Найти в Дзене
Книжный червь

Книжная подборка: 10 фантастических рассказов о мире, захваченном рекламой

Доброго дня, дорогие друзья! А вы любите тематические книжные подборки? Лично я — очень. Когда произведение цепляет, сразу хочется найти что-то похожее, в той же тематике. К сожалению, не всегда удаётся найти нужные и интересные подборки, поэтому сегодня делюсь собственной коллекцией рассказов о назойливой рекламе в мире будущего. К каждому рассказу прилагаю ссылки на аудиоверсии (там, где они есть) и свои впечатления. Аудиокниги подбирала в лучшем исполнении. Те произведения, которые не нашла в достойном качестве или вообще без озвучки, возьму себе на заметку — возможно, они появятся на моём канале. Сразу оговорюсь: это не рейтинг. Я не делю рассказы на лучшие и худшие — каждый по-своему интересен, даже если какие-то моменты кажутся неудачными. Возможно, что-то из этого вы уже читали (авторы-то известные!), но уверена, в этой подборке найдутся и те, которые вы ещё для себя не открыли. Ну что, начнём? Оригинальное название: «Year Day» («День в году»). Антиутопия о мире, где реклама вез
Оглавление

Доброго дня, дорогие друзья!

А вы любите тематические книжные подборки? Лично я — очень. Когда произведение цепляет, сразу хочется найти что-то похожее, в той же тематике. К сожалению, не всегда удаётся найти нужные и интересные подборки, поэтому сегодня делюсь собственной коллекцией рассказов о назойливой рекламе в мире будущего.

К каждому рассказу прилагаю ссылки на аудиоверсии (там, где они есть) и свои впечатления. Аудиокниги подбирала в лучшем исполнении. Те произведения, которые не нашла в достойном качестве или вообще без озвучки, возьму себе на заметку — возможно, они появятся на моём канале.

Сразу оговорюсь: это не рейтинг. Я не делю рассказы на лучшие и худшие — каждый по-своему интересен, даже если какие-то моменты кажутся неудачными. Возможно, что-то из этого вы уже читали (авторы-то известные!), но уверена, в этой подборке найдутся и те, которые вы ещё для себя не открыли.

Ну что, начнём?

1. Генри Каттнер, Кэтрин Мур — «День не в счёт» (1953)

Оригинальное название: «Year Day» («День в году»).

Антиутопия о мире, где реклама вездесуща и навязчива. Главный герой — измученный человек, мечтающий о покое. И однажды он прожил этот счастливый день.

Этот рассказ оказался для меня очень тяжёлым. Наверное, потому, что каждый хоть раз оказывался в ситуации, когда приходится терпеть то, что выводит из себя. Герой убеждён, что в своих чувствах он не одинок — в этом и есть его трагедия.

Послушать аудиокнигу можно здесь: ссылка

2. Филип Дик — «Спешите приобрести» (1954)

Оригинальное название: «Sales Pitch» («Рекламный ход»).

В дом Эда Морриса ворвался робот, настойчиво предлагая купить «Посраб» — универсального помощника. Оказывается, сам робот и есть этот самый "Посраб", и избавиться от него почти невозможно.

Казалось бы, забавная история, но финал повергает в ступор. Насколько отчаявшимся нужно быть, чтобы решить проблему таким способом? Меня смутило, как автор подаёт жену героя — довольно спокойную женщину, нашедшую для себя плюсы во всей этой ситуации. Её называют глупой, хотя, на мой взгляд, куда менее разумным выглядит поступок главного героя.

Аудозапись тут: ссылка

3. Рэй Брэдбери — «Убийца» (1953)

Альберт Брок несчастлив. Его окружают шум, реклама, экраны, переговорные устройства. Сплошное раздражение, доводящее до сумасшествия.

Вероятно в 1953 году это читалось как гротескная сатира. Сейчас же кажется пророчеством. Ещё немного — и мы окончательно погрузимся в этот кошмар. Или уже погрузились?

Аудиокнига: ссылка

4. Джеймс Ганн — «Рождество — каждый день» (1957)

Фрэнк три года работал в полной изоляции, чтобы обеспечить будущее себе и любимой. Вернувшись, он обнаруживает мир, охваченный «рекламной лихорадкой». Даже к Рождеству теперь готовятся с лета.

В этом рассказе нет ничего забавного. Особенно, когда сталкиваешься с рекламой в самых неожиданных местах. Даже детям и дня без рекламы не прожить, везде только и слышно «купи, купи, купи». Ох, уже эти писатели-предсказатели!

Аудоверсия: ссылка

5. Джеймс Баллард — «Человек из подсознания» (1963)

На улицах появляются странные экраны. Пациент доктора Франклина уверен: они влияют на подсознание, заставляя покупать ненужное. Вскоре и сам доктор замечает нечто подобное... но ему ведь действительно нужна новая машина?

Конечно, никакого гипноза нет — есть лишь пропаганда потребительства. Нам постоянно внушают, что жить без обновок нельзя. Мы уже в этом мире, а Баллард — ещё один провидец.

Аудиокнига, в этот раз на youtube: ссылка

6. Роберт Шекли — «Стоимость жизни» (1952)

Знакомый Кэррина покончил с собой. Но почему? У него же было всё для счастья: дом, семья, роскошные вещи. Правда, за всё это нужно платить... Но об этом можно подумать потом, а ещё лучше пусть об этом когда-нибудь подумает его сын.

Этот рассказ — зеркало нашей реальности. Удивительно, как сатира 70-летней давности перестала быть смешной и стала трагичной. Кредиты — настоящее зло, дорогие друзья. Они калечат не только жизни, но и экономику, подпитывая инфляцию.

Аудиозапись послушать можно тут: ссылка

7. Ллойд Биггл-младший — «Музыкодел» (1957)

Музыка больше не искусство — теперь это короткие рекламные джинглы. Чем быстрее они надоедают, тем больше можно заработать на новых. Но композитор Эрлик Бак не хочет работать спустя рукава.

Пожалуй, самый глубокий рассказ в подборке. Коммерциализация искусства ни к чему хорошему не приведёт. Но здесь есть и другая мысль: всегда найдутся те, кто ради прибыли готов пожертвовать даже культурой. Кстати, рассказ напомнил мне фильм "Разрушитель" (Demolition Man) 1993 года с Сильвестром Сталлоне, там тоже уже не слушают музыку, а подпевают рекламным роликам. Возможно ли, что сценаристы вдохновлялись этим рассказом?

Прослушать рассказ здесь: ссылка

8. Рэй Рассел — «Комната» (1961)

Крейн больше не может этого выносить. Реклама повсюду: на одежде, посуде, в зеркале. Она кричит, шепчет, поёт. Возможно ли спасение?

Это очень короткий, но атмосферный рассказ-антиутопия. Да, пока это ещё фантастика (во всяком случае, финал). Но всё же становится жутковато от атмосферы полной безысходности и отчаяния.

Аудиоверсии, к сожалению, пока нет.

9. Энн Уоррен Гриффит — «Слушайте, слушайте!» (1953)

Оригинальное название: «Captive Audience» («Пленённая аудитория»).

Когда мир захлестнула реклама, люди взбунтовались. Ушные затычки стали бестселлером — пока их не запретили. Особенно неловко вышло для семьи одного рекламного магната...

Забавная история с тонкой иронией. Автор прекрасно показала вечный конфликт поколений: упрямство стариков и снисходительность молодых. А финал заставил меня повторять только: «Нет, нет, нет!» Вы поймете, когда прочитаете. :)

Увы, пока никем не начитано.
Обновление от 22.09.2025: Начитала сама :) -
https://dzen.ru/video/watch/68d052ccfbe45e7907be53d5

10. Роберт Блох — «Кошмар номер четыре» (1945)

Реклама вышла на новый уровень: теперь это чёрные буквы, висящие прямо в воздухе...

Короткий абсурдистский рассказ, где любое подробное описание будет спойлером. Просто поверьте — он того стоит.

И снова, увы, без аудозаписи.

В заключение:

Надеюсь, подборка вам понравится. Если вспомните похожие рассказы — пишите в комментариях! Особенно интересно было наблюдать, как разные авторы в разное время приходили к схожим идеям. Видимо, реклама всегда была (и остаётся) нашей общей головной болью...

Ваш «Книжный Червь» 🐛
Ольга Владимирова.