Найти в Дзене
Дорога в прошлое

Главный музей России. История появления Эрмитажа.

История Эрмитажа — одного из крупнейших музеев мира — начинается в XVIII веке и тесно связана с историей развития искусства и культуры России. Эрмитаж возник благодаря инициативе императрицы Екатерины II, которой принадлежит ведущая роль в создании коллекции. Она активно приобретала произведения западноевропейского искусства, желая сделать Россию культурной державой мирового уровня. Первым значимым событием стало приобретение коллекций Иоганна Эрнста Гоцковского и Иоганна Фридриха Брюля в 1764 году. Эти приобретения положили начало формированию основной коллекции живописи, графики и скульптуры, которая первоначально размещалась во дворце Зимнего дворца. Коллекция была открыта лишь для избранных посетителей, отсюда и название «Эрмитаж», которое буквально означает «место уединения». Это подчеркивало приватность собрания, доступное немногим придворным особам и иностранным гостям высокого ранга. Со временем коллекция росла и привлекала внимание широкой публики. Уже при Екатерине были пред
Оглавление

История Эрмитажа — одного из крупнейших музеев мира — начинается в XVIII веке и тесно связана с историей развития искусства и культуры России.

Основание музея

Эрмитаж возник благодаря инициативе императрицы Екатерины II, которой принадлежит ведущая роль в создании коллекции. Она активно приобретала произведения западноевропейского искусства, желая сделать Россию культурной державой мирового уровня. Первым значимым событием стало приобретение коллекций Иоганна Эрнста Гоцковского и Иоганна Фридриха Брюля в 1764 году. Эти приобретения положили начало формированию основной коллекции живописи, графики и скульптуры, которая первоначально размещалась во дворце Зимнего дворца.

Эрмитаж раньше.
Эрмитаж раньше.

Коллекция была открыта лишь для избранных посетителей, отсюда и название «Эрмитаж», которое буквально означает «место уединения». Это подчеркивало приватность собрания, доступное немногим придворным особам и иностранным гостям высокого ранга.

Расширение и развитие

Со временем коллекция росла и привлекала внимание широкой публики. Уже при Екатерине были предприняты первые шаги по расширению пространства для хранения произведений искусства. Одним из важнейших этапов расширения стала постройка Малого Эрмитажа архитектором Юрием Фельтеном. Этот новый корпус позволил разместить больше экспонатов и впервые сделал коллекцию доступной большему кругу зрителей.

При Павле I и Александре I музей продолжал пополняться новыми произведениями искусства, хотя темпы роста замедлились по сравнению с эпохой Екатерины. К середине XIX века музей приобрел статус общедоступного учреждения. Император Николай I открыл Эрмитаж для посещения широкой публикой в 1852 году, сделав его первым публичным музеем в России.

Следующие десятилетия ознаменовались дальнейшим ростом популярности Эрмитажа среди российских и иностранных туристов. Музей стал символом русской имперской власти и культурного величия страны.

XX век и революция

После Октябрьской революции 1917 года судьба Эрмитажа оказалась под угрозой. Коллекции могли быть национализированы и распроданы. Однако советская власть осознавала культурную ценность музея и приняла решение сохранить его как государственное учреждение. Тем не менее многие предметы искусства были вывезены за границу в рамках политики экспроприации и проданы на международных аукционах.

Вторая мировая война также оказала значительное влияние на судьбу Эрмитажа. Во время блокады Ленинграда музей эвакуировали, спасая ценные экспонаты от разрушений. После войны началось восстановление экспозиции, и постепенно музей вновь открылся для публики.

Современность

Эрмитаж сейчас.
Эрмитаж сейчас.

Сегодня Государственный Эрмитаж является одним из ведущих культурных центров мира. Его коллекции включают свыше трех миллионов предметов, охватывающих различные эпохи и цивилизации. Помимо основного здания в Петербурге, существует ряд филиалов, расположенных в разных регионах России и за рубежом.

Таким образом, история Эрмитажа отражает важные этапы становления российской государственности, её открытость европейской культуре и стремление занять достойное место в мировом художественном пространстве.

Все изображения взяты из открытых источников.