Найти в Дзене
Уголок урбаниста

8 городов бывшего СССР с узкоколейным трамваем

Сегодня большинство трамвайных систем бывшего СССР имеют стандартную для железных дорог русскую ширину колеи 1524 мм, хотя в Ростове-на-Дону используется европейская колея 1435 мм. Впрочем, в начале ХХ века "золотым стандартном" для трамвая была именно узкая, чаще всего "метровая" колея 1000 мм. После ВОВ большинство таких систем в целях унификации и возможности использования путей для перевозки грузов в случае военных конфликтов были либо перешины на широкую колею (например, Астрахань, Одесса, Краснодар), либо вовсе ликвидированы (Советск, Кишинев, Симферополь и др.). Тем не менее, на постсоветском пространстве по нынешний день сохранились 8 трамвайных систем с узкой колеей, для которых требуются специальные вагоны с более узкими тележками, а также кузовом 2,2 м вместо 2,5 м в связи с меньшим расстоянием между путями. До 2020-х годов это представляло большую проблему, поскольку узкоколейные вагоны в странах СНГ почти не выпускали, кроме небольшой партии украинских "Электронов", а ваг
Оглавление

Какие трамвайные системы на территории бывшего СССР имеют метровую колею?
Какие трамвайные системы на территории бывшего СССР имеют метровую колею?

Сегодня большинство трамвайных систем бывшего СССР имеют стандартную для железных дорог русскую ширину колеи 1524 мм, хотя в Ростове-на-Дону используется европейская колея 1435 мм.

Впрочем, в начале ХХ века "золотым стандартном" для трамвая была именно узкая, чаще всего "метровая" колея 1000 мм. После ВОВ большинство таких систем в целях унификации и возможности использования путей для перевозки грузов в случае военных конфликтов были либо перешины на широкую колею (например, Астрахань, Одесса, Краснодар), либо вовсе ликвидированы (Советск, Кишинев, Симферополь и др.).

Тем не менее, на постсоветском пространстве по нынешний день сохранились 8 трамвайных систем с узкой колеей, для которых требуются специальные вагоны с более узкими тележками, а также кузовом 2,2 м вместо 2,5 м в связи с меньшим расстоянием между путями. До 2020-х годов это представляло большую проблему, поскольку узкоколейные вагоны в странах СНГ почти не выпускали, кроме небольшой партии украинских "Электронов", а вагоны из европейских стран стоили дорого.

Среди преимуществ узкоколейных трамваев можно отметить большую маневренность с меньшими радиусами кривых и практичность на узких улицах, характерных для исторического центра древних городов.

Сегодня мы подготовили подборку из постсоветских городов, где можно прокатиться на необычном узкоколейном трамвае. 3 таких системы находятся у нас в России, ещё 3 - в "соседней стране". Также по одному хозяйству можно встретить в Латвии и Эстонии.

1. Калининград (Россия)

transphoto.org
transphoto.org

Трамвайная система в растущем городе с населением почти полмиллиона жителей была построена ещё немцами в бытность Кёнигсберга и начала работать в 1895 году. Во время ВОВ город сильно пострадал, однако в 1946 году трамвай был вновь запущен уже в советском Калининграде.

Во времена социализма в городе действовало 10 маршрутов, которые охватывали почти весь город, однако в 2000-е годы в связи с закрытием заводов и "маршруточным лобби" большинство линий были закрыты.

Сейчас действуют лишь 2 маршрута, проходящие по центру и не доходящие до окраин, с длиной эксплуатируемых путей около 14 км, хотя есть ещё несколько законсервированных участков. Подвижной состав состоит из низкопольных "Корсаров" (71-921), стареньких Tatra KT4 и единственного польского состава PESA.

Цена проезда - 37 руб.

2. Винница (Украина)

transphoto.org
transphoto.org

Трамвай в 370-тысячном городе появился в 1913 году и сейчас имеет протяжённость 20 км и 6 маршрутов, которые идут от ж/д вокзала через центр к Западному автовокзалу и спальным районам города, причём последнее расширение сети произошло в 2015 году. Подвижной состав в основном представлен старенькими швейцарскими Mirage, Tram 2000 и Karpfen. Также есть около десяти Tatra KT4 и модернизированных KT4 VinWay.

Стоимость проезда - 12 гривен (~23 руб.).

3. Пятигорск (Россия)

transphoto.org
transphoto.org

Единственная на Ставрополье трамвайная система в городе-курорте Кавминвод работает с 1903 года. Последняя новая линия в мкр. Бештау открылась в 90-е годы, при этом закрытых участков нет. Сейчас действуют 8 маршрутов с общей протяжённостью путей 23 км, которые охватывает основную часть 140-тысячного города.

Подвижной состав представлен видавшими виды вагонами Tatra KT4, Tatra T4, уникальными КТМ-15 (узкоколейный вариант КТМ-8) и несколькими новыми частично низкопольными 71-411.

Цена проезда - 25 руб.

4. Львов (Украина)

sharij.net
sharij.net

Единственная трамвайная система на Западной Украине в 700-тысячном городе появилась в 1880 году ещё в бытность Австро-Венгрии. Во время ВОВ трамвай сильно пострадал, но был восстановлен. В 1970-е годы некоторые трамвайные линии были заменены на троллейбус, при этом в позднем СССР проектировался скоростной трамвай. Последняя линия в жилмассив Сихов открылась в 2016 году.

Сейчас в городе действуют 9 маршрутов протяженностью 39 км, которые охватывает центральную часть и окраины. Это крупейшее узкоколейное хозяйство в бывшем СССР. Трамваи обеспечивают четверть общегородских перевозок.

В качестве подвижного состава используются Tatra KT4, Siemens Be 4/8 и Duewag Be 4/8 б/у из Швейцарии, а также относительно новые Электроны T5L64 / T3L44.

Цена билета у водителя - 25 гривен (~48 руб.).

5. Таллин (Эстония)

transphoto.org
transphoto.org

Система, работающая с 1915 года, использует нестандартную колею шириной 1067 мм. Сейчас действуют 5 маршрутов протяженностью 21 км, в позднесоветское время было начато, но не завершено строительство скоростного трамвая. В 2017 году открыта линия к аэропорту (сейчас на реконструкции), в 2024 году - к морскому порту. Также на трамвае можно добраться до ж/д вокзала и автовокзала.

Подвижной состав представлен вагонами Tatra KT4, KT6, испанскими CAF Urbos AXL и польскими PESA.

Проезд бесплатный для жителей города, для всех остальных билет стоит 2€ (~185 руб., дороже всех в нашем обзоре).

6. Евпатория (Россия)

crimea-news.com
crimea-news.com

Открытая в 1914 году система в городе-курорте с населением 105 тыс. жителей сейчас насчитывает 4 маршрута (1 - сезонный) с протяженностью путей 14,9 км, которые охватывает почти весь город. Единственная двухпутная линия в мкр. Спутник-2 открылась в 1991 году, остальные линии однопутные. Маршрут-челнок N3 с длиной всего 1 км является одним из самых коротких в мире.

По линиям ходят одни из самых старых в бывшем СССР трамваев Gotha T57, а также новые 71-411.

Ранее неподалёку в селе Молочное действовал ещё один узкоколейный трамвай от санатория к пляжу.

Цена проезда - 35 руб.

7. Лиепая (Латвия)

transphoto.org
transphoto.org

Трамвай в небольшом приморском городе с населением менее 70 тыс. жителей действует с 1899 года. Ранее система насчитывала несколько линий, но с 1976 года осталась лишь одна длиной 7,3 км, в основном идущая по старому городу. В 2013 году было открыто продление в микрорайон Эзеркраст. Парк вагонов состоит из Tatra KT4 и новых хорватских Koncar NT2300.

Цена билета - 0,90€ (~85 руб.).

8. Житомир (Украина)

transphoto.org
transphoto.org

В городе с населением 260 тыс. жителей трамвай появился в 1899 году и некогда представлял собой разветвленную сеть с 6 маршрутами, однако к 1975 году был почти полностью заменен троллейбусом из-за одноколейности. Остался единственный двухпутный маршрут длиной 6,8 км от Площади Победы до Льнокомбината. На линии используются вагоны Tatra KT4 и T4.

Стоимость проезда - 15 гривен (~29 руб.).

👍 Подпишись, ставь лайк, комментируй!