Найти в Дзене

«Мы спорим -аж глотки просят лужения: Маяковский и борьба за литературу».

Из поэтических полемик, стихотворных реплик и страстных выступлений Владимира Маяковского вырисовываются два ясных вывода: он последовательно занимал все более четкую идейно-классовую позицию и отстаивал роль литературы как средства воздействия на массы; одновременно он настаивал на высоком профессионализме, связывая мастерство не с формой, а с содержанием и направленностью творчества. Маяковский был не только поэтом, но и активным участником литературной борьбы 1910–1920-х годов. Его стихи о поэзии часто отражают острые конфликты между различными литературными группировками. Эти споры - не только о вкусе или эстетике, но и о направлении, идеологии, роли писателя в революционной эпохе. Литературные разногласия отнимали много сил и часто мешали главному -творчеству. С самых первых шагов в литературе, оказавшись среди футуристов, Маяковский сразу стал «громким» голосом. Ему была близка дерзость, скандал, вызов авторитетам. Он нападал сначала на классиков прошлого, затем на символист

Из поэтических полемик, стихотворных реплик и страстных выступлений Владимира Маяковского вырисовываются два ясных вывода: он последовательно занимал все более четкую идейно-классовую позицию и отстаивал роль литературы как средства воздействия на массы; одновременно он настаивал на высоком профессионализме, связывая мастерство не с формой, а с содержанием и направленностью творчества.

-2

Маяковский был не только поэтом, но и активным участником литературной борьбы 1910–1920-х годов. Его стихи о поэзии часто отражают острые конфликты между различными литературными группировками.

Эти споры - не только о вкусе или эстетике, но и о направлении, идеологии, роли писателя в революционной эпохе. Литературные разногласия отнимали много сил и часто мешали главному -творчеству.

С самых первых шагов в литературе, оказавшись среди футуристов, Маяковский сразу стал «громким» голосом. Ему была близка дерзость, скандал, вызов авторитетам. Он нападал сначала на классиков прошлого, затем на символистов, а позже - на своих же современников. Его риторика была агрессивной, но в ней всегда чувствовалось стремление к правде, к точке опоры в хаосе революционного времени.

И всё же за внешней непримиримостью скрывалось желание сотрудничества. Особенно это проявилось в отношении к пролетарским поэтам. С ними он хотел не только спорить, но и работать бок о бок. В стихах он предлагает:

«Давайте устроим весёлый обед!»

Это не просто приглашение - это образ желанного мира, где «если зуб на кого - отпилим зуб» и «решим, что все по-своему правы».

Знаменательное стихотворение «Послание пролетарским поэтам» становится настоящим манифестом миролюбия -редкого для Маяковского. Поводом послужил упрёк поэта Безыменского, якобы обвинявшего Маяковского в излишнем «яканье». На это поэт отвечал с иронией, но и с глубокой логикой:

«А если вы, допустим, начнете объясняться в любви девушке,
что же вы, так и скажете: ‘Мы вас любим?’»

-3

Знаменитый ответ Маяковского на вопрос о «Я»:

«Я — это гражданин Советского Союза»

- подчеркивает его понимание личного как общественного, индивидуального как классового.

С Безыменским у Маяковского отношения были противоречивыми - «или неистово молится, или неистово плюёт». Но даже в критике Маяковский не утратил веру в возможность товарищества.

«Послание пролетарским поэтам» — это обращение не только к коллегам, но и к будущему:

«Давайте, товарищи, шагать в ногу»,
«ругаться есть с кем — по другую сторону красных баррикад».

В этой строчке заключено всё: вера в общее дело, понимание важности единства и готовность прощать ради большой цели. Для Маяковского литература - не поле для тщеславия, а стройка будущего, где

«без завистей и фамилий»

нужно класть «в коммунову стройку слова-кирпичи».

И хотя пролетарские поэты не всегда принимали Маяковского как «своего», именно к ним он обращался с надеждой. Он не искал покоя, он искал единства, нужного не ему одному - всей культуре, всей новой эпохе.