Найти в Дзене
Живая История

Берта и Джордж Рассел — вымышленные персонажи? Взгляд на настоящие разводы семьи Вандербильт, потрясшие Позолоченный век

Джулиан Феллоуз, создатель сериала HBO «Позолоченный век», черпал немало вдохновения из реальной истории для создания образов Берты и Джорджа Рассел. Судя по всему, он обратился к жизни Альвы и Уильяма К. Вандербильт, чтобы построить их сюжетную линию. Узнайте, на чём основана эта история — и что это может значить для самой любимой в сериале влиятельной пары в третьем сезоне. Берта Рассел — бесспорная королева драмы Джулиана Феллоуза «Позолоченный век». На данный момент по сюжету, гламурная светская львица из круга «новых богачей» Берта (в исполнении Кэрри Кун) покорила высшее общество Нью-Йорка, прибегая к методам как честным, так и весьма спорным, и заняла вершину так называемого списка «Четырёхсот». И всё это — рука об руку с её мужем, безжалостным, но совестливым «бароном-разбойником» Джорджем (в исполнении Моргана Спектора). На сегодняшний день её путь удивительным образом отражает ключевые моменты из жизни реальной исторической фигуры эпохи Позолоченного века — Альвы Вандербильт.
Оглавление

Джулиан Феллоуз, создатель сериала HBO «Позолоченный век», черпал немало вдохновения из реальной истории для создания образов Берты и Джорджа Рассел. Судя по всему, он обратился к жизни Альвы и Уильяма К. Вандербильт, чтобы построить их сюжетную линию. Узнайте, на чём основана эта история — и что это может значить для самой любимой в сериале влиятельной пары в третьем сезоне.

Берта Рассел — бесспорная королева драмы Джулиана Феллоуза «Позолоченный век».

На данный момент по сюжету, гламурная светская львица из круга «новых богачей» Берта (в исполнении Кэрри Кун) покорила высшее общество Нью-Йорка, прибегая к методам как честным, так и весьма спорным, и заняла вершину так называемого списка «Четырёхсот». И всё это — рука об руку с её мужем, безжалостным, но совестливым «бароном-разбойником» Джорджем (в исполнении Моргана Спектора).

На сегодняшний день её путь удивительным образом отражает ключевые моменты из жизни реальной исторической фигуры эпохи Позолоченного века — Альвы Вандербильт.

В сериале Берта подружилась с Уордом Макаллистером (реальной исторической личностью и современником Альвы); устроила грандиозный бал в своём особняке на Пятой авеню, чтобы показать миссис Кэролайн Астор и «Четырёмстам», что она — серьёзный игрок (как это сделала Альва в 1883 году); и одержала победу в так называемой «Оперной войне» (как и Альва в своё время). У Берты всё прекрасно, не так ли?

Таисса Фармига в роли Глэдис Рассел и Кэрри Кун в роли Берты Рассел в сериале «Позолоченный век». (Фото: HBO/Universal Television)
Таисса Фармига в роли Глэдис Рассел и Кэрри Кун в роли Берты Рассел в сериале «Позолоченный век». (Фото: HBO/Universal Television)

Отнюдь нет. Во втором сезоне Берта успешно добилась расположения герцога Бекингемского, британского аристократа, прибывшего в Нью-Йорк, и публично приняла его как почётного гостя на опере — доказательство того, что её наконец признали в самых высоких кругах общества. Однако за внешним блеском скрываются сомнения: ходят слухи о том, как далеко она могла зайти ради союза с герцогом. Тем временем между ней и Джорджем разгорелся конфликт по поводу будущего брака их дочери Глэдис.

Если Джулиан Феллоуз намерен и дальше следовать исторической канве в своём сериале, то вот, что это может значить для Берты, Джорджа и всей семьи Рассел...

Кем была Альва Вандербильт — вдохновительница образа Берты Рассел?

Альва Вандербильт (в девичестве Альва Эрскин Смит) родилась в январе 1853 года в Мобиле, штат Алабама, в богатой южной семье. Их состояние было нажито на торговле хлопком — а значит, было неразрывно связано с работорговлей.

Альва Эрскин Смит (фотография около 1915 года) была женой Уильяма К. Вандербильта в эпоху Позолоченного века в США. (Фото: Getty Images)
Альва Эрскин Смит (фотография около 1915 года) была женой Уильяма К. Вандербильта в эпоху Позолоченного века в США. (Фото: Getty Images)

Когда победа северян в Гражданской войне в США в 1865 году положила конец рабству как экономической системе, семья Смитов навсегда перебралась в Нью-Йорк. Здесь Альва вскоре поняла, что пробиться в устоявшиеся светские круги Манхэттена будет гораздо труднее, чем она ожидала. Хотя она провела значительную часть юности в Париже и Нью-Йорке, получив образование, акцентированное на языках, искусстве и европейских манерах, даже столь блестящий багаж оказался недостаточным. Амбициозная и социально расчётливая, Альва решила это изменить.

В 1875 году, в возрасте 22 лет, она вышла замуж за Уильяма Киссама Вандербильта, внука железнодорожного магната Корнелиуса «Коммодора» Вандербильта. Ярким доказательством семейного богатства стало то, что после смерти Корнелиуса в 1877 году отец Уильяма К — Уильям Генри — стал самым богатым человеком в Америке. Хотя самого Уильяма К. (или «Уилли», как его называли) многие источники описывают как застенчивого и довольно пассивного человека, особенно в сравнении с напористой Альвой, он обладал огромным состоянием — в 1885 году он унаследовал 55 миллионов долларов от своего отца.

Союз Уилли и Альвы рассматривался как взаимовыгодный: Альва привнесла обаяние, светскую смекалку и стремление возвысить имя Вандербильтов до уровня старых аристократических фамилий, тогда как Уильям обеспечивал баснословное состояние и доступ к высшим слоям общества.

Уильям Киссам Вандербильт, внук железнодорожного магната Корнелиуса «Коммодора» Вандербильта и муж Альвы. (Фото: Getty Images)
Уильям Киссам Вандербильт, внук железнодорожного магната Корнелиуса «Коммодора» Вандербильта и муж Альвы. (Фото: Getty Images)

На фоне беспощадной кампании Альвы по возвышению семьи Вандербильт, легендарный костюмированный бал 1883 года в только что завершённом особняке Вандербильтов на Пятой авеню считается её высшим достижением. На балу присутствовало более тысячи гостей, и он фактически вынудил миссис Кэролайн Астор, хранительницу врат нью-йоркского высшего общества, официально признать Вандербильтов как часть «общества».

К 1880-м годам, несмотря на южное происхождение, Альва заняла видное место в светской жизни Позолоченного века.

Сегодня материальное свидетельство её светского триумфа — это Marble House (Мраморный дом), роскошный особняк в Ньюпорте, штат Род-Айленд, подаренный Уилли своей жене на её 39-й день рождения. Пара Вандербильтов поручила строительство модному архитектору Ричарду Моррису Ханту (который также проектировал их особняк на Пятой авеню), чтобы тот создал «летний коттедж» на побережье.

Мраморный дом Вандербильтов в Ньюпорте, штат Род-Айленд. (Фото: Getty Images)
Мраморный дом Вандербильтов в Ньюпорте, штат Род-Айленд. (Фото: Getty Images)

Хотя название намекало на скромные деревянные домики, ранее стоявшие на утёсе в Род-Айленде, новый ряд особняков на Белвью-авеню, включая Marble House, был скорее вдохновлён Версальским дворцом. Летняя резиденция Вандербильтов включала залы, украшенные 22-каратным золотом, мраморные балконы, электрическое освещение и ручную резьбу по всему дому. Этот особняк до сих пор соседствует с другими дворцами на побережье, включая The Breakers (принадлежал брату Уильяма К., Корнелиусу Вандербильту II) и Beechwood (принадлежал Асторам).

Когда и почему Вандербильты развелись?

«Я всегда делаю всё первой», — однажды, как сообщается, с гордостью заявила Альва. — «Я прокладываю путь, по которому затем идут другие».

И действительно, Альва проложила новый путь. В то время как разводы среди американской элиты были редкостью и считались позором, Альва, всё больше разочаровываясь в изменах и отстранённости Уилли, добилась официального развода с мужем в 1895 году.

«Я была первой девушкой из своего круга, которая вышла замуж за Вандербильта», — утверждала Альва. — «А затем я стала первой светской дамой, которая подала на развод, и в течение года за мной последовало ещё очень много женщин. Они давно этого хотели, но не осмеливались, пока я не показала им путь».

Альва Белмонт, около 1912 года (ранее — Альва Вандербильт). (Фото: Getty Images)
Альва Белмонт, около 1912 года (ранее — Альва Вандербильт). (Фото: Getty Images)

Альва утверждала, что Уилли всё чаще уезжал от неё, проводя время в поездках по Европе и вступая в романтические связи с другими женщинами.

Альва терпела такое поведение в течение нескольких лет, отчасти потому, что развод считался социально разрушительным, особенно для женщин. Однако к началу 1890-х их брак стал холодным и эмоционально отчуждённым. По её словам, она больше не хотела жить с мужчиной, который столь открыто демонстрировал своё равнодушие и неверность.

Пара официально развелась в марте 1895 года, при этом Альва указала прелюбодеяние как причину — на тот момент это было одно из немногих законных оснований для развода в штате Нью-Йорк.

Процедура прошла деликатно, однако последствия были значительными. Альва получила опеку над тремя детьми, включая их дочь Консуэло, а также финансовое соглашение на сумму около 10 миллионов долларов (эквивалент примерно 380 миллионам долларов по сегодняшним меркам).

С учётом высокого социального положения супругов, их развод стал ярким примером изменения нравов эпохи Позолоченного века — особенно в том, что касается роли женщин в браке. Радикальное решение Альвы развестись, несмотря на возможное общественное осуждение, служит доказательством как перемен в общественной морали того времени, так и её собственной непреклонной гордости и амбиций.

Консуэло Вандербильт: прототип Глэдис Рассел?

Если Берта и Джордж из «Позолоченного века» вдохновлены Альвой и Уилли, то их дочь Консуэло Вандербильт, несомненно, является историческим прототипом для персонажа Глэдис Рассел (в исполнении Таиссы Фармиги).

На протяжении сериала Глэдис страдает от строгого контроля матери, которая то ограничивает её, то использует как разменную монету в достижении собственных светских целей.

Однако в то время как Берта в сериале изображена властной, но движимой любовью к дочери, реальное обращение Альвы с собственной дочерью было куда более суровым, мягко говоря.

Консуэло, рождённая в 1877 году от Альвы и Уилли, получила имя в честь близкой подруги Альвы — Консуэло Изнага (наследницы из кубино-американской семьи, впоследствии ставшей герцогиней Манчестерской). Многие расценили это как первый сигнал к тому, что Альва с самого начала нацеливалась исключительно на высший статус, безопасность и власть для своей дочери.

Портрет Консуэло Вандербильт, около 1900 года. (Фото: Getty Images)
Портрет Консуэло Вандербильт, около 1900 года. (Фото: Getty Images)

Ранние годы Консуэло прошли под гнётом материнских амбиций. Существует множество свидетельств того, что Альва заставляла дочь сидеть с железными прутьями внутри корсета во время занятий, чтобы сформировать правильную осанку. С раннего возраста Консуэло занималась этикетом, французским и немецким под руководством нескольких гувернанток. Некоторые источники утверждают, что Альва даже била её хлыстом, если та ослушивалась.

По мере взросления Консуэло вынуждена была беспрекословно подчиняться матери. Однажды Альва якобы сказала ей: «Я не прошу тебя думать. Я думаю, а ты просто делаешь, как тебе говорят». Летние месяцы в роскошном Мраморном доме Альвы казались Консуэло тюрьмой.

Тем временем в светской жизни Позолоченного века формировалась любопытная тенденция: появление так называемых «долларовых принцесс». Это было немного презрительное прозвище, данное дочерям новоиспечённых американских богачей, обладавших богатством и хорошими манерами, но не имевших титулов. Многие из них становились объектами внимания британских аристократов, которым требовались средства на поддержание их разрушающихся поместий. На этом фоне Консуэло считалась главным трофеем.

К моменту, когда пришло время выходить замуж, Консуэло Вандербильт была одной из самых желанных невест своего времени. Её считали хрупкой красавицей, славившейся своей длинной «лебединой» шеей, а также обладательницей доступа к колоссальному вандербильтовскому состоянию (в пересчёте на сегодняшние деньги — около 4 миллиардов долларов).

Консуэло Вандербильт была одной из самых завидных невест своего времени

Альва подобрала для дочери подходящего, на её взгляд, кандидата — Чарльза Ричарда Джона Спенсера-Черчилля, 9-го герцога Мальборо (кузена Уинстона Черчилля). Однако сердце Консуэло уже принадлежало другому — американцу по имени Уинтроп Резерфорд.

Альва пресекла эти отношения, прибегнув к эмоциональному шантажу: она утверждала, что непослушание Консуэло вызвало у неё почти смертельный сердечный приступ, и даже, по слухам, угрожала застрелить Резерфорда, если Консуэло выйдет за него замуж.

Позднее Консуэло вспоминала одну из попыток матери казаться сговорчивой: «Разумеется, я не заставляю тебя выходить замуж за герцога Мальборо. У тебя есть выбор — ты можешь выйти замуж за его кузена, герцога Роксбургского».

Свадьба Консуэло Вандербильт: несчастливый союз

Консуэло, которой на тот момент было 18 лет, вышла замуж за 9-го герцога Мальборо 6 ноября 1895 года, в епископальной церкви Святого Фомы на Пятой авеню в Манхэттене.

Свадьба превратилась в зрелище, собравшее тысячи зрителей, желавших увидеть столь престижный союз. Однако репортажи с церемонии комментировали не наряд невесты — кремовое атласное платье с пятифутовым шлейфом, отделанным кружевом, и венок из апельсиновых цветов, — а её глаза, покрасневшие от слёз под фатой.

Свадьба герцога Мальборо и Консуэло Вандербильт в 1895 году стала сенсацией Нью-Йорка. (Фото: Alamy)
Свадьба герцога Мальборо и Консуэло Вандербильт в 1895 году стала сенсацией Нью-Йорка. (Фото: Alamy)

По некоторым свидетельствам, герцог признался Консуэло вскоре после церемонии, что любит другую женщину и «презирает всё небританское». Он также добился от семьи Вандербильт 2,5 миллиона долларов в виде акций железных дорог и ежегодного содержания в размере 100 000 долларов. Альва обеспечила своей дочери социально выгодный брак, но какой ценой.

Несмотря на неудачный союз, Консуэло добилась большого успеха в Британии, завоевав признание в светских кругах по ту сторону Атлантики. В 1902 году она была выбрана одной из четырёх герцогинь, которые несли балдахин над королевой Александрой на коронации Эдварда VII. Загородное поместье герцога — дворец Бленхейм в Оксфордшире — было преобразовано благодаря приданому Консуэло и её чувству стиля: модернизация и реставрация рубежа XIX–XX веков, по мнению многих, спасли его от упадка и обеспечили существование по сей день.

Портрет Консуэло Вандербильт, леди Спенсер-Черчилль, герцогини Мальборо, около 1911 года. (Фото: Getty Images)
Портрет Консуэло Вандербильт, леди Спенсер-Черчилль, герцогини Мальборо, около 1911 года. (Фото: Getty Images)

Консуэло и её семья — у пары с герцогом родились два сына — были также изображены на знаменитой картине Джона Сингера Сарджента в 1905 году, окончательно закрепив своё место в пантеоне модного общества 1900-х годов.

Однако супруги по-прежнему вели раздельную жизнь, состоявшую из внебрачных романов с обеих сторон. К 1906 году, когда Консуэло исполнилось 29 лет, они фактически разошлись. Формальный развод последовал в 1921 году, и в том же году Консуэло вышла замуж за французского авиатора Жака Бальсана — мужчину, с которым она познакомилась более чем за 25 лет до этого, на своём первом балу дебютанток.

Несмотря на то, что в зрелом возрасте она обрела счастье, в своих мемуарах «Блеск и золото» (1952) Консуэло с болью вспоминала о мрачной тени, которую на неё бросили ранние годы: «Печальный факт: детство — такой короткий отрезок по сравнению с продолжительностью жизни — оказывает настолько сильное и неизгладимое влияние на характер, что никакая последующая самодисциплина не в состоянии полностью его преодолеть».

Что нас ждёт в третьем сезоне «Позолоченного века»?

В то время как реальные Альва и Уильям К. разошлись к марту 1895 года — за полгода до свадьбы их дочери Консуэло с герцогом Мальборо, — в телевизионной версии «Позолоченного века» Джордж и Берта пока ещё не пошли по стопам своих исторических прототипов и не расторгли брак. Тем временем, как показал напряжённый финал второго сезона, похоже, Берта без ведома дочери пообещала Глэдис в жёны герцогу Бекингемскому — и в третьем сезоне зрители узнают, будет ли ей суждено подчиниться воле матери и вступить в этот брак.

В реальной жизни Уилли в 1903 году вновь женился — на наследнице Энн Харриман, и обосновался во Франции, где разводил скаковых лошадей. Его часто видели на французских ипподромах в сопровождении дочери Консуэло. Умер он в Париже в 1920 году.

Альва тоже недолго оставалась одна: уже в 1896 году она вышла замуж за старого друга семьи, Оливера Бельмонта. Он скончался в 1908 году, и примерно в это же время Альва начала проявлять интерес к политической деятельности.

Она стала заметной фигурой в борьбе за избирательное право женщин в США, внося в движение как финансовую, так и социальную поддержку. Направив свою непреклонную натуру в русло политической борьбы, Альва открыла двери Мраморного дома для симпозиумов и благотворительных мероприятий, а в 1912 году возглавила колонну отдела «Политическое равенство» на Параде за избирательные права женщин в Нью-Йорке.

Альва Бельмонт (четвёртая слева) на обеде в поддержку бастующих работниц фабрики Triangle Shirtwaist, около 1910 года. (Фото: Getty Images)
Альва Бельмонт (четвёртая слева) на обеде в поддержку бастующих работниц фабрики Triangle Shirtwaist, около 1910 года. (Фото: Getty Images)

С начала 1920-х годов Альва переехала во Францию, чтобы быть ближе к Консуэло, и позднее попыталась хоть немного компенсировать причинённое дочери страдание, когда герцог Мальборо запросил католическое аннулирование брака, желая перейти в католичество.

В 1926 году Альва дала показания, в которых признала частичную вину (если не раскаяние) за несчастливый брак дочери: «Я заставила свою дочь выйти замуж за герцога. Я всегда имела абсолютную власть над ней. Когда я отдавала приказ, его не обсуждали. Поэтому я не просила — я приказала ей выйти за герцога».

Похороны Альвы состоялись в 1933 году в церкви Святого Фомы на Пятой авеню в Манхэттене — той самой, где почти 40 лет назад начался несчастливый брак её дочери. Это стало символическим моментом объединения сторонников борьбы за права женщин.

Гроб Альвы несли женщины, а на нём был растянут баннер с вышитой цитатой активистки Сьюзен Б. Энтони: «Поражение невозможно». И несмотря на всё — причинённые раны, несбывшиеся мечты, обиды — в одном сомневаться не приходится: Альва не потерпела поражения ни в одной из своих жизненных целей.

Альва похоронена вместе с Оливером Бельмонтом на кладбище Вудлон в Бронксе.

Куда заведёт сюжет драматургия Джулиана Феллоуза — предугадать трудно. Но если история будет по-прежнему следовать траектории настоящих Вандербильтов, можно с уверенностью сказать одно: путь этот будет тернистым.