживать статистику: сколько учеников его проходит, сколько задач они решили. Это постоянный анализ и ценная обратная связь.

— Что сейчас помогает вам находить контакт с учениками?

Одно из неочевидных достоинств — предсказуемость. Дети на самом деле ценят, когда на уроках всё предсказуемо. Если я дала домашние задания, то чаще всего я их проверяю. Если что-то пообещала, то выполняю. Правила обозначены в самом начале, они всем понятны и соблюдаются. Школьники не очень любят, когда учителя не выполняют обещанное, и перестают верить, если разбрасываться пустыми угрозами.

Вдумчивое обучение

— В какой момент в вашей жизни появились Сириус.Курсы?

Во время работы на выездных математических и физических школах у меня завязалось много приятных знакомств с коллегами. И один из них — Алексей Александрович Якута — в 2019 году предложил снять учебные модули для отборочного курса на сентябрьскую очную смену по физике в «Сириусе».

-3

До этого у меня был опыт появления перед камерами, но незначительный. Один раз я составляла курс по подготовке к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) для Ассоциации победителей олимпиад. Это было стандартное видео: я появлялась в кадре рядом с зелёной доской и просто писала на ней мелом, прямо как на обычном уроке. Другой раз меня попросили составить методический курс по проверке задач на муниципальном этапе ВсОШ для московских учителей: сколько баллов ставить, как правильно интерпретировать критерии. Сейчас этап полностью автоматический, а тогда педагогам приходилось проверять задания вручную. Это был очень необычный опыт. Во время записи я проводила стилусом по стеклянной сенсорной доске, подчёркивая спорные моменты в решениях, но видели это только зрители. На самой доске изменения не высвечивались. Поскольку опыт видеозаписи был для меня совсем новым, рассказ давался с напряжением, слова звучали механически и заученно. Разборы приходилось часто перезаписывать.

Для Сириус.Курсов мы тоже записываем множество дублей, так как хочется, чтобы получился качественный образовательный материал.

Иногда переписываем уже готовые видеолекции или даже модули, когда приходит понимание, как их улучшить. Например, первые модули по гидростатике, которые я записывала в 2019 году, мы пересняли. Они были большие и сложные, в каждый из них было заложено много тем, а упражнений для отработки было недостаточно.

— Какие задачи стояли перед вами на тот момент?

Нужно было подготовить линейку курсов с 7-го по 11-й класс, причём не только для школьников, но для всех, кто хочет изучать физику на углублённом по сравнению со школой уровне. Вторая задача — координировать курсы сопровождения после физических смен в «Сириусе»: готовить задачные практикумы и подбирать модули к этим курсам для ребят, эти смены окончивших. Мы сопровождаем таких школьников с 2019 года, и работа продолжается.

-4

— Как бы вы ответили на вопрос: зачем школьнику и взрослому проходить наши курсы по физике?

Каждый открытый курс широко охватывает определённую тему, а это хорошая возможность закрыть пробелы и углубить знания для самых разных образовательных целей. Сириус.Курсы помогают учиться от А до Я, последовательно осваивать все главные темы школьной программы, но на более продвинутом уровне. Отдельно отмечу важность и удобство самопроверки, когда каждый слушатель может попробовать решить задачу, ввести ответ, а система сразу покажет ему, прав он или нет.

Занятия в онлайн-школе понравятся тем, кто любит длительное и вдумчивое обучение.

— Физическое образование помогает вам в жизни и работе?

Физика составляет большую часть моей жизни и подавляющую часть работы, и мы с ней неплохо уживаемся. Я люблю решать задачи по физике, в них есть логика и структура, а в логике есть красота. На данных задачи можно построить целое исследование. Бывают задачи, которые уже сразу предполагают несколько вариантов ответа при разных числовых данных, в них нужно провести достаточно глубокий анализ происходящего. Размышлять над решением таких задач приятно, получаются довольно симпатичные цепочки рассуждений.

Разглядеть красоту мира можно вместе с Сириус.Курсами: на странице нашей онлайн-школы открыт набор на программы по физике и ещё шести направлениям. Выбирайте курс мечты и учитесь до конца года!

Читайте по теме:

Страшно ли преподавать физику детям? Отвечает Алексей Бычков

«Вы должны знать всё»: автор Сириус.Курсов Константин Парфёнов — о любви к красивым задачам и лирике в жизни физика