Фрагмент ОБРАЩЕНИЯ ПАПЫ РИМСКОГО Льва XIV К УЧАСТНИКАМ ПЛЕНАРНОЙ АССАМБЛЕИ «ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕЛ ПОМОЩИ ВОСТОЧНЫМ ЦЕРКВЯМ» (ROACO)
«Бог любит доброхотно дающего» ( 2 Кор. 9:7). Я знаю, что для вас поддержка Восточных Церквей — это прежде всего не работа, а миссия, совершаемая во имя Евангелия, которое, как указывает само слово, является возвещением радости , которая прежде всего радует сердце Бога, который никогда не позволяет превзойти себя в щедрости. Спасибо вам, потому что вместе с вашими благодетелями вы сеете надежду на землях христианского Востока, ныне более чем когда-либо опустошенных войнами, истощенных интересами, окутанных пеленой ненависти, делающей воздух непригодным для дыхания и токсичным. Вы — кислородный баллон Восточных Церквей, истощенных конфликтами. Для стольких народов, бедных средствами, но богатых верой, вы — свет, сияющий во тьме ненависти. Я умоляю вас, с сердцем в руке, всегда делать все возможное, чтобы помогать этим Церквам, таким драгоценным и испытанным.
История Восточно-католических церквей часто была отмечена насилием; к сожалению, не было недостатка в оскорблениях и непонимании даже внутри самой католической общины, неспособной осознать и оценить ценность традиций, отличных от западных. Но сегодня насилие войны, кажется, обрушивается на территории христианского Востока с дьявольской яростью, невиданной ранее. Ваша ежегодная сессия также пострадала из-за физического отсутствия тех, кто должен был приехать со Святой Земли, но не смог совершить путешествие. Сердце обливается кровью, думая об Украине, трагической и бесчеловечной ситуации в Газе и Ближнем Востоке, опустошенном распространением войны. Мы все призваны, человечество, оценить причины этих конфликтов, проверить истинные и попытаться преодолеть их, и отвергнуть ложные, плоды эмоциональных симуляций и риторики, решительно разоблачая их. Люди не могут умирать из-за фейковых новостей.
Действительно грустно наблюдать сегодня во многих контекстах навязывание права сильного, на основе которого узакониваются собственные интересы. Удручающе видеть, что сила международного права и гуманитарного права, похоже, больше не обязывает, заменяясь предполагаемым правом обязывать других силой. Это недостойно человека, это позорно для человечества и для тех, кто несет ответственность за нации. Как можно верить, после столетий истории, что военные действия приносят мир и не приводят к обратным результатам для тех, кто их вел? Как можно думать о закладке основ завтрашнего дня без сплоченности, без общего видения, одушевленного общим благом? Как можно продолжать предавать стремление людей к миру ложной пропагандой перевооружения, в тщетной иллюзии, что превосходство решает проблемы, а не разжигает ненависть и месть? Люди все больше не осознают, какие суммы денег поступают в карманы торговцев смертью и на которые можно было бы построить больницы и школы; а вместо этого уже построенные разрушаются!
И я спрашиваю себя: как христиане, помимо того, чтобы возмущаться, возвышать голос и засучивать рукава, чтобы быть строителями мира и содействовать диалогу, что мы можем сделать? Я считаю, что прежде всего мы должны искренне молиться. От нас зависит сделать каждую трагическую новость и образ, которые поражают нас, криком ходатайства к Богу. А затем помочь, как это делаете вы и как это делают и могут делать многие через вас. Но есть еще кое-что, и я говорю это, думая особенно о христианском Востоке: есть свидетельство. Это призыв оставаться верными Иисусу, не попадаясь в щупальца власти. Это подражание Христу, который победил зло любовью с креста, показывая способ правления, отличный от способа Ирода и Пилата: один, опасаясь быть низложенным, убивал детей, которых сегодня продолжают разрывать на части бомбами; другой умыл руки, как мы рискуем делать ежедневно до порога непоправимого. Давайте посмотрим на Иисуса, который призывает нас исцелять раны истории кротостью только его славного креста, из которого высвобождается сила прощения, надежда начать все сначала, обязанность оставаться честными и прозрачными в море коррупции. Давайте последуем за Христом, который освободил сердца от ненависти, и давайте покажем пример, чтобы мы могли избежать логики разделения и возмездия. Я хотел бы поблагодарить и в идеале обнять всех восточных христиан, которые отвечают на зло добром: спасибо вам, братья и сестры, за свидетельство, которое вы даете, особенно когда вы остаетесь в своих землях как ученики и свидетели Христа.
Дорогие друзья ROACO, в своей работе вы видите, помимо многочисленных бедствий, вызванных войной и терроризмом, — я имею в виду недавнее ужасное нападение на церковь Святого Ильи в Дамаске, — также ростки Евангелия, расцветающие в пустыне. Вы открываете для себя народ Божий, который упорствует, обращая свой взор к Небесам, молясь Богу и любя ближнего своего. Вы прикасаетесь своими руками к благодати и красоте восточных традиций, литургий, которые позволяют Богу пребывать во времени и пространстве, вековых песен, пропитанных хвалой, славой и тайной, которые поднимают непрестанную просьбу о прощении человечества. Вы встречаете людей, которые, часто скрываясь, присоединяются к великим рядам мучеников и святых христианского Востока. В ночи конфликтов вы становитесь свидетелями света Востока.
Я хотел бы, чтобы этот свет мудрости и спасения был лучше известен в Католической Церкви, где все еще много невежества по этому вопросу и где в некоторых местах вера рискует задохнуться еще и потому, что счастливая надежда, многократно выраженная святым Иоанном Павлом II, не осуществилась , когда 40 лет назад он сказал: «Церковь должна снова научиться дышать двумя своими легкими, восточным и западным» ( Обращение к Священной Коллегии Кардиналов , 28 июня 1985 г.). Однако христианский Восток можно защитить, только если его любят; а любят его, только если его знают.
Источники: