Ежегодно в день Пятидесятницы в Лейпциге проходит фестиваль Wave-Gotik-Treffen (WGT), собирающий готическую субкультуру со всего мира. Однако еще во времена ГДР существовало множество поклонников мрачной эстетики и звуков, которых впоследствии стали называть «готами». Уже тогда происходили значимые музыкальные события, оставившие заметный след в истории. В этой статье представлены ключевые моменты той эпохи и незаслуженно забытые группы, такие как Die Vision, Die Art, Rosengarten, Ornament & Verbrechen и Love is Colder than Death.
От панка к готик-року и дарк-вейву
Истоки готической субкультуры уходят в панк — движение, зародившееся в США и Великобритании и завоевавшее весь мир. Панк представлял собой своего рода субверсивную революцию против устоявшихся норм и символизировал стремление к независимости от общественных правил и стандартов. Он стал сознательным протестом против мейнстрима с его прилизанными воскресными костюмами, песнями для подпевая и вязанными салфетками. И это касалось не только Запада — именно в консервативной, серой ГДР стремление молодёжи к индивидуальности было особенно сильным. Панк пришёлся как нельзя кстати.
Однако не все молодые люди чувствовали себя в полной мере сопричастными грубоватой и агрессивной подаче панка. К счастью, вслед за панком появились и другие музыкальные молодёжные субкультуры, каждая из которых могла стать домом для индивидуалистов. Панк закрепил мысль о том, что музыку может создавать каждый — если только его послание искренне и убедительно. Так возник настоящий взрыв музыкальных направлений: от дарк-вейва и готик-рока до более поздних EBM, неофолка и неоклассики. Даже такие коммерчески успешные жанры, как новая немецкая волна и синтпоп, берут своё начало в идее «Я тоже так могу».
Независимость от мейнстрима
Термин, объединявший всё это многообразие, — «инди» (от англ. independent, «независимый»). Музыканты ощущали себя свободными от устоявшихся музыкальных направлений, звукозаписывающих компаний и даже от якобы необходимых профессиональных знаний в музыке. Вплоть до 1990-х годов термин independent music использовался как обобщающее обозначение для всей этой музыкальной палитры.
Однако в ГДР, где заимствование западных, особенно английских слов было делом непростым, прижилось иное название: «другие группы» (Die anderen Bands)
Развитие в ГДР
Начиная с середины 1980-х годов подобных групп стало внезапно много. Панк, успевший пустить корни и в ГДР, дал начало множеству музыкальных коллективов — от Müllstation из Айслебена и берлинской Feeling B до группы Schleim Keim из Эрфурта. На смену им пришли новые формации, вдохновлённые панком, но более авангардные и мрачные по звучанию.
С 1986 года для таких групп появилась специальная радиопередача на молодежной радиостанции DT64 — Parocktikum. В ней молодёжь с жадностью впитывала мрачные звуки международных коллективов, таких как Bauhaus, Dead Can Dance, Clan of Xymox, The Sisters of Mercy и Joy Division, а также знакомилась с группами из подпольной сцены собственного социалистического Отечества.
Здесь представлен обзор групп, которые сыграли важную роль в становлении и развитии готической сцены в последние годы существования ГДР и в период после объединения Германии:
Ornament & Verbrechen / The Local Moon
Одним из самых самобытных музыкальных проектов в ГДР стала группа Ornament & Verbrechen, созданная братьями Рональдом и Робертом Липпоками. Название коллектива отсылает к знаменитому произведению архитектора Адольфа Лооса. Берлинская группа появилась на сцене ещё в 1983 году и изредка выступает по сей день. Вдохновлённые индастриал-группами вроде Einstürzende Neubauten, Throbbing Gristle и Cabaret Voltaire, участники коллектива буквально излучали творческую энергию, что выразилось в множестве побочных проектов. Один из самых мрачных из них — The Local Moon — появился в 1987 году.
В 1988 году музыкантам удалось практически незаметно для властей ГДР выпустить собственную пластинку под названием Local Moon, которая прилагалась к подпольному изданию "Verwendung" в виде сингла. Несмотря на ограниченное признание в своё время, проект стал важной вехой в истории андеграундной сцены. В последующие годы, особенно с середины 1990-х, более широкую известность получили связанные с ним проекты, такие как Tarwater и To Rococo Rot.
Die Art
Одной из тех самых «других групп» стала Die Art — коллектив из Лейпцига, основанный в 1985 году и продолжающий творческую деятельность по сей день. Их музыка варьируется от постпанка до дарквейва, а ранние тексты на английском языке проникнуты меланхолией и мрачной поэзией.В 1989 году их песня «Sie sagte» вошла в сборник Parocktikum-LP, представивший широкий спектр альтернативных групп Восточной Германии. Выступление Die Art на последней встрече молодежной организации ФДЖ в 1989 году перед 10 000 зрителей вызвало споры в андеграундной среде, однако коллективу это не повредило — напротив, группа по-прежнему пользуется популярностью, выпустила множество альбомов и в настоящее время находится в турне.
Die Vision
Группа Die Vision, изначально основанная в 1985 году в Берлине под названием Komakino, также отличалась подчеркнуто мрачным звучанием. Уже само название отсылает к идейному источнику — постпанк-иконам Joy Division: «Komakino» — это название одной из песен британской группы, а фонетика имени Die Vision перекликается с их атмосферой.
В апреле 1988 года Die Vision выступили во дворе берлинской церкви Hoffnungskirche на разогреве у западногерманской панк-группы Die Toten Hosen. Концерт был организован втайне, в обход властей ГДР, и информация о нём распространялась исключительно из уст в уста — только за несколько часов до начала. Несмотря на секретность, на выступление пришли несколько десятков поклонников, для которых это уникальное событие наверняка осталось ярким и незабываемым.
Love is Colder than Death
Группа Love is Colder than Death, основанная в Лейпциге в 1989 году под названием Six Bones, считается одной из самых успешных готических формаций восточной Германии, получившей признание и за пределами страны. Название коллектива — англоязычная версия названия фильма Райнера Вернера Фассбиндера «Любовь холоднее смерти» (Liebe ist kälter als der Tod).
Изначально группа дебютировала в 1991 году с синглом «Wild World», отличавшимся мрачной электроатмосферой. В том же году вышел их первый альбом Teignmouth, на котором коллектив сформировал уникальное звучание, объединяющее элементы средневековой музыки, электро и world music. Их композиции часто носят сакрально-меланхоличный характер, чему в значительной степени способствует выразительный женский вокал.
Love is Colder than Death выпустили множество альбомов и остаются активными по сей день. Они шесть раз выступали на Wave-Gotik-Treffen, что подтверждает их устойчивое значение в готической сцене.
Age of Heaven
Группа Age of Heaven из Лейпцига начала свою музыкальную деятельность только в 1991 году, но уже успела добиться заметного успеха в готической сцене. В 1992 году они открыли первое в истории Wave-Gotik-Treffen в Лейпциге. Всего на этом фестивале коллектив выступал четыре раза — а если учесть их участие в Moonchild-Festival 1991 года, которое считается предшественником WGT, — то и вовсе пять раз.Музыка Age of Heaven в стиле готик-рок явно вдохновлена культовыми мастерами тёмной сцены — The Sisters of Mercy. Несмотря на неоднократные распады, группа регулярно собиралась вновь для проведения концертов и выступлений.