Сегодня большинство трамвайных систем бывшего СССР имеют стандартную для железных дорог русскую ширину колеи 1524 мм, хотя в Ростове-на-Дону используется европейская колея 1435 мм.
Впрочем, в начале ХХ века "золотым стандартном" для трамвая была именно узкая, чаще всего "метровая" колея 1000 мм. После ВОВ большинство таких систем в целях унификации и возможности использования путей для перевозки грузов в случае военных конфликтов были либо перешины на широкую колею (например, Астрахань, Одесса, Краснодар), либо вовсе ликвидированы (Советск, Кишинев, Симферополь и др.).
Тем не менее, на постсоветском пространстве по нынешний день сохранились 8 трамвайных систем с узкой колеей, для которых требуются специальные вагоны с более узкими тележками, а также кузовом 2,2 м вместо 2,5 м в связи с меньшим расстоянием между путями. До 2020-х годов это представляло большую проблему, поскольку узкоколейные вагоны в странах СНГ почти не выпускали, кроме небольшой партии украинских "Электронов", а вагоны из европейских стран стоили дорого.
Среди преимуществ узкоколейных трамваев можно отметить большую маневренность с меньшими радиусами кривых и практичность на узких улицах, характерных для исторического центра древних городов.
Сегодня мы подготовили подборку из постсоветских городов, где можно прокатиться на необычном узкоколейном трамвае. 3 таких системы находятся у нас в России, ещё 3 - в "соседней стране". Также по одному хозяйству можно встретить в Латвии и Эстонии.
1. Калининград (Россия)
Трамвайная система в растущем городе с населением почти полмиллиона жителей была построена ещё немцами в бытность Кёнигсберга и начала работать в 1895 году. Во время ВОВ город сильно пострадал, однако в 1946 году трамвай был вновь запущен уже в советском Калининграде.
Во времена социализма в городе действовало 10 маршрутов, которые охватывали почти весь город, однако в 2000-е годы в связи с закрытием заводов и "маршруточным лобби" большинство линий были закрыты.
Сейчас действуют лишь 2 маршрута, проходящие по центру и не доходящие до окраин, с длиной эксплуатируемых путей около 14 км, хотя есть ещё несколько законсервированных участков. Подвижной состав состоит из низкопольных "Корсаров" (71-921), стареньких Tatra KT4 и единственного польского состава PESA.
Цена проезда - 37 руб.
2. Винница (Украина)
Трамвай в 370-тысячном городе появился в 1913 году и сейчас имеет протяжённость 20 км и 6 маршрутов, которые идут от ж/д вокзала через центр к Западному автовокзалу и спальным районам города, причём последнее расширение сети произошло в 2015 году. Подвижной состав в основном представлен старенькими швейцарскими Mirage, Tram 2000 и Karpfen. Также есть около десяти Tatra KT4 и модернизированных KT4 VinWay.
Стоимость проезда - 12 гривен (~23 руб.).
3. Пятигорск (Россия)
Единственная на Ставрополье трамвайная система в городе-курорте Кавминвод работает с 1903 года. Последняя новая линия в мкр. Бештау открылась в 90-е годы, при этом закрытых участков нет. Сейчас действуют 8 маршрутов с общей протяжённостью путей 23 км, которые охватывает основную часть 140-тысячного города.
Подвижной состав представлен видавшими виды вагонами Tatra KT4, Tatra T4, уникальными КТМ-15 (узкоколейный вариант КТМ-8) и несколькими новыми частично низкопольными 71-411.
Цена проезда - 25 руб.
4. Львов (Украина)
Единственная трамвайная система на Западной Украине в 700-тысячном городе появилась в 1880 году ещё в бытность Австро-Венгрии. Во время ВОВ трамвай сильно пострадал, но был восстановлен. В 1970-е годы некоторые трамвайные линии были заменены на троллейбус, при этом в позднем СССР проектировался скоростной трамвай. Последняя линия в жилмассив Сихов открылась в 2016 году.
Сейчас в городе действуют 9 маршрутов протяженностью 39 км, которые охватывает центральную часть и окраины. Это крупейшее узкоколейное хозяйство в бывшем СССР. Трамваи обеспечивают четверть общегородских перевозок.
В качестве подвижного состава используются Tatra KT4, Siemens Be 4/8 и Duewag Be 4/8 б/у из Швейцарии, а также относительно новые Электроны T5L64 / T3L44.
Цена билета у водителя - 25 гривен (~48 руб.).
5. Таллин (Эстония)
Система, работающая с 1915 года, использует нестандартную колею шириной 1067 мм. Сейчас действуют 5 маршрутов протяженностью 21 км, в позднесоветское время было начато, но не завершено строительство скоростного трамвая. В 2017 году открыта линия к аэропорту (сейчас на реконструкции), в 2024 году - к морскому порту. Также на трамвае можно добраться до ж/д вокзала и автовокзала.
Подвижной состав представлен вагонами Tatra KT4, KT6, испанскими CAF Urbos AXL и польскими PESA.
Проезд бесплатный для жителей города, для всех остальных билет стоит 2€ (~185 руб., дороже всех в нашем обзоре).
6. Евпатория (Россия)
Открытая в 1914 году система в городе-курорте с населением 105 тыс. жителей сейчас насчитывает 4 маршрута (1 - сезонный) с протяженностью путей 14,9 км, которые охватывает почти весь город. Единственная двухпутная линия в мкр. Спутник-2 открылась в 1991 году, остальные линии однопутные. Маршрут-челнок N3 с длиной всего 1 км является одним из самых коротких в мире.
По линиям ходят одни из самых старых в бывшем СССР трамваев Gotha T57, а также новые 71-411.
Ранее неподалёку в селе Молочное действовал ещё один узкоколейный трамвай от санатория к пляжу.
Цена проезда - 35 руб.
7. Лиепая (Латвия)
Трамвай в небольшом приморском городе с населением менее 70 тыс. жителей действует с 1899 года. Ранее система насчитывала несколько линий, но с 1976 года осталась лишь одна длиной 7,3 км, в основном идущая по старому городу. В 2013 году было открыто продление в микрорайон Эзеркраст. Парк вагонов состоит из Tatra KT4 и новых хорватских Koncar NT2300.
Цена билета - 0,90€ (~85 руб.).
8. Житомир (Украина)
В городе с населением 260 тыс. жителей трамвай появился в 1899 году и некогда представлял собой разветвленную сеть с 6 маршрутами, однако к 1975 году был почти полностью заменен троллейбусом из-за одноколейности. Остался единственный двухпутный маршрут длиной 6,8 км от Площади Победы до Льнокомбината. На линии используются вагоны Tatra KT4 и T4.
Стоимость проезда - 15 гривен (~29 руб.).
👍 Подпишись, ставь лайк, комментируй!