Найти в Дзене

Что произошло с Понтием Пилатом после распятия Христа?

Понтий Пилат — римский префект Иудеи, чье правление запомнилось массовыми жестокостями и казнями. Он остался в истории как человек, подписавший смертный приговор Иисусу Христу.

Публично он совершил символический жест, омыв руки, чтобы показать, что ответственность за казнь невиновного ложится на народ. Но что же случилось с Понтием Пилатом после смерти Христа и как закончилась его судьба?

Иудея во времена Иисуса Христа (первой трети I века) не была самостоятельным государством. С 6 по 132 год она находилась в статусе римской провинции — частично автономного вассального региона в составе Римской империи. Управляли Иудеей префекты — официальные представители Рима, назначаемые императором. В период жизни Иисуса императором был Тиберий.

В 26 году нашей эры император Тиберий назначил Понтия Пилата префектом Иудеи. О его биографии известно немногое: скорее всего, он происходил из плебейского сословия.

Прилагательное в его имени указывает на происхождение из Понта — древнего региона на северо-востоке Малой Азии (современная территория Турции), который был завоеван Римом в 63 году до нашей эры.

Подтверждение существования Понтия Пилата как реального исторического лица основано на свидетельствах его современников, находках монет I века с его именем и археологических находках, включая мемориальную табличку. Одно из самых ранних упоминаний принадлежит богослову Филону Александрийскому, который характеризовал префекта Иудеи во времена Христа как взяточника, склонного к грабежам, оскорблениям, вспышкам гнева и жестоким казням без суда.

Основной задачей Понтия Пилата как правителя была поддержка порядка в провинции, но исторические источники свидетельствуют, что он часто злоупотреблял властью. Тем не менее, он оставался на посту около десяти лет. Предполагается, что это связано с политикой императора Тиберия, который считал, что частая смена наместников ведет к росту коррупции. Тиберий говорил о неучтивых чиновниках: «Они, как комары, сосут кровь, но когда напьются, меньше вредят. Нужно проявлять милость и не сменять их слишком часто».

В Евангелии от Луки есть упоминание о жене Понтия Пилата, которая предупреждала мужа не вмешиваться в судьбу невинного человека, указав на тревожные сны. Хотя в самом Евангелии она больше не фигурирует, в апокрифах её зовут Клавдия Прокула. По словам Оригена, она была обращена в христианство. В традициях, связанных со св. Ниной, говорится, что Клавдия хранила Туринскую плащаницу — погребальный саван Иисуса Христа.

Если основывать знания о Пилате лишь на евангельских текстах, его судьба становится загадкой после распятия Христа. Однако работы историков Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Тацита подтверждают его реальность и дают дополнительные сведения. Согласно их свидетельствам, Понтий Пилат был отстранён от должности после жестокого подавления самаритян, которых приняли за повстанцев, и отправлен в Рим. Что произошло дальше — неизвестно, существует несколько версий: его могли казнить по приказу императора Калигулы, он мог покончить с собой, либо стал последователем Иисуса и пытался обратить императора в христианство. Следов о его дальнейшей карьере при последующем императоре Нероне нет.

Апокриф «Mors Pilati», написанный значительно позже событий, особенно популярен в Германии и рассказывает историю самоубийства Пилата, изображённого в образе жестокого тирана. В IV веке Евсевий Кесарийский писал, что при правлении императора Гая Пилат совершил самоубийство, подвергшись божественной каре.

Согласно легенде, тело Пилата было сброшено в Тибр, но, согласно повериям, вода была неспокойна из-за злых духов, и останки доплыли до Вены, а затем затонули в реке Роне — в районе Женевского озера на территории современной Швейцарии. По преданию, его останки периодически всплывают в горном пруду на горе Пилатус в Страстную пятницу. Этот альпийский хребет, возвышающийся более чем на 1200 метров над уровнем моря, получил своё название именно по древней легенде, связанной с Понтием Пилатом.