Ко дню рождения Агриппины Вагановой (1879-1951)
- Книжная подборка
Агриппина Ваганова родилась (14) 26 июня в Санкт-Петербурге в 1879 году. Она была младшей из трех дочерей. Ее отец, Акоп Ваганов, служил унтер-офицером в Астрахани, а в столицу переехал после отставки. В Санкт-Петербурге он работал капельдинером в театре. Семья жила в стесненных обстоятельствах, им приходилось ютиться в одном из подвалов на Офицерской улице. Ваганова с детства мечтала танцевать. Когда ей исполнилось 10 лет, она поступила в Петербургское театральное училище по классу балета. Первым учителем Вагановой стал Александр Облаков. Девочке занятия давались нелегко, но она много занималась и вскоре стала одной из первых учениц. В конце первого года обучения Агриппина Ваганова попробовала сложить элементы, которые изучила, в коротенький танец — "вариацию". Уже во втором классе юные балерины получали роли в спектаклях. Первым образом Агриппины Вагановой стал маленький амур в балете "Спящая красавица" (Мариинский театр). Потом она играла пажа, спутницу феи Сирени, танцевала в "крестьянском вальсе".
Через несколько лет танцовщицу перевели в класс Екатерины Вазем. Здесь девочки вместе с преподавательницей разбирали технику исполнения элементов, выполняли упражнения, понимая, как эти навыки пригодятся им в будущем. Екатерина Вазем была строгой, требовательной и внимательной к своим ученицам.
В 1895 году Ваганова окончила училище, получив на выпускном экзамене 11 баллов из 12. Однако ей пришлось остаться здесь до 17-летия: в театр до этого возраста не принимали. Она занималась хореографией в классе Павла Гердта, а через год Агриппину Ваганову зачислили в артистки кордебалета Мариинского театра.
У Агриппины Вагановой не было природных задатков, нужных, чтобы стать балериной: она не была высокой, изящной, пластичной. Ей приходилось тренироваться дольше и упорнее, чем другим. Ваганова постоянно оттачивала свою технику: изучала приемы виртуозной итальянской школы и французского балета с его мягкой изящной пластикой. Занимаясь с Николаем Легатом классическим танцем, балерина начала вырабатывать свой собственный стиль. Особенностями ее техники специалисты называли "стальной носок", сильные прыжки и отточенные движения. Николай Легат поставил для своей ученицы сольную партию.
Критики прозвали Агриппину Ваганову "царицей вариаций". Однако, несмотря на все высокие оценки, сольных партий танцовщица так и не получала. Позже она напишет в своих воспоминаниях: "Только к концу карьеры, совершенно измученная нравственно, я пришла к званию балерины".
В эти годы Ваганова познакомилась с отставным полковником Андреем Померанцевым и стала его гражданской женой. В 1904 году у танцовщицы родился сын Саша. Когда ее сестра умерла, они с мужем взяли в семью оставшихся сиротами племянников.
В 1914 году Агриппине Вагановой предложили станцевать партию в "Шопениане". Вышло это случайно: Тамара Карсавина, исполнявшая в постановке главную роль, подвернула ногу. Ваганова вспоминала: "Мне, не избалованной судьбой на сцене, улыбнулось большое счастье. Моя "дерзость" понравилась, успех был большой". Однако даже после триумфа на организованные Сергеем Дягилевым Русские сезоны ее не пригласили. Только через год ей дали сольную партию в балете "Ручей", который имел оглушительный успех. Потом Ваганова играла Одетту–Одиллию в "Лебедином озере" и Царь-девицу в "Коньке-Горбунке".
В 1914 году артистке исполнилось 36 лет. Ее карьера в Мариинском театре закончилась "за выслугой лет". С наступлением 1917 года в жизни Вагановой начались тяжелые времена: ее муж не смог смириться с политическими потрясениями в стране и покончил с собой. Чтобы прокормить детей, Ваганова выступала с концертами и начала преподавать. Устроившись преподавателем хореографии в частную школу, она поняла, что учить танцам — это ее призвание.
В 1921 году ее взяли на работу в Театральное училище (позже — Ленинградское хореографическое училище, сегодня — Академия русского балета имени Вагановой). В 1923 году Агриппина Ваганова выпустила своих первых учениц — Ольгу Мунгалову и Нину Млодзинскую, через год — Наталью Камкову и Елену Тангиеву. В 1925 году на сцену вышла Марина Семенова. В 1931 году Агриппина Ваганова стала художественным руководителем балета Мариинского театра. Спустя два года она поставила на его сцене "Лебединое озеро". Балерине присвоили звание народной артистки РСФСР (1934 год), балет шел в Мариинке еще 10 лет. В эти годы Агриппина Ваганова выпустила свою книгу "Основы классического танца" (1934 год). Она переиздавалась шесть раз и была переведена на многие европейские языки.
В 1937 году Ваганову освободили от должности художественного руководителя и предложили вернуться к преподаванию. Она вновь искала новые приемы, совершенствовала свою педагогическую методику. После эвакуации Ленинградского хореографического училища в Пермь Агриппину Ваганову вызвали преподавать в Большой театр. Через два года она вернулась в Ленинград и продолжила работу в училище.
Агриппина Ваганова умерла после тяжелой болезни в Ленинграде в 1951 году. Она похоронена на Волковском кладбище. На надгробии балерины изображена танцовщица с книгой в руках.
КНИГИ
Основы классического танца / А. Я. Ваганова
В учебнике танца выдающегося педагога русской балетной школы А. Я. Вагановой (1879-1951) подробно, шаг за шагом, излагаются основы классического балетного танца, так называемая "Система Вагановой". Оставаясь глубоко национальной по духу и по манере танцевальных движений, она вобрала в себя как опыт французской и итальянской балетных школ, существенно переработанный на русской почве, так и личный сценический и педагогический опыт автора. Учебное пособие предназначено для учеников балетных школ, педагогов танца и всех интересующихся техникой и историей русского балетного искусства. Книга богато иллюстрирована рисунками балетных фигур.
/
Агриппина Яковлевна Ваганова: статьи, воспоминания, материалы / ред. Н. Д. Волков.
Данная книга посвящена литературному наследству А.Я. Вагановой и воспоминаниям о ней. В первой части опубликованы ее записки, относящиеся главным образом к школьным годам и к началу артистической деятельности; лишь небольшая часть ее записей посвящена непосредственно педагогической практике. Несмотря на эскизный характер сохранившихся страниц, они представляют несомненный интерес, так как содержат ряд существенных сведений и о самой Вагановой, и о жизни учащихся императорского театрального училища в Петербурге 1890-х годов, и о театре того времени, и о мастерах балета предреволюционной поры, и об ученицах Вагановой - виднейших деятельницах советского балета. Эти фрагменты воспоминаний открывают литературное наследие Вагановой.
Наиболее интересные статьи и рецензии Вагановой, появившиеся в советской печати и не утратившие своего значения, также публикуются в первой части книги, составляя ее второй раздел. Здесь же воспроизводятся и материалы, оставшиеся неопубликованными: проекты статей, докладов, заметок и бесед с ученицами. И, наконец, дополнением к первой части книги являются отрывки из писем А.Я.Вагановой последних лет. Также в сборник включены воспоминания артистов и педагогов о годах учения у Вагановой и о работе с ней.
В третьем разделе книги помешены статьи о Вагановой - артистке, педагоге и авторе новых балетмейстерских редакций "Лебединого озера" и "Эсмеральды". Составителям казалось необходимым показать и то, какой широкий резонанс получил за рубежом учебник Вагановой, ставший настольной книгой многих преподавателей классического танца в различных странах.
/
А. Я. Ваганова / В. М. Богданов-Березовский.
Книга рассказывает о развитии советского балетного искусства и творчестве народной артистки РСФСР, педагога Ленинградского хореографического училища, профессора Вагановой А. Я. (1879 - 1951). Созданная ею система преподавания классического танца стала творческим методом, ставшим основой советской хореографической школы.
/
Агриппина Яковлевна Ваганова / В.М. Красовская
Книга посвящена художнической судьбе основоположницы советской школы классического танца Агриппины Яковлевны Вагановой. Автор книги - бывшая ученица А.Я. Вагановой, а ныне известный историк балетного театра, рассматривает её творческий путь - танцовщицы, хореографа, педагога.
/
Агриппина Яковлевна Ваганова / Г. Д. Кремшевская
Книга посвящена жизненному и творческому пути замечательного педагога советской хореографии Агриппины Яковлевны Вагановой.
/
Полеты любви. Балерины русской сцены / Татькова О.В.
Поэты восхищались их "душой исполненным полетом", художники стремились запечатлеть на своих полотнах, композиторы писали для них музыку… А в их жизни были не только восторженные овации и цветы от поклонников. Нелегкий труд в репетиционном зале, слезы за кулисами, горечь утрат и, конечно же, любовь. Порой одна-единственная, одарившая своим теплом душу неземной сильфиды…
/
Забронировать книги на сервисе БиблиотекиМосквы
/