Найти в Дзене
Sport24.ru

Был легендой СССР, нашел секрет отражения пенальти, грозился увести Акинфеева в «Спартак». Истории о Прудникове

Стал примером для великого Дасаева. Олимпийского чемпиона Алексея Прудникова часто называют дублером Рината Дасаева. Во многом это так — в «Спартаке» триумфатор Сеула-1988 сыграл немногим более 20 матчей за несколько лет. Свое имя Прудников сделал в «Динамо», где долгие годы был основным голкипером. Но даже в статусе дублера он смог стать примером для Дасаева. — Я ведь не умел ногами мяч выбивать. Поздно футболом начал заниматься, не прошел некоторые азы. Потому бросал рукой. Зато это хорошо получалось! И Бесков говорил Дасаеву: «Видишь, как бросает Прудников? Вот так же бросай», — вспоминал Прудников в интервью «Чемпионату». А ведь Алексей мог и не стать вратарем. Еще в детстве он занимался лыжными гонками. В футбол играл втайне от родителей — боялся, что ему запретят. Из-за больших нагрузок молодой организм сильно уставал, и зачастую Прудников засыпал прямо за столом, когда делал уроки. Иногда приходилось идти на хитрость. «Раньше же родители должны были подписываться, чтобы тебе выд
Оглавление

Стал примером для великого Дасаева.

   РИА Новости
РИА Новости

Олимпийского чемпиона Алексея Прудникова часто называют дублером Рината Дасаева. Во многом это так — в «Спартаке» триумфатор Сеула-1988 сыграл немногим более 20 матчей за несколько лет. Свое имя Прудников сделал в «Динамо», где долгие годы был основным голкипером.

   Уткин Игорь/Фотохроника ТАСС
Уткин Игорь/Фотохроника ТАСС

Но даже в статусе дублера он смог стать примером для Дасаева.

— Я ведь не умел ногами мяч выбивать. Поздно футболом начал заниматься, не прошел некоторые азы. Потому бросал рукой. Зато это хорошо получалось! И Бесков говорил Дасаеву: «Видишь, как бросает Прудников? Вот так же бросай», — вспоминал Прудников в интервью «Чемпионату».

Обманывал родителей ради футбола и сбегал из военкомата

А ведь Алексей мог и не стать вратарем. Еще в детстве он занимался лыжными гонками. В футбол играл втайне от родителей — боялся, что ему запретят. Из-за больших нагрузок молодой организм сильно уставал, и зачастую Прудников засыпал прямо за столом, когда делал уроки.

Иногда приходилось идти на хитрость. «Раньше же родители должны были подписываться, чтобы тебе выдали спортивную форму. Ну я им и подсовывал футбольный бюллетень. И говорю, мол, не знаю, почему эта бумажка. Перепутали вид спорта — на лыжи форма, не беспокойтесь», — рассказывал Прудников.

Потом родители, конечно, узнали правду. Мама отреагировала с пониманием — даже пошутила: «Так вот почему ты учебу бросил». А отец был очень рад, когда его сына взяли в «Спартак». Прудников-старший всю жизнь болел за красно-синих — не изменил себе, даже когда Алексей стал динамовцем. Правда, на матчах сына отворачивался, когда по его воротам наносили удары.

   Чумин Михаил/Фотохроника ТАСС
Чумин Михаил/Фотохроника ТАСС

Сам Прудников еще в «Спартаке» попадал в курьезные истории. Например, он чудом спасся от армии. Хотя за ним приезжал офицер из военкомата на черной «Волге», и футболиста даже успели коротко подстричь. Дело шло к тому, что вратарь будет служить и одновременно играть за ЦСКА — этого он, конечно же, не хотел.

Но помогли призывники, которые приехали в военкомат на медкомиссию. Прудников отвлек внимание офицера и попросил парней закрыть ему обзор. Воспользовавшись моментом, он убежал и срочно стал искать подмогу.

— Звоню Бескову, объясняю ситуацию. Он мне: «Три дня, чтобы я тебя не видел. Спрячься у друзей». Еще год в «Спартаке» отыграл. Но после все же перебрался в «Динамо». Чтобы не забрали в ЦСКА или СКА, — вспоминал Прудников.

Отбивал пенальти от самого Паненки

В «Динамо» Алексей был звездой. Особенно ценилось его умение брать пенальти. Забить Прудникову с точки мечтали многие, но удавалось единицам. «Пришел в «Динамо» — сразу турнир. 0:0 сыграли с Минском, и я взял четыре послематчевых пенальти», — рассказывал вратарь «Спорт-Экспрессу».

Секрет успешного отражения ударов с точки Алексей подсмотрел у иностранца — «какого-то вратаря из ГДР». Тот писал, что многое зависит от разбега перед ударом. Главное — присмотреться к бьющему игроку. Прудников успешно усвоил урок — ему даже удалось отбить удар самого Антонина Паненки!

   Getty Images
Getty Images

— Полуфинал Кубка Кубков с «Рапидом», мы ведем 1:0. Чешский судья нас душит изо всех сил, просто убивает. Назначает пенальти — и Паненка бьет не черпачком по центру, а сильно в угол. Я беру! В один угол качнулся, в другой прыгнул. Но стоял до последнего — если б он задумал по центру бить, — признался вратарь.

Паненка был настолько потрясен голкипером, что запомнил его на всю жизнь. «Годы спустя оказался в Чехии с ним за одним столом. Сашка Бокий спрашивает: «Тони, знаешь, с кем сидишь? Это тот кипер, который взял от тебя пенальти». Паненка всмотрелся — вспомнил! А пенальти был один из важнейших в его жизни», — вспоминал Прудников.

На победной Олимпиаде давал установки Бышовцу

Из «Динамо» вратаря вызвали в олимпийскую сборную СССР. Формально Прудников считается победителем Сеула-1988, но на поле он ни разу не вышел. В той команде первым номером был Дмитрий Харин, и конкуренцию у него Алексей не смог выиграть.

Лишь дважды он мог выйти на поле. В заключительной игре группового этапа с США советскую команду устраивала и ничья, однако тренеры решили заменить Игоря Добровольского и Алексея Михайличенко — важнейшие игроки повисли на карточках. В финале Прудников готовился стать джокером в серии пенальти, однако до нее не дошло — Юрий Савичев все решил в дополнительное время.

Голкипер, который к тому времени стал игроком московского «Торпедо», ездил в Корею больше как помощник Анатолия Бышовца. Часто тренер вызывал вратаря и спрашивал о том или ином сопернике­ — Прудников знал всех, поскольку играл на предолимпийском турнире. Из-за этого случались казусы.

— Я ему обо всем подробно докладывал. Установка на игру: Бышовец слово в слово повторяет мои слова! Выдавая за свои. Даже интонации похожи! Мы с Бородюком, с которым жили в одном номере, сидим, хохочем… Борода смеется: «Чего он тебя копирует-то?» Было неловко, конечно.

   РИА Новости
РИА Новости

Перед финалом оба советских вратаря тренировались «по бразильской системе» — как в «Ералаше». Харин и Прудников стояли по разным сторонам бассейна, а позади их было стекло. Пропускать опасно — можно влететь в копеечку или даже пораниться. Но голкиперы стояли надежно — отбили все удары.

Прудников, кстати, не сторонник мнения, что вратари играют, а не стоят: «Эта формулировка — чушь. Бесков как говорил? «В воротах стоит Дасаев» — и ни у кого нет вопросов. А сегодня они все вдруг «играть» начали!» Кто-то из вратарей при мне осмелился сказать вполголоса: «Я играю…» — так донесся зловещий голос кого-то из ветеранов: «Сейчас наиграешь».

В Югославии разговаривал с солдатами и потерял имущество

В 1990 году Прудников перебрался в Югославию, где играл за «Вележ» и «Сараево». Позже он признавался, что карьера получилась не самой идеальной ­— страну раздирала гражданская война. Доставалось даже футболистам.

— Саша Метлицкий тогда играл за «Осиек», в Вуковаре. Где уже вовсю воевали. Я спрашиваю: «Как там у тебя дела?» — «Ну вот, две бомбы вчера упали в паре метров от дома…» Разумеется, говорю: «Все, Санек, забирай вещи и утекай».

После трех месяцев в Сараево Прудников сам решил вернуться на родину. Не обошлось без приключений: в поезде до Белграда его застали солдаты. Вратаря спасла узнаваемость.

— Один солдат спрашивает: «Ты кто?» — «Футболист». А другой: «О, Алия!» Это в «Вележе» меня так прозвали — в честь Алии Изетбеговича, первого президента Боснии. Поболтал с солдатами о футболе, и они ушли. Попутчицы были потрясены. Смотрели на меня с изумлением: «Что за парень?».

Но Югославия все равно негативно повлияла на Прудникова — по крайней мере, в имущественном плане. Из-за войны вратарь потерял дом, машину и все заработанные деньги. Сбережения в советском банке сгорели с началом реформ. Был вариант заработать на переходе Олега Романцева в «Депортиво» — тому предлагали хороший контракт, а Прудников мог получить 14 тысяч долларов как посредник. Но сделка сорвалась из-за советских чиновников, которые не пустили Романцева в Испанию.

Сын тоже был вратарем, а потом стал агентом

Алексей Прудников не сумел построить самостоятельную тренерскую карьеру. Впрочем, он и не гнался за ней: «Я знал, что могу быть хорошим тренером вратарей. И агентом. Потому что умею оценивать футболистов, подмечать их сильные и слабые места. Понаставить фишки на поле любой может — и не добиться никакого результата».

После завершения игровой карьеры Прудников прославился как агент. При его участии в Россию приехали Элвер Рахимич и Предраг Ранджелович, ставшие звездами ЦСКА и «Анжи». Более того, он мог провернуть невиданный трансфер — переход Игоря Акинфеева в «Спартак»!

   СПОРТ-ЭКСПРЕСС/ИТАР-ТАСС
СПОРТ-ЭКСПРЕСС/ИТАР-ТАСС

Наводку на будущего долгожителя ЦСКА Прудникову дал его сын Алан — он играл в спортшколе «Динамо». Алексей же был тренером вратарей в «Спартаке» и просматривал молодежь на эту позицию. Посмотрев игру Акинфеева вживую, он остался в восторге.

— Он был таким же, как сейчас. Хладнокровный, грамотно выбирал позицию, ногой выбивал мяч метров на 70 — хоть правой, хоть левой. Я не собирался морочить ему голову, уводить тайком. Сначала подошел к Дулыку, директору армейской школы, честно сказал: «Если ваш клуб в парне не заинтересован, в «Спартак» отведу». На следующий день ЦСКА подписал с Акинфеевым первый контракт, — рассказывал Прудников.

Сын Алан, кстати, тоже стал агентом. При его участии «Уфа» продала Александра Зинченко в «Манчестер Сити». В годы карьеры Прудников-младший был вратарем, как и отец, но слишком частые травмы не позволили выйти на высокий уровень: «Он ломал все — челюсть, ребра, ноги. Плюс кресты, мениск… В какой-то момент я не выдержал: «Алан, завязывай. Футбол — это не твое». В 24 года закончил».