Дорогой кинозритель! Я снова побывал на фестивале сериалов Пилот, который прошёл с 19 по 22 июня 2025 года в городе Иваново.
Благодаря всем вам, дорогие кинозрители, я поехал туда как представитель прессы. Спасибо вам, всем кто подписался и кто остаётся со мной! Итак, я добросовестно отсмотрел всю конкурсную программу игровых сериалов и готов поделиться впечатлениями. К слову, в этом году программа была гораздо более качественной, чем в предыдущем.
Людей на фестивале точно стало больше и снова много известных имён: Александр Велединский, Пётр Тодоровский, Александр Котт, Константин Буслов, Владимир Щегольков, Джаник Файзиев, Давид Кочаров, Игорь Прокопенко, актрисы Елена Подкаминская, Ирина Пегова, Нино Нинидзе, актёры Алексей Розин, Сергей Марин, Макар Хлебников, Артём Кошман, Александр Устюгов, Григорий Верник и другие.
Так какие же сериальные новинки мы увидим в ближайшем будущем? Что точно стоит пропустить, а что – нет?
ИНКАССАТОРЫ
Канал: ТНТ
Производство: «Старвилль»
Режиссер: Руслан Данилевич
Сюжет нам рассказывает о двух парнях-инкассаторах (Вячеслав Чепурченко и Кирилл Мелехов). Они очень добрые – настолько, что готовы везти случайную женщину-роженицу на инкассаторской машине в роддом, вопреки всяким правилам безопасности. Парни едва не становятся жертвами ограбления своей машины, но дают отпор налётчикам. А после случайно выясняют, что налётчики были посланы их собственным начальником – ограбление было подстроено им же. Начальник увольняет их за очередное нарушение безопасности, а герои решают: раз уж такое дело, значит надо бы самим замутить ограбление.
Как вы уже догадались, оба инкассатора - туповатые и инфантильные, типичные персонажи сериалов ТНТ. Персонаж постарше (Мелехов) живёт в страхе с женой и тёщей и тратит семейный бюджет на видеоигры и VR-очки, которые прячет от жены в сливном бачке туалета. Линия с героем Мелехова состоит как раз из выдумывания им разных отмазок для тиранши-жены. Персонаж Чепурченко живёт с мамой, которая пытается наладить личную жизнь сына и подтолкнуть его к первому шагу в сторону его возлюбленной - сотрудницы банка. Но у той уже есть дети от первого брака и очередной ребёнок 30-ти лет ей не нужен.
Конкурсная программа началась с этого сериала, но, к счастью, он не задал тон всему остальному. Очередная пластиковая комедия с утрированными персонажами. Не подумайте, она качественно сделана. Лихо снята и смонтирована. Повсюду рассыпаны шутки, в которых конечно узнаётся шаблонный подход КВН. Но ощущение сложилось, что комедия немного устаревшая. Заезженные до дыр стереотипы – муж-инфантил, жена-тиран и тёща-тиран, требующая деньги. Парень старше 30 живёт с мамой и безуспешно борется за личное пространство. Злой орущий начальник злобно орёт. Жадная жена жадно требует деньги. Инфантильный парень инфантильно врёт и выкручивается, что у друзей похороны и денег нет.
Написано и сыграно плоско и очень условно, живых моментов нет вообще, за исключением одной попытки– когда персонаж Чепурченко в ответ на увольнение пытается отстоять себя, достучаться до начальника, мол, да, мы нарушили технику безопасности, но мы рисковали жизнью, защищая бабло от налётчиков. Это меня как-то подключило. Но в общем, ничего особенного. Смотреть можно, но фоном. Рекомендовать не могу.
3 из 10
ТАЙНЫЙ ЗНАК
Канал: ТВ-3
Режиссер: Станислав Светлов
Производство: «Мангос Фильм» по заказу ТВ-3
В чём суть? Есть провинциальный городок, куда приезжает отставной СОБРовец с сыном-подростком. Сын приходит в местную школу и знакомится с одноклассниками. Подросток узнаёт, что в школе есть тайная секта, в которой троечники становятся вундеркиндами. А ещё в городе пропали две школьницы. А ещё отца-СОБРовца есть некая тайна: он получил загадочное ранение во время рейда и теперь страдает приступами. А ещё переехал он в этот провинциальный городок не просто так, а потому что там есть лаборатория, в которой его ранение могут изучить. Короче, всё максимально загадочно.
Сериал тяжел и скучен. Нагромождение пустопорожних диалогов, невнятная интрига, затянутые сцены. Повторю, диалогов ОЧЕНЬ много, и кажется, что их писала нейросеть. Приблизительный пример обращения отца к сыну: «прости, у меня есть чувство вины, но я не хотел говорить тебе настоящую причину, почему мы переехали сюда». Слушать подобное от взрослых актёров на протяжении часа невероятно трудно.
Сюжет как будто тоже провален: вроде бы есть интрига, нам с самого начала показывают странное ранение отца-СОБРовца. Потом забываем про это и погружаемся в школьные впечатления сына. Подросток общается с учителями и одноклассниками, подкатывает к соседке по парте, дерётся с её ухажёром – но всё это бесконечно нудно.
Ближе к концу серии появляется секта и интрига с девушкой, которая что-то знает, но хочет сбежать – и всё равно добиться напряжения не удаётся, слишком поздно зрителям подкидывают информацию и её слишком мало для сопереживания и напряжения. Ни в одной из линий нет чёткой интриги. Постоянно сюжет мотается от одних второстепенных персонажей к другим, и мы слушаем их неинтересные выяснения отношений.
Из актёров хочется отметить Олега Чугунова и Кристину Гайдукову. Их персонажи живые, интересные и более объёмные, чем даже главный герой в исполнении Матвея Барышева.
Его центральным персонажем нас приглашают любоваться со всех сторон – он идеально умный, идеально смелый, не боится дать в морду и получить по ней, также он раскрепощённый, красивый, бунтующий против отца, да и девушки от него в восторге.
Видно, что создатели хотят выделить героя, сделать его этаким секс-символом сериала. Но, честно говоря, чем больше сценаристы стараются, тем меньше он интересен. Ну, может быть, девчонкам зайдёт.
Хорошая актриса Диана Енакаева тоже как будто не смогла проявить своего персонажа в первой серии. Игра опытнейшего Алексея Фатеева (отец-СОБРовец) не вызывает никаких эмоций, очень механически. Возможно, здесь виновата режиссура, либо диалоги. Переварить такой роботизированный текст актёры просто не смогли.
Представителям ТВ-3 хочется сказать спасибо, что, в отличии от большинства, они напрямую ссылаются на свой референс – успешный российский сериал «Тайный Знак» 2002 года. Ольга Ермакова, генеральный продюсер сериала, отметила, что было много трудностей при адаптации сериала под современность.
Оригинал лично я не смотрел, но возможно, дорогим кинозрителям лучше обратить внимание на него, а не на этот ремейк. Не рекомендую.
4 из 10
ОЛДСКУЛ
Платформа/канал: START, PREMIER, ТНТ
Режиссеры: Александр Жигалкин, Евгений Шелякин
Производство: «Старт Продакшн»
Математичка Мария Трифоновна (в исполнении Марии Ароновой) – учитель советской закалки, держит всю школу в страхе. Она если что и указкой по башке ученику может дать и директора отчитать как школьника. Но, увы, её увольняют из родной школы. Зато бывший ученик и зять, влиятельный человек, предлагает ей работать в элитной школе где-то на Рублёвке. Трифоновна соглашается, из-за того, что в школе учится её внучка. Так как со своей дочерью математичка давно в ссоре, элитная школа - единственная возможность видеться с ребёнком. Но на новом месте олдскульной училке предстоит столкнуться с армией избалованных мажоров.
Этот пилот с помпой представил генеральный продюсер Premiere и Rutube Давид Кочаров. Он выразил благодарность Марии Ароновой за её работу над ролью и уверил весь зал, что это потенциальный хит, дословно «Физрук в юбке». Хотя «Физруком» я в своё время не заинтересовался, насчёт «Олдскула» Давид Кочаров не обманул. Зал разрывало от хохота и аплодисментов.
Сериал снят в документальной манере: много джамп-катов, рваного монтажа, как в фильме «Горько». Сцены перебиваются комментариями героев, как в реалити-шоу, и часто они все смотрят в камеру и обращаются к оператору – всё это идёт сериалу на пользу. Блестящая игра актёров (особенно Ароновой) и стиль съёмки делает сериал очень непосредственным и настоящим. И, конечно, смешным.
Из минусов отмечу - иногда юмор настолько утрированный, что сразу пропадает вера в происходящее. Например, в сцене, когда вроде бы реалистичная 60-тилетняя героиня бежит за двоечником по лестнице и пытается его догнать. Она добегает минимум до третьего этажа почти не запыхавшись. Такие фальшивые моменты не добавляют смеха и сильно заметны на фоне остальных более-менее документальных сцен, смешных из-за своей реалистичности. Но в целом, сериал не сильно страдает от перебора.
Мария Аронова, кстати, удостоилась награды за лучшую женскую роль. И не поспоришь. Сколько она вложила и юмора и боли в свою героиню – это надо видеть. Особенно меня зацепила сцена, где героиню вынудили извиниться перед мажором за подзатыльник – и пока героиня произносит "ИЗВИНИ", она смотрит не на мажора, а на свою внучку, и у сцены появляется совершенно другой, глубокий смысл. Думаю, что это находка самой актрисы.
Секретом успеха этой комедии является то, что в ней есть жизненная драма. Аронова играет драматического персонажа, человека, который пережил своё время и больше не нужен - причём не только школе, но даже своей семье. И под каждой смешной ситуацией скрывается настоящая боль. Зрителю будет легко сопереживать и смеяться над тем, как героиня преодолевает свои препятствия в новой школе. И по результатам зрительского голосования этот пилот был признан лучшим на фестивале. Очень рекомендую дорогим кинозрителям обратить внимание на сериал.
7 из 10
ФУЛЛ-ХАУС
Платформа: PREMIER
Режиссер: Григорий Васильев
Производство: «Киностудия ФУ-24»
Представили пилот генеральные продюсеры - тот же Давид Кочаров вместе с Джаником Файзиевым. И снова Кочаров сказал, что это будет хит, но уже не комедийный, а драматический. Но здесь, на мой взгляд, всё менее однозначно, чем в случае с предыдущим проектом.
Крайний Север, город Заполярск. Молодая врачунья Света приезжает из Москвы в местную больницу. Она - начинающий хирург-трансплантолог, но с очень строптивым характером. Непрофессионализм заполярских врачей ужасает Свету, она отчитывает всех, действует не по правилам и не признаёт старших - хирургов и главврача. Однако ей придётся остаться здесь и сработаться с местными, чтобы пройти ординатуру, а заодно и найти способ помочь своей больной матери, которая (вроде как) была из этих мест.
У пилота есть огромный плюс – его интересно смотреть. Сюжет нас сразу бросает куда-то на снежный горный перевал, где главная героиня Света подручными средствами начинает спасать человека и бесстрашно делает кровавую операцию. Не успели мы выдохнуть, как уже оказываемся в больнице и видим выяснение отношений между местным пьющим хирургом и молодой, но решительной новенькой – той же Светой, которая не пускает его, подвыпившего, на операцию. А после ещё и конфликт героини с главврачом. Далее приходится ехать на сложный вызов, затем проблемы с донорскими органами, затем снежная буря – в общем, сюжет закручен лихо, но правдоподобно.
Отличные актёрские работы Марии Лисовой (главгероиня Света), Петра Фёдорова (пьющий хирург) и Дмитрия Певцова (главврач) – также жирнющий плюс.
На втором плане актёры тоже крутые – Яна Сексте и Александр Обласов убедительно играют пару, потерявшую сына. В общем, по актёрской части всё отлично.
Сюжет местами смотрится как настоящий триллер, держит в напряжении и заставляет задуматься о сложных человеческих решениях. Из нового – сериал посвящён трансплантологии – и показывает все нюансы этой сферы, но в первую очередь, людей. Такого я, как зритель, не припомню – свежо и интересно, хотя начинается всё как очередной шаблонный медицинский процедурал. Название «Фулл-хаус», кстати, никак не ассоциируется с темой фильма, однако, на языке трансплантологов это означает стопроцентное совпадение донорских органов с организмом акцептора. И всё же название сбивает с толку.
Теперь к минусам. К главной героине трудно подключиться – уж слишком она бескомпромиссна. Всех готова снести и в любой сложной ситуации СРАЗУ видит решение, как-то не верится. Слишком много у неё суперсилы. На мой взгляд, важно, чтобы именно в этой первой серии, в момент знакомства с главной героиней, мы увидели её объёмный портрет, её человеческий облик, а не то, какой она хотела бы казаться. Да и выглядит это как штамп – вот такая супергероиня на службе, плюёт на правила, действует не по инструкции. Как будто персонаж главврача в исполнении Дмитрия Певцова показан и прожит более объёмно и естественно, хотя у него раз в пять меньше экранного времени.
Ещё один минус - закадровый голос главной героини в некоторых важных сценах. Всё бы ничего, но эти мысли вслух убили интригу с матерью Светы. Мы теперь точно знаем, что в Заполярске героиня из-за матери и она хочет её спасти. Было бы интереснее визуально поработать над этой темой, а не проговорить в лоб зрителю.
Вызывает уважение, что это дебютный проект режиссёра Григория Васильева, ученика Джаника Файзиева. До этого Григорий, судя по всему, отметился лишь одной короткометражкой – а тут и сценарий написал и срежиссировал целый сериал. Со сцены автор признался, что многие недоработки и ошибки в создании проекта перекрывались огромным стремлением и энергией. Хочется всей команде пожелать удачи с этим сериалом. Достойный дебют для Васильева, и круто, что Файзиев продюсирует и верит в талантливых дебютантов.
Сериал порекомендую, но скажу, что натуралистичных сцен с органами и ранами хватает. Смотреть любителям триллеров и драм.
7 из 10
МЭР ИЗ ТЮЗА
Канал: ТНТ
Режиссер: Дмитрий Грибанов
Производство: Кинокомпания «КЕЙСТОУН ПРОДАКШН»
В городе Придонске местный мэр, властолюбивый король вечеринок, оказывается в немилости у губернатора из-за финансовых махинаций. Когда мэр узнаёт, что его вот-вот посадят, он придумывает гениальную комбинацию: находит своего двойника – актёра затрапезного театра. Затем мэр подкупает актёра, чтобы тот притворился мэром и отсидел за него срок. Однако, срок отменяется - губернатор внезапно прощает мэра-актёра, а настоящий мэр попадает в дтп. Теперь актёру необязательно выходить из своей новой роли, чем он, конечно, и воспользуется.
Ругать этот сюжет в целом бесполезно. Тема двойников и подмены личностей заполонила наш эфир: Пепел, Инспектор Гаврилов, Чужие Деньги, КрисТина, Василий, Профессия Репортёр… ой, это уже другое. Но ничего нового сценаристы и продюсеры ТНТ предложить не могут. Игорь Хрипунов в роли актёра и мэра действительно хорошо создаёт разные и правдоподобные портреты двух людей. По сути, ставка на живую актёрскую игру – это то, что хоть немного спасает шаблонный сюжет от условности.
Шутки, как правило, не смешные. Актёры стараются, но… например, как вам шутка: главный герой-актёр играет спектакль в театре, в перерыве он говорит своему партнёру по сцене о недостатках его игры, партнёр огрызается и посылает главгероя. Оскорблённый актёр решает отомстить - и писает в шапку обидчику. Делает главгерой это буквально при всех, не прячась. Но тут возвращается обидчик, видит это и гонится за нашим актёром. Начинается беготня по сцене, не хватает только музыки из шоу Бэнни Хилла. Ну и вот нашего центрального персонажа увольняют из театра. Потом в этот же вечер от него со скандалом уходит жена – короче, вы поняли.
Проворовавшийся чиновник, актёр-неудачник, двойники, смена ролей – всё это предсказуемо, утрированно, тривиально, условно, несмотря на игру хорошего актёра Хрипунова. Возможно, от комедийного телесериала ничего больше и не требуется, так всё и должно быть – но интереса и смеха это не вызывает. И всё же пример с сериалом «Олдскул» доказывает нам, что комедийные сериалы действительно ещё могут быть комедийными – смешными и живыми. К просмотру рекомендовать не стану, но, если вам нравится Игорь Хрипунов – попробуйте глянуть, может быть, зайдёт.