В России по-прежнему ощущается острый дефицит автомехаников. По разным оценкам, рынку ежегодно не хватает до 150–500 тысяч специалистов, однако система подготовки кадров не справляется с такими объемами. Как с проблемой борется алтайский автобизнес — выясняли участники круглого стола «Опоры России», прошедшего в Барнауле.
Госпрограммы не для всех
Одна из федеральных инициатив — программа «Профессионалитет» — изначально призвана закрыть дефицит кадров в ключевых отраслях. Но, как признали спикеры, участие в ней посильно только крупным компаниям. Необходимые вложения оцениваются в 35 миллионов рублей и более, что исключает малый и средний бизнес.
Учебные классы прямо на СТО
Альтернативу предложили сами участники рынка. Один из вариантов — создавать собственные учебные центры прямо на базе автосервисов и получать аккредитацию в Минобрнауки. Как рассказала Ольга Селезнёва, председатель ассоциации «РАСТО», эта модель уже работает в Барнауле. На СТО создаются классы для теории, а практику учащиеся проходят сразу в ремонтной зоне.
«Из 25 действующих механиков только два способны работать с молодежью. Мы платим им 10 тысяч рублей в месяц за наставничество. Но результат стоит усилий — 75% выпускников трудоустраиваются по специальности, в то время как колледжи дают всего 10%», — пояснила Селезнёва.
Формат обучения предполагает работу студентов за спецодежду, питание и инструменты, а также возможность пройти автошколу на льготных условиях — по соглашению с ДОСААФ.
Реальный кейс из Барнаула
Пример показал и барнаульский автосервис МАКК, где учебный класс на базе сервиса на улице Малахова уже почти готов. По словам HR-специалиста компании Юлии Лютиковой, 70% стажеров переходят на постоянную работу.
«Мы работаем с Алтайским государственным колледжем. Берем ребят уже с первого курса, а летом они приходят как полноценные сотрудники. И главное — они видят разницу между “гаражом на коленке” и современным автосервисом», — говорит Лютикова.
Поддержка на федеральном уровне
Опыт алтайских компаний заинтересовал и федеральные власти. Инициатива по созданию учебных центров на СТО уже направлена на обсуждение в Госдуму и Минпромторг. Главный вопрос — финансирование: участники рынка надеются, что государство начнет компенсировать малому бизнесу затраты на обучение кадров.
Пока же все держится исключительно на энтузиазме и ресурсах самих предприятий. Но при этом практика показывает: если готовить специалистов «под себя» — они остаются в профессии. И это уже значимый шаг к решению кадрового кризиса в отрасли.