Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Советская готика. Куклы и Смерть. Фильм, который смешал сказку и философию

Пасмурная, почти готическая атмосфера советского кинематографа породила немало шедевров, остающихся в памяти зрителей десятилетиями. Среди них особенно выделяется «Господин оформитель», знакомый даже далеким от кино людям. Однако существует другой фильм, снятый приблизительно в тот же период, «Фантастическая история», о котором вспоминают лишь немногие, несмотря на его глубокий смысл и не менее мрачную, сказочно-аллегоричную природу. Оба проекта объединяет центральная фигура – мастер, создающий кукол, чьи творения обретают, в той или иной форме, жизнь, напоминая древний миф о Пигмалионе и Галатее. В «Господине оформителе» оживление кукол происходит почти буквально, в то время как «Фантастическая история» использует более метафорический подход, намекая на алхимические тайны и магические процессы. Действие «Фантастической истории» разворачивается где-то в Европе, в атмосфере, напоминающей, с некоторой долей иронии, сумрачное рококо XVIII века. Это предположение основано на стилистике ф

Пасмурная, почти готическая атмосфера советского кинематографа породила немало шедевров, остающихся в памяти зрителей десятилетиями. Среди них особенно выделяется «Господин оформитель», знакомый даже далеким от кино людям.

Однако существует другой фильм, снятый приблизительно в тот же период, «Фантастическая история», о котором вспоминают лишь немногие, несмотря на его глубокий смысл и не менее мрачную, сказочно-аллегоричную природу. Оба проекта объединяет центральная фигура – мастер, создающий кукол, чьи творения обретают, в той или иной форме, жизнь, напоминая древний миф о Пигмалионе и Галатее.

Кадр из фильма «Фантастическая история» (1988)
Кадр из фильма «Фантастическая история» (1988)
Кадр из фильма «Фантастическая история» (1988)
Кадр из фильма «Фантастическая история» (1988)

В «Господине оформителе» оживление кукол происходит почти буквально, в то время как «Фантастическая история» использует более метафорический подход, намекая на алхимические тайны и магические процессы. Действие «Фантастической истории» разворачивается где-то в Европе, в атмосфере, напоминающей, с некоторой долей иронии, сумрачное рококо XVIII века.

Кадр из фильма «Фантастическая история» (1988)
Кадр из фильма «Фантастическая история» (1988)

Это предположение основано на стилистике фильма и общем настроении эпохи, которую он показывает. Мастер Иоганнес, создающий говорящих кукол, находит своих клиентов среди вельмож и правителей различных европейских дворов. Его жизнь, показанная в фильме, многогранна и полна драматизма.

Кадр из фильма «Фантастическая история» (1988)
Кадр из фильма «Фантастическая история» (1988)

Сюжетная линия «Фантастической истории» развивается через несколько взаимопереплетающихся историй, касающихся судьбы Иоганнеса. Зрителю представлены темы любви, жестокости, воинской доблести, и всё это на фоне неотвратимо текущего времени.

Кадр из фильма «Фантастическая история» (1988)
Кадр из фильма «Фантастическая история» (1988)
Кадр из фильма «Фантастическая история» (1988)
Кадр из фильма «Фантастическая история» (1988)

Эта тема времени, времени, прожитого и потраченного, является, пожалуй, одной из самых важных в фильме. На склоне лет Иоганнес осознаёт бесполезность многих своих деяний, и это осознание пронизывает всю ленту. Один из его друзей ещё в молодости высказывает мудрую и пророческую фразу: «Лучше погибнуть, когда хочется жить, чем дожить до того времени, когда хочется умереть».

Кадр из фильма «Фантастическая история» (1988)
Кадр из фильма «Фантастическая история» (1988)

Ирония судьбы заключается в том, что эта возможность представляется Иоганнесу. В жизнь героя вмешивается сама Смерть, представленная в виде загадочного персонажа, которого играет Арнис Лицитас. Эта Смерть многолика и непредсказуема. Для одних она является прокажённым нищим, для других – блестящим офицером.

Кадр из фильма «Фантастическая история» (1988)
Кадр из фильма «Фантастическая история» (1988)

Её облик зависит от восприятия того, кто с ней сталкивается, от его жизненного опыта и мировоззрения. Фильм не предлагает простых ответов, он скорее заставляет задуматься о прожитых годах, о выборе, о ценности времени, о том, как мы живём и какой след оставляем после себя. «Фантастическая история» – не просто сказка, а философское послание, замаскированное под романтическую историю о мастере-кукольнике и его необыкновенных творениях, оживающих в его руках.

Кадр из фильма «Фантастическая история» (1988)
Кадр из фильма «Фантастическая история» (1988)
Кадр из фильма «Фантастическая история» (1988)
Кадр из фильма «Фантастическая история» (1988)

Это картина о времени, о смерти, о жизни, и о том, как важно ценить каждый миг, пока есть на это возможность. Кино оставляет пространство для собственных размышлений зрителя, заставляя его пгрузиться в глубину своих собственных чувств и ощущений.