Найти в Дзене
Гид по Риму Светлана Синица

Противостояние гениев

В середине XVII века весь Рим говорил о непримиримом соперничестве двух великих архитекторов — Джованни Лоренцо Бернини и Франческо Борромини. Эти два гения барокко не только создавали шедевры, но и питали друг к другу такую неприязнь, что их имена стали символом художественного противостояния. Когда папа Иннокентий X объявил конкурс на создание фонтана для площади Навона, казалось, что победа достанется Борромини — ведь он уже работал над церковью Сант-Аньезе-ин-Агоне на той же площади и пользовался благосклонностью понтифика. Бернини же находился в немилости после смерти своего покровителя папы Урбана VIII. Но хитроумный Бернини не сдавался. Он тайно создал великолепную модель фонтана из серебра и с помощью влиятельных друзей сумел поставить ее в покоях папы так, чтобы Иннокентий X увидел ее случайно. Легенда гласит, что понтифик, пораженный красотой и грандиозностью замысла, воскликнул: “Единственный способ не заказать работу Бернини — это не видеть его проектов!” Так Бернини получ

В середине XVII века весь Рим говорил о непримиримом соперничестве двух великих архитекторов — Джованни Лоренцо Бернини и Франческо Борромини. Эти два гения барокко не только создавали шедевры, но и питали друг к другу такую неприязнь, что их имена стали символом художественного противостояния.

Когда папа Иннокентий X объявил конкурс на создание фонтана для площади Навона, казалось, что победа достанется Борромини — ведь он уже работал над церковью Сант-Аньезе-ин-Агоне на той же площади и пользовался благосклонностью понтифика. Бернини же находился в немилости после смерти своего покровителя папы Урбана VIII.

Фонтан четырех рек в Риме на площади Навона
Фонтан четырех рек в Риме на площади Навона

Но хитроумный Бернини не сдавался. Он тайно создал великолепную модель фонтана из серебра и с помощью влиятельных друзей сумел поставить ее в покоях папы так, чтобы Иннокентий X увидел ее случайно. Легенда гласит, что понтифик, пораженный красотой и грандиозностью замысла, воскликнул: “Единственный способ не заказать работу Бернини — это не видеть его проектов!”

-3

Так Бернини получил заказ, а его соперничество с Борромини обрело новую главу. Римляне с упоением рассказывали, что скульптор намеренно повернул фигуру Ла-Платы так, чтобы она в ужасе отворачивалась от церкви Борромини, словно боясь, что это здание может рухнуть. А статуя Нила якобы закрывает лицо покрывалом, чтобы не видеть архитектурного творения своего соперника.

Борромини, в свою очередь, согласно легенде, поместил около колокольни своей церкви статую святой Агнессы, которая благословляющим жестом держит руку над фонтаном, словно защищая площадь от возможного обрушения этого “чудовищного” сооружения Бернини.

-4

На самом деле эта красивая история — плод народной фантазии, ведь фонтан был завершен в 1651 году, а фасад церкви Борромини — только в 1657-м. Но римляне так любили эту легенду о вечном противостоянии двух гениев, что она стала неотъемлемой частью истории площади Навона, превратив архитектурный ансамбль в театр каменных страстей, где даже мрамор способен выражать человеческие эмоции и художественные распри.

Светлана Синица гид по Риму

Гид по Риму Светлана Синица.