Появление Наполеона в истории было поворотным для всего земного шара. Все, конечно, помнят, как горела Москва в 1812 году, русских казаков в Париже в 1814 году. Но были и другие очень удивительные события, которые без его появления просто не могли случиться. Например, заклятые враги Россия и Турция вдруг стали друзьями, Турция признала Крым российским, и русские корабли стояли на рейде Константинополя-Стамбула, в Средиземном море появились базы русского флота, а православный император Павел I стал немножко католиком. Обо всем этом - ниже
Немного контекста
В апреле 1796 г. французская армия под командованием 27-летнего генерала Бонапарта вторглась в Италию, а уже в мае 1797 г. французы заняли Венецию. По приказу Бонапарта на венецианские корабли был посажен французский десант, который в июне 1797 г. занял Ионические острова. А именно Корфу, Цериго, Санта-Мавра, которые находятся у берегов Греции и имеют стратегическое положение в Центральном и Восточном Средиземноморье.
На этом амбициозный французский генерал не остановился. Весной 1798 г. в Тулоне началось сосредоточение кораблей и транспортов. Туда же был стянут 38-тысячный десантный корпус под командованием самого Бонапарта. Среди высших европейских кругов поползли самые разные предположения о планах нового французского лидера - от высадки в Англии до захвата Константинополя. Ну а в Петербурге испугались, что «французский злодей» замыслил отнять Крым вместе с Турцией или без нее. 23 апреля 1798 г. Павел I срочно посылает приказ Ушакову выйти с эскадрой в море и занять позицию между Ахтиаром и Одессой, «наблюдая все движения со стороны Порты и французов».
19 мая французский флот вышел из Тулона. 23 мая французы подошли к Мальте, которая принадлежала ордену Мальтийских рыцарей. Мальта сдалась без боя, а рыцарям пришлось убираться с острова. 20 июня 1798 г. французская армия высадилась в Египте. Бонапарт легко победил турок и занял Египет.
Изгнанные с Мальты рыцари обратились за помощью к Павлу I и предложили ему стать Великим магистром Ордена. Павел радостно согласился, не думая о том, как это выглядит со стороны — ему, главе православной державы, божьему помазаннику, предложили стать магистром католического Ордена. 10 сентября 1798 г. Павел издал манифест о принятии Мальтийского ордена в «свое Высочайшее управление».
Враги могут резко стать друзьями и обо всем договориться
Бонапарт турок напугал еще больше, чем русских, поэтому все прежние распри между странами были забыты сразу. Султан Селим III считал реальным высадку французов нападением на Оттоманскую империю. Мало того, иностранные дипломаты, скорей всего русские, довели до султана «секретную» информацию о планах амбициозного французского генерала, который решил не много не мало, как разорить Мекку и Медину, а в Иерусалиме восстановить еврейское государство. Тут уж, конечно, туркам стало не до Крыма, поэтому Селим III повелел заключить союз с Россией.
7 августа 1798 г. Павел I послал указ адмиралу Ушакову следовать с эскадрой в Константинополь, а оттуда вместе с турками — в Средиземное море.25 августа русская эскадра прошла Босфор и встала на якоре в Буюк-Дере напротив дома русского посла. Интересно, что население радостно встречало своих «заклятых врагов». Адмирал Ушаков доносил Павлу: «Блистательная Порта и весь народ Константинополя прибытием вспомогательной эскадры бесподобно обрадованы, учтивость, ласковость и доброжелательство во всех случаях совершенны».
23 декабря 1798 г. (3 января 1799 г. по новому стилю) в Константинополе был заключен Союзный оборонительный договор между Империей Всероссийской и Оттоманской Портой. Россия и Турция гарантировали друг другу территориальную неприкосновенность по состоянию на 1 января 1798 г, то есть Крым наконец был признан русским со стороны Турции. Кроме того, Турция обязалась открыть проливы для русского военного флота. «Для всех же других наций без исключения вход в Черное море будет закрыт». Таким образом, договор сделал Черное море закрытым русско-турецким бассейном. В то же время было зафиксировано право России как черноморской державы быть одним из гарантов судоходного режима Босфора и Дарданелл. Эх, если бы Турция неукоснительно соблюдала этот договор до наших дней, то это был бы конец всему русско-турецкому противостоянию, ведь именно вопрос проливов был самым животрепещущим для безопасности всего Черноморского побережья страны
8 сентября 1798 г. русская эскадра прошла Дарданеллы совместно с турецкой эскадрой и направилась прямиком к Ионическим островам.
Как в Средиземном море в XVIII веке возникла островная республика
28 октября русские корабли подошли к острову Цериго, а через три дня боев французский гарнизон капитулировал. В течение последующих 35 дней от французов были освобождены острова Занте, Кефалония и Санта-Мавра. Мощная же крепость на острове Корфу оказалась более крепким орешком. Ее осада длилась до 22 февраля 1799 г.Наконец французский гарнизон капитулировал. В плен было взято 2931 француз, 635 пушек и мортир, корабль, три фрегата и шесть малых судов. По этому поводу Суворов воскликнул: «Зачем не был я при Корфу хотя бы мичманом?!» Вопрос о дальнейшей судьбе Ионических островов обсуждался Россией и Турцией еще до взятия Корфу. Турки предлагали передать их Неаполитанскому королевству или создать там княжество, зависимое от Турции. Павел же продолжил удивлять своими решениями и предложил учредить на островах... отдельную республику.
Неаполитанский король Фердинанд IV (в то время Италия была раздроблена на наесколько княжеств), ободренный действиями Ушакова и Нельсона, в ноябре 1798 г. решил напасть на французов в Центральной Италии. Однако 7 тысяч французов быстро разгромили 50 тысяч неаполитанцев, а Фердинанд IV бежал на корабле Нельсона в Сицилию. Англичане и Фердинанд IV срочно обратились к Павлу I за помощью. Русские корабли высадили несколько небольших десантов в Италии, которые совместно с неаполитанскими роялистами изгнали французов и восстановили королевскую власть. Отряды русских солдат и матросов торжественно были встречены населением Неаполя и Рима. В то же время состоялись знаменитые Итальянский и Швейцарский походы Суворова.
В итоге в Англии, России, Неаполе, Турции праздновали победу. Страшный Бонапарт был разбит. Англичане присвоили себе Мальту. А вот союзнички австрийцы захватили всю Северную Италию и просто ненавязчиво предложили армии Суворова уйти в Швейцарию. Павел I после такого, разумеется, приказал вывести из Европы все сухопутные и морские силы. Приказ есть приказ и основная часть эскадры Ушакова покинула Корфу 6 июля 1800 г. В начале августа русские корабли прибыли в Константинополь, а оттуда проследовали в Севастополь и Феодосию. На Корфу Ушаков оставил небольшой гарнизон и несколько судов.
В начале XIX века
Снабжение русских сухопутных и морских сил на Средиземном море в 1800—1806 гг. происходило в основном через турецкие проливы, в обоих направлениях свободно проходили русские военные суда всех классов.
В декабре 1804 года, когда в России на престоле уже был другой император Александр I, в Стамбуле начались переговоры между русским послом А.Я. Италинским и турецкими министрами о подписании нового союзного договора. Новый русско-турецкий союзный договор был подписан и в статьях 1,2 и 6 говорилось о взаимопомощи в случае войны с Наполеоном. Турция подтверждала свое обязательство пропускать русские военные корабли через Дарданеллы и Босфор. Султан соглашался с предложением занятия русскими войсками Ионических островов (секретная статья 4). Особое значение имела секретная статья 7: «Обе высокие договаривающиеся стороны соглашаются считать Черное море как бы закрытым и не допускать появление никакого военного или вооруженного судна какой бы то ни было державы... При этом разумеется, что свободный проход через Константинопольский канал не перестанет быть открытым для военных судов и транспортов Е.В. Императора Всероссийского, которым Блистательная Порта, насколько от нее будет зависеть, во всяком случае, окажет всякую помощь и предоставит всякое облегчение».
С конца 1803 г. Россия начала наращивать сухопутные силы на Ионических островах. Если в середине 1803 г. там было всего 1,2 тысячи человек сухопутных войск, то через полтора года их численность возросла до 8 тысяч. Большая часть войск перевозилась на боевых кораблях из Одессы через проливы.
18 сентября 1805 г. из Кронштадта на Средиземное море была отправлена еще более мощная эскадра вице-адмирала Д.Н. Сенявина. Всего под началом Сенявина оказалось 9 кораблей (не считая корабля «Михаил», обращенного в 1805 г. в транспорт), 5 фрегатов, 11 бригов и других малых судов и 12 канонерских лодок. Русские сухопутные войска на Ионических островах насчитывали 10,2 тысячи человек, не считая двух тысяч добровольцев из албанцев и греков. Основной базой русских стал остров Корфу, где было даже основано адмиралтейство, однако оно ограничивалось ремонтом кораблей и постройкой малых судов.
Тем временем в Европе всех по-прежнему пугал Наполеон. Пугал в том числе и Александра I, хотя молодой император вполне мог придерживаться нейтралитета в той ситуации. Несмотря на ясовсем недавнее откровенное предательство австрийцев, Александр I предпочел снова вступить в коалицию с Англией и Австрией, и как покажут дальнейшие события, опять прогадал, да так, что Россия навсегда лишилась свободного прохода через черноморские проливы.
Казалось бы, на Средиземноморском театре у союзников по коалиции были идеальные условия для борьбы с Францией. Морские и сухопутные силы Англии, России, Австрии, Турции и Неаполитанского королевства имели многократный перевес над противником.
Разрушительное влияние Аустерлица
Однако 20 ноября (2 декабря) 1805 г. в Аустерлицком сражении Наполеон разбил русско-австрийскую армию. Александр I и австрийский император Франц были страшно испуганы. 14 (26) декабря 1805 г. Австрия подписала Пресбургский мир с Францией. Австрия уступала часть своей территории Баварии, Вюртембергу и Бадену (немецким союзникам Наполеона), Франция же получала Венецианскую область, почти всю Истрию, Далмацию и Которскую бухту. В тот же день, 14 (26) декабря, Наполеон отдал приказ генералу Сен-Сиру взять Неаполь. Неаполитанский король Фердинанд IV с королевой Каролиной в очередной раз сбежали на Сицилию, в Неаполитанском королевстве воцарился Бонапарт.
Так Аустерлицкое сражение кардинально изменило положение русской армии и флота на Средиземном море, потому что союзниками России остались только острова Мальта и Сицилия, формально союзницей оставалась и Турция.
Александр I хоть и поддался вначале откровенной панике и отдал приказ выводить войска из Средиземного моря, все же 3 февраля 1806 года на Корфу уходит новый рескрипт. Сенявину ставится задача, «чтобы насколько возможно препятствовать осуществлению французских расчетов на Оттоманскую империю».
Сенявин действует решительно. В феврале 1806 г. к порту Котор отправлены 66-пушечный корабль «Азия», 48-пушечный фрегат «Михаил» и шхуна «Экспедицион» с десантом. Командир отряда русских кораблей капитан 1-го ранга Г.Г. Белле 19 февраля предъявил австрийцам требование передать крепости Которского района «представителям бокезского народа».
Австрийцы были вынуждены уступить, и русский десант без боя овладел Котором. Там же была захвачена французская шебека «Азард». В июне 1806 г. русские войска попытались взять Дубровин, занятый французами, но были вынуждены отойти.
Однако отношение Турции к России уже успело поменяться, Аустерлиц поразил султана Селима III не меньше, чем императоров Александра и Франца. Верховный турок вполне резонно счел, что с между слабыми Россией, Австрией и стремительно усиливающейся Францией надо выбирать вторую. В январе 1806 г. султан Селим III признал императорский титул Наполеона и даже присвоил ему титул падишаха. В апреле 1806 г. великий визирь попросил русского посла А.Я. Италинского сократить число проходящих через проливы русских кораблей, а уже осенью 1806 г. проливы были вообще закрыты для русских военных кораблей, на проход же торговых судов были наложены серьезные ограничения.
Ужесточение позиции Турции по отношению к России было напрямую связано с новыми победами Наполеона. 2 октября 1806 г. прусская армия была наголову разбита в двух сражениях, происшедших в один день — при Иене и Ауэрштеде. В Константинополь прибыл новый французский посол генерал Ф. Себастиани, в задачу которого входило добиться союза с Турцией против России. Для этого он использовал все средства, в частности, прельщал султана возможностью возвратить Крым и Очаков.
Россия тоже начала движения в сторону обострения отношений с Турцией под предлогом защиты христианского населения Порты. 24 сентября 1806 г. Александр I приказал передать 18 тысяч червонцев и оружие вождю сербских повстанцев Кара-Георгию. А 4 октября Александр I предписал командующему Молдавской армией генералу от кавалерии И.И. Михельсону занять Молдову и Валахи. 18 декабря 1806 г. султан Селим III объявил Россию врагом, на нее возлагалась ответственность за захват «мусульманских земель Крыма» вмешательство во внутренние дела Османской империи, то есть в управление Ионическими островами и Дунайскими княжествами. Одновременно султан призвал всех правоверных к джихаду — священной войне против России. Так Россия навсегда потеряла возможность свободного прохода в Средиземное море, пришел конец и ее присутствию там. И даже виктория 1812-1814 не смогла вернуть стране ее.