- Итак, к сегодняшней теме. 19-го июня в прокат вышел фильм «Белый Пароход» режиссёра Инги Шепелёвой – образная любовная история, жанр которой я бы определил как «притча».
- ИТОГО: картина гипнотизирует и погружает в себя, хотя и полностью запутывается в своей красоте во второй половине истории. К просмотру рекомендую, причём в кино, но точно не тем, кто хочет динамичной и интересной истории. Это медитативный и поэтичный фильм для подготовленного зрителя.
Дорогой кинозритель, наконец-то я к тебе вернулся! Не суди строго, у меня есть оправдание: я занимался съёмками и монтажом двух своих короткометражных фильмов, тизеры которых разместил здесь - «Маньячина» и «Боров». Обо всех подробностях могу написать отдельный пост – если дорогим кинозрителям будет это интересно, дайте знать в комментариях.
Итак, к сегодняшней теме. 19-го июня в прокат вышел фильм «Белый Пароход» режиссёра Инги Шепелёвой – образная любовная история, жанр которой я бы определил как «притча».
Не всем будет интересна эта картина, но я считаю важным рассказать о её своеобразии. Фильм ещё идёт в кино – и это самое подходящее место для просмотра, потому что на маленьком экране его смотреть бессмысленно: визуальная магия теряется.
Сюжет рассказывает нам о преподавательнице музыки в якутской детской школе искусств. Советский Союз уже давно кончился, но учительница продолжает разучивать с детьми советскую песню «Белый Пароход» (знакомая старшему поколению по кинофильму "Опекун", песня 1970-го была известная в исполнении Ларисы Мондрус), с которой у неё связана личная история.
В школу направляют нового директора из Москвы, который начинает менять школьный репертуар на более современный и запрещает любимую песню учительницы. Она и её ученики не могут смириться со сменой репертуара – и бойкотируют подготовку к концерту в Москве. Учительница увольняется, а ученики не хотят ничего петь. Директор пытается решить проблему с учительницей - и постепенно влюбляется в неё, а параллельно мы узнаём её личную историю, связанную с песней «Белый Пароход».
Режиссёр Инга Шепелёва пришла в кино из мира литературы и видеоарта, она выпускница Литературного института имени Горького, пишет стихи и прозу. Также Инга лауреат европейских фестивалей видеопоэзии и экспериментального кино. Её игровой полнометражный дебют – «Белый Пароход» - экранизация её ранней повести. По словам Инги, она, обучаясь в музыкальной школе, фантазировала о личности своей преподавательницы, придумывала разные истории с ней, и часть из них стали основой для фильма.
Снята картина безумно красиво: работа оператора Вероники Соловьёвой и художника-постановщика Сергея Макарова отсылает нас к классической живописи. Каждый кадр – словно ожившая картина Рембрандта, Вермеера, Брейгеля и других художников.
Порой проявляются и советские реалистические полотна: есть сцена, по свету, цвету и фактуре похожая на картину Решетникова «Опять Двойка».
Большое внимание уделено атмосфере школы и её коридорам, кабинетам, актовому залу. Режиссёру важно было передать родное ощущение советской архитектуры и предметной среды - каждый стол, каждый цветок, старый рояль - у всех вещей есть своя история.
В общем, по части изображения фильм очень красив, и невозможно не любоваться кадрами, например, где кроваво-красное полотно сорванного занавеса в актовом зале, струящееся рекой со сцены вниз, к рядам кресел - как символ сердечной раны главной героини.
Зрителя увлекают потрясающие, почти библейские образы учительницы в окружении учеников.
Навевают грусть развалины парохода на берегу, укрытые снегом.
И конечно, завораживают кадры ледохода на реке Лене в Якутии – когда река оживает и приходит в движение прямо у нас на глазах.
Кстати, только ради съёмок ледохода была создана специальная экспедиция, съёмочный период был разделён на зимний и весенний. По словам режиссёра, съёмочной группе пришлось несколько дней ждать начало ледохода, и до последнего было непонятно, тронется ли лёд в ближайшее время или нет. Но чудо всё же произошло.
Очень интересной получилась работа со звуком и монтажом – например, когда учительница после своего ухода из школы приходит поиграть на рояле любимую музыку – мы слышим насколько по-другому песня «Белый Пароход» звучит на расстроенном инструменте – так же расстроена и мелодия души героини. В финале, когда она вновь исполняет песню со своими учениками – звуки растворяются, мы перестаём слышать аплодисменты слушателей – как будто слушатель для героини совсем не важен, или важен – но другой, который не здесь.
Но с другой стороны, всё то, что работает на красоту фильма - разрушает его структуру и естественность. Вот важный минус: вторая половина истории показалась очень размытой, сюжет начинает теряться в красивых кадрах, темп замедляется, зритель не сдерживается и зевает.
Ещё один минус, связанный с "красивостью" - расположение актёров в кадре часто неестественное, персонажи скованы самой стилистикой «ожившей живописи». В результате герои фильма в основном КАРТИННО стоят или поворачиваются, иногда ходят – но лишь для того, чтобы на них красиво ложился свет.
Кинокритик "Коммерсанта" Юлия Шагельман также ставит в минус нарочитую "эстетичность" картины. Цитата:
...здесь строго выверенное изображение, в котором активно используются геометрия, стекла, отражения, контраст белого, черного и кроваво-красного цветов. Такой набор визуальных банальностей, похоже, кажется создателям ленты очень красивым.
Но несмотря на минусы, на некоторое избыточное визуальное "рукоделие", кино получилось. Это история о несчастной любви, застывшей в душе учительницы как лёд, и о том, что этот лёд растапливать она не собирается. Героиня лишь будет разучивать песню и продолжит изливать в ней свои чувства. «Красная песня на белом снегу» - гласит слоган фильма.
ИТОГО: картина гипнотизирует и погружает в себя, хотя и полностью запутывается в своей красоте во второй половине истории. К просмотру рекомендую, причём в кино, но точно не тем, кто хочет динамичной и интересной истории. Это медитативный и поэтичный фильм для подготовленного зрителя.
А как вам "Белый Пароход"? Собираетесь ли смотреть? Делитесь в комментариях)