Найти в Дзене
Любопытный дилетант

Как съесть гиганта в броне

Америка была последней частью света, которую заселили люди, выйдя из Африки. А Южная Америка — последним континентом, куда они дошли. И застали там весьма причудливую фауну, не похожую, как и австралийская, ни на фауну родной Африки, ни Евразии, ни Северной Америки. А всё потому, что после вымирания динозавров Южная Америка была изолирована от остального мира до появления Панамского перешейка, и фауну млекопитающих породила, как и Австралия, весьма своеобразную. Если «визитная карточка» Австралии — сумчатые, то Южная Америка, хоть и менее, но всё же знаменита своими неполнозубыми — броненосцами, ленивцами, муравьедами и тамандуа. Причём несмотря на изоляцию, Южную Америку не обошла «мода» млекопитающих на гигантизм. Например, ещё в плейстоцене по континенту ходили огромные наземные ленивцы, которые тогда не были такими уж ленивцами. Броненосцы, точнее, глиптодонты, исключения не составляли. Если современные броненосцы довольно невелики и весят максимум 80 килограммов, то масса плейстоц

Америка была последней частью света, которую заселили люди, выйдя из Африки. А Южная Америка — последним континентом, куда они дошли. И застали там весьма причудливую фауну, не похожую, как и австралийская, ни на фауну родной Африки, ни Евразии, ни Северной Америки. А всё потому, что после вымирания динозавров Южная Америка была изолирована от остального мира до появления Панамского перешейка, и фауну млекопитающих породила, как и Австралия, весьма своеобразную.

Некоторые глиптотерии поразительно напоминали анкилозавров. Даже хвостом.
Некоторые глиптотерии поразительно напоминали анкилозавров. Даже хвостом.

Если «визитная карточка» Австралии — сумчатые, то Южная Америка, хоть и менее, но всё же знаменита своими неполнозубыми — броненосцами, ленивцами, муравьедами и тамандуа. Причём несмотря на изоляцию, Южную Америку не обошла «мода» млекопитающих на гигантизм. Например, ещё в плейстоцене по континенту ходили огромные наземные ленивцы, которые тогда не были такими уж ленивцами.

Но предки индейцев ухитрялись охотиться и на таких гигантов.
Но предки индейцев ухитрялись охотиться и на таких гигантов.

Броненосцы, точнее, глиптодонты, исключения не составляли. Если современные броненосцы довольно невелики и весят максимум 80 килограммов, то масса плейстоценовых гигантов могла доходить до двух тонн. Если в прошлом веке их выделяли в отдельное семейство, то позже выяснилось, что они состояли в близком родстве с современными гигантским и плащеносным броненосцами, что и дало основания включить их в современное семейство Chlamyphoridae как подсемейство Glyptodontinae. Отделились глиптодонты от своих современных родичей менее 40 миллионов лет назад.

Скорее всего в их вымирании менее 12 тысячелетий назад были непосредственно замешаны предки индейцев, но свидетельства охоты древних людей на глиптодонтов встречаются довольно редко, в основном в Патагонии. Однако палеонтологам удалось найти следы охоты древних людей и на черепах глиптотериев из Венесуэлы — одном из Муако и пяти из Тайма-Тайма.

Черепу из Муако оказалось около 18 тысяч лет, а черепам из Тайма-Тайма — примерно 16 тысячелетий. Четыре из шести черепов огбнаружились повреждения на лбу и темени, где щитки, которыми защищены броненосцы, тоньше всего. По мнению исследователей, повреждения были прижизненными. Об этом говорит как цвет костей на изломе, так и характер повреждений — надкостница на их месте в момент смерти была целой.

Именно поэтому учёные и решили, что повреждения нанесли люди — или каменными топорами, или деревянными дубинками. Добытые палеоиндейцами глиптотерии были для своей группы относительно невелики, немногим более трёх с половиной центнеров, но для людей они представляли собой большую и соблазнительную гору мяса — на мышцы и жир приходилось более полутора сотен килограммов.

В те времена даже бобры были размером с лошадь. А вот лошади как раз мелкие.
В те времена даже бобры были размером с лошадь. А вот лошади как раз мелкие.

Всё это вместе, а также то, что особой подвижностью в толстой и тяжёлой броне глиптотерии не отличались, делало их весьма привлекательной для охотников дичью. Причём, судя по тому, куда пришлись удары, охота на них отнюдь не была для древних людей редкой удачей — вероятно, охотники с такими зверями уже сталкивались раньше и точно знали, где у них уязвимое место. Ибо бить дубиной в лоб, например, местных слонов было бы весьма неосмотрительно — их таким ударом можно только разозлить.

Наука
7 млн интересуются