Оглавление
- «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20: 3–6); «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк. 4: 8).
- Значение креста для православных христиан несоизмеримо велико. При совершении таинства крещения священник надевает на верующего крест во исполнение слов Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мк.,8 : 34)
- Крест Господень великий и непобедимый. «Крест… есть величайший символ силы и власти Христовой» (Апология. Парагр. 55) На кресте принесена Иисусом Христом, сыном Божиим, всемирная жертва за грехи падшего человеческого рода. Иисус Христос Сам пострадал и умер за нас на древе …
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20: 3–6); «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк. 4: 8).
Значение креста для православных христиан несоизмеримо велико. При совершении таинства крещения священник надевает на верующего крест во исполнение слов Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мк.,8 : 34)
Крест Господень великий и непобедимый. «Крест… есть величайший символ силы и власти Христовой» (Апология. Парагр. 55) На кресте принесена Иисусом Христом, сыном Божиим, всемирная жертва за грехи падшего человеческого рода. Иисус Христос Сам пострадал и умер за нас на древе …
Крест – орудие спасения
Почему же для христиан Крест – не предмет гнушения, отвращения и неприятия, но величайшая святыня, которую они почитают после Самого достопоклоняемого Бога?
Подчеркнем, что в христианстве проводится строгое различение между поклонением, приличествующем только единому Богу-Троице, Отцу, Сыну и Духу Святому, Богочеловеку Иисусу Христу, Творцу всего видимого и невидимого сущего, с одной стороны, и между почитанием всего Богом созданного и освященного, особенно же Креста, Пресвятой Богородицы, ангелов, святых угодников, храмов и икон, с другой. Поклонение подобает единому Богу, почитание же – всему Им сотворенному и освященному.
Почему же Крест почитается в христианстве сразу после Бога наравне с Пресвятой Богородицей? Почему орудие жесточайшей смертельной казни Христа уравнивается по чести с Пречистой и Преблагословенной Приснодевой и Матерью Божией?
Христиане смотрят на Крест не с точки зрения сего временного и суетного мира, но с точки зрения вечного и блаженного Царства Небесного
Дело в том, что христиане смотрят на него не с точки зрения сего временного и суетного мира, но с точки зрения вечного и блаженного Царства Небесного; не с точки зрения исторического факта – ужасного и отвратительного в своей несправедливости и жестокости, – но с точки зрения его предельной цели, кардинального смысла, эпохального значения и всех благих последствий для человечества и всего творения, для каждого из нас.
С земной, исторической точки зрения, крест для распятия действительно есть ужасное и мучительное орудие казни, на котором в древности были замучены и убиты тысячи и тысячи людей, как и Сам Господь наш Иисус Христос.
С небесной и вечной точки зрения, крест для распятия есть тот инструмент, который по воле Отца и при содействии Святого Духа всецело добровольно и сознательно избрал для искупления и спасения человеческого рода Господь. Он Сам добровольно послушал Своего небесного Отца и взошел на Крест.
Христос знал о том, что Его ждет в Иерусалиме, готовил к этому учеников и вполне мог избежать смерти на Кресте, более того – по естественному для человека неприятию смерти хотел этого. Однако после тяжелейших внутренних борений Он совершенно добровольно и сознательно сделал это ради каждого из нас. Именно об этом свидетельствует Его молитва с кровавым потом в Гефсиманском саду, после которой Он по предательскому поцелую Иуды был схвачен храмовой стражей.
«Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня» (Мф. 26: 36-46).
Таким образом, Крест есть орудие нашего спасения – орудие в руках Спасителя. Враги Христовы думали, что это их орудие, которое они используют для убийства и поругания Иисуса из Назарета. Как же они обманулись! Ведь на самом деле Господь, имя Которому Жизнь, использовал Крест для убийства смерти, для разрушения власти лукавого, для достижения абсолютного торжества над Своими врагами.
Величайшее преступление в истории человечества Промыслом Божиим было обращено в величайшее благословение для всего творения
Добровольно взойдя на Крест и принеся Свою искупительную жертву, Господь тем самым сначала обезоружил противника и затем обратил отобранное оружие против его хозяина. Таким образом, Христос победил врага его же оружием, «смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»; величайшее преступление в истории человечества премудрым Промыслом Божиим было обращено в величайшее благословение для человеческого рода и всего творения; из величайшего поражения произошла величайшая победа.
«Крест Твоей смерти, – говорит об этом, обращаясь к Господу, прп. Ефрем Сирин, – стал источником жизни для нашей смертности».
Плоды Креста
Первым плодом распятия Господа на Кресте стала смерть как завершение земной жизни Спасителя, в течение которой Он не совершил ни одного греха ни словом, ни делом, ни помышлением, никак не поддавшись бесовским искушениям. Тем самым Христос победил грех и зло, победил «мир сей» с его похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской, указав всем нам пример истинно праведной и святой жизни. Без Креста не было бы победы над грешным миром.
Вторым плодом распятия стало сошествие Господа вместе с Его человеческой душой во ад, где со времен Адама пребывали все умершие люди – и грешные, и праведные, ожидающие обетованного Богом избавления. Спаситель сошел в преисподнюю Своей Божественной Ипостасью вместе со Своей человеческой душой.
«Христос, чтобы привести нас к Богу, – пишет об этом апостол Петр, – однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3: 18–19).
Благодаря этому Господь проник в диавольскую цитадель зла и гибели, чтобы ее разрушить изнутри. Без Креста не было бы сошествия Христа во ад.
Третьим плодом Креста стало Воскресение Христово, то есть Его восстание из мертвых, когда Его человеческая душа была воссоединена с Его человеческим телом, которое до этого бездыханным три дня пребывало во гробе. Таким образом была побеждена смерть, навечно восстановлена целостная двуединая человеческая природа. Без Креста не было бы Воскресения.
Четвертым плодом Креста стало разрушение врат адской темницы и выведение оттуда всех издревле уповающих на Него душ усопших праведных, вплоть до прародителей рода человеческого Адама и Евы. Тем самым они были освобождены из плена преисподней, тюремщик сатана был повержен и посрамлен. «Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Еф. 4: 8). Без Креста ад не был бы разрушен.
Пятым плодом смерти Христа на Кресте стало приведение душ всех усопших праведников в рай, или Царство Небесное, где они с тех пор блаженствуют, ожидая грядущего всеобщего воскрешения мертвых в последний и славный день Второго и Страшного Пришествия Христова, когда они, наконец, воссоединятся со своими телами.
Без Креста ад не был бы разрушен
Согласно библейской истории, с момента изгнания Адама и Евы из рая он оставался пуст и необитаем, поскольку души всех их потомков попадали в преисподнюю, или шеол. Первой из душ людей, вошедших в рай благодаря распятию, была душа раскаявшегося и уверовавшего благоразумного разбойника, по обетованию Спасителя вознесенная в Царство Божие сразу после смерти; души всех остальных усопших праведников оказались там после него, на третий день после крестной смерти Христа в момент Его Воскресения.
Тем самым Господь открыл для верующих в Него царские врата рая, проложив прямой и узкий путь к ним с земли на Небеса. С этого момента все усопшие имеют реальную возможность попасть в Царство Божие, если их земная жизнь проходила в согласии с евангельскими заповедями. До распятия и Воскресения такой возможности просто не было: путь в рай был закрыт пропастью грехов человеческих. Без Креста рай не был бы наполнен.
Шестым плодом крестной жертвы Христовой стала сокрушительная победа над диаволом. Господь победил его как на земле Своей святой беспорочной жизнью, выстояв против всех его лукавых соблазнов, так и в самом его логове, в аду, разрушив его врата и избавив от мучений все праведные души. Тем самым и на земле, и в преисподней сатана лишился своей власти, его держава была разрушена Господом. По слову апостола Павла, Христос, «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас… взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2: 14–15).
Верные же служители Христовы получили благодатную силу и церковные средства успешно бороться с бесовскими силами, защищаясь от их смертоносных раскаленных стрел, изгоняя их из людей молитвою и постом.Священнослужители даже обрели власть отпускать грехи («вязать и решить»). Без Креста не было бы окончательной победы над диаволом.
Седьмым плодом крестного подвига Спасителя стало навечное, нераздельно-неразлучное и неслиянное соединение во Христе человеческой и Божественной природы. Господь вознесся на Небеса и воссел «одесную Отца». «Сесть одесную» здесь, безусловно, следует понимать не буквально, но иносказательно. Бог бестелесен, Он вне пространства и времени. Поэтому у Него не может быть ни правой, ни левой сторон, ни верха, ни низа. В применении к Богу Отцу это выражение обозначает максимально близкую степень единения и родства с Ним Его Сына и воипостазированной в Нем душевно-телесной человеческой природы. Без Креста не было бы Вознесения и обожения человеческой природы в Пресвятой Троице.
Восьмым плодом Креста стало сошествие Святого Духа и создание Церкви Христовой – единого, святого, соборного и апостольского богочеловеческого организма веры, надежды и любви о Господе. Церковь есть живое Тело, возглавляемое и управляемое Христом, одушевляемое Духом Святым, подающим спасающую и обоживающую благодать всем верным, которые суть члены (органы) Тела Христова, или живые камни духовного Дома Божия. Без Креста не было бы ни Пятидесятницы, ни рождения Церкви.
Девятым плодом восшествия Христа на Крест стало Его величайшее снисхождение к нам, грешным и недостойным, которое богословы называют кенозисом. Владыка Неба и земли «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Фил. 2: 7). Ради нашего спасения Сын Божий не только стал человеком, сойдя с Небес на землю и воплотившись, но добровольно предал себя в руки грешников – на осуждение, унижения, оскорбления, издевательства, позор, пытки и крестную смерть.
Тем самым Он явил нам пример беспредельного уничижения или смирения, которое является изначальной основой и несущей сердцевиной духовной жизни. Без смирения нет и не может быть спасения. Только смирение открывает человеческое сердце для восприятия спасительной благодати Божией. Ведь «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6).
И наконец, десятым плодом распятия Господа стало явление Его абсолютной любви к Своему творению, и не только Его, но и всей Пресвятой Троицы.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16).
Распростирая руки на Кресте, Христос обнял ими всё человечество, весь мир, всё творение
Распростирая руки на Кресте, Христос обнял ими всё человечество, весь мир, всё творение. Обнял, чтобы прикрыть Собою, защитить, утешить, исцелить и спасти от всего плохого и вредного. Восходя на Свой Крест, Спаситель являет любовь к человеку, к каждому из нас, вместе с ней являя и веру в человека, и надежду на него. Беря и неся свои кресты, мы являем свою ответную любовь к Богу вместе с верой и надеждой на Него.
Вот по этим десяти причинами Крест Господень находится в центре христианского сознания и жизни; к нему восходят и от него исходят, им поверяются и удостоверяются все составляющие православной веры.
Крест – символ христианства
Крест – главный универсальный символ христианства, охватывающий и вбирающий в себя все его основные темы. Прп. Максим Исповедник писал об этом:
«Тот, кто познает тайну креста и гроба, познает также существенный смысл всех вещей… Тот, кто проникнет еще глубже креста и гроба, и будет посвящен в тайну воскресения, познает конечную цель, ради которой Бог создал все вещи изначала».
Прежде всего, Крест есть символ Христа, Его жизни и учения, Его смерти и воскресения, Его смирения и жертвы, Его искупления и спасения.
Затем это символ Церкви, несущий позвоночник Тела Христова, где всё совершается под святым знаменем и силой Креста Господня. Все церковные таинства, все церковные службы, вся церковная иерархия, все формы церковного искусства стали возможны только благодаря распятию Спасителя, только Им вдохновляются и существуют.
Крест – это символ верующего человека и его жизни во Христе; символ всех выпадающих на нашу земную долю житейских бед, страданий, искушений, тления и смерти, терпеливо, послушно и благодарно перенося которые мы подражаем распятому за нас Иисусу из Назарета.
Еще Крест – это символ добродетельной борьбы с греховными страстями и похотями мира сего, символ победы над ними и потому символ аскезы и святости, символ смирения, терпения, покаяния, поста, молитвы, веры, надежды и любви. Путь христианского подвижничества – это путь крестоношения по образу Спасителя. «Кто хочет идти за Мною, – говорил Господь, – отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34).
Крест на Исаакиевском соборе. Фото: Егор Лебедев / rtraveler.ru
Исполняя заповеди Божии, мы тем самым распинаем и губим в себе греховные страсти, отделяющие и отдаляющие нас от Христа. «Ветхий наш человек распят с Ним, – говорит об этом апостол Павел, – чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6: 6). И еще: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6: 14). И напротив, предаваясь греховным похотям, мы распинаем и губим в себе добродетели, теряя подаваемое ими духовное единство с Господом.
Исполняя заповеди Божии, мы тем самым распинаем и губим в себе греховные страсти, отделяющие и отдаляющие нас от ХристаПоэтому мы носим на себе изображение Креста, во время молитвы накладываем на себя его знак, изображаем его на храмах, в жилищах, на иконах, фресках, во всех богоприличных местах и на всех подобающих предметах.Как главный и универсальный христианский символ Крест вбирает в себя множество других христианских символов, являясь ключом к их правильному пониманию.Во-первых, Крест – это «дорожный знак», указатель, вектор, направляющий ум человека не горизонтально, как земные дорожные знаки, но вертикально, «горе» – от земли на Небо, от ада в рай, от преисподней в Царство Божие. При этом традиционный восьмиконечный Крест направляет человека от творения к Творцу усиленным двойным образом. Прежде всего, своей несущей вертикальной балкой, которая венчается табличкой с надписью вины Христа – «Иисус Назаритянин – царь иудейский», а также нижней ножной перекладиной, направленной левым концом вниз, а правым – вверх. По преданию, изначально она был ровной, но знаменательно скосилась после смерти Господа и двух разбойников, указывая на обретение рая тем, который висел справа, раскаялся и уверовал, и нисшествие во ад того, который висел слева и хулил Христа.Во-вторых, Крест – это сам прямой, узкий и тяжелый путь, идя по которому верующий достигает истинной цели своей жизни – спасения и обожения во Христе.Поскольку путь этот перекрывает бездну неисчислимых грехов человеческих, отделяющих нас от Бога, проходит над пропастью, которую мы сами углубляем и расширяем своим зловолием и злоделанием, то Крест – это мост. Идя по нему, нужно неуклонно следовать вперед, шагая след в след за Спасителем и Его святыми, не озираясь ни налево, ни направо, ни тем более назад, чтобы не погибнуть, подобно жене Лотовой. Итак, в-третьих, Крест Христов есть единственный спасительный мост, или лестница, уводящая нас из лежащего во зле горящего и рушащегося мира.В-четвертых, Крест – это ключ, благодаря которому Господь, с одной стороны, открыл врата ада и вошел в него после Своей живоносной смерти, с другой, открыл врата рая, введя туда всех спасенных после Воскресения. В духовной жизни Крест является ключом к сердцу человеческому. Смиряясь и беря на себя свой крест, человек открывает двери своего сердца для посещения Божия, для восприятия Его нетварной благодати.В-пятых, Крест есть и щит, и меч духовный, непобедимое Господне оружие против греха и смерти, против всех бесовских козней, искушений и соблазнов.«Облекитесь во всеоружие Божие, – призывает апостол, – чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, всё преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6: 11–17).Так же как Христос победил Крестом смерть и державу диавола, так и нам дал его для духовной брани.В-шестых, Крест есть мера, критерий истины и правды, линейка, с помощью которой можно и нужно измерять свое продвижение на пути спасения, проверять качество и количество нашей духовной жизни. Чем больше в нашей жизни смирения, покаяния, терпения, верности и жертвенной любви, тем она крестоподобнее, а значит, и христоподобнее. Чем больше в жизни креста, тем больше в ней Христа. Степень крестоношения соответствует мере следования за Господом, степени уподобления Ему по образу жизни. Истинные христиане судят о своей жизни не по критерию земного богатства и успешности, а по ее подобию крестной жизни Спасителя.В-седьмых, как источник и причина неисчислимых спасительных плодов Крест есть Древо спасения, вырастающее из почти незаметного умирающего семени до беспредельной кроны, в которой укрываются птицы небесные – души святых и ангелы Божии. В этом значении он является символом Царства Небесного, о котором говорил Господь в одной из Своих притч:«Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13: 31–32).Древо Крестное, с одной стороны, указывает на древо познания добра и зла, ибо своим отношением к кресту мы их опытно познаем: принимая крест и неся его вслед за Господом, постигаем добро и упражняемся в нем; отвергая и уходя от Господа – страстно укореняемся во грехе и зле; с другой, на древо жизни, ибо смиренно взявшие свой крест получают от Господа благодатную силу блаженной жизни, уподобляются и соединяются с Тем, Кто есть Жизнь безначальная и бесконечная.Таким образом, Крест Господень и произошедшее на нем распятие Господа являются сердцевиной православной веры. У апостола Павла есть знаменитые слова: «Если Христос не воскрес, то тщетна вера ваша». То же самое можно сказать и о Кресте. Ведь если бы Он не распялся, то и не воскрес бы.Если Христос не распят, то тщетна вера наша«Если распятие на Кресте – призрак, между тем (как) от Креста спасение, то и спасение – призрак», – говорит свт. Кирилл Иерусалимский. Смерть на Кресте является завершением и высшей точкой земной жизни Христа, ее удостоверяющей печатью. Об этом сказал Сам Спаситель перед тем, как предал дух. Без Креста земная жизнь Спасителя была бы не полной, не завершенной. Убери распятие – и земная жизнь Христа лишается своего смысла.
Убери распятие – и земная жизнь Христа лишается своего смыслаВместе с тем смерть на Кресте является необходимым предварительным условием для Воскресения и Вознесения Господня, а также для Сошествия Святого Духа. Сын Человеческий воскрес, вознесся на Небеса и послал Святого Духа, благодаря Своей живоносной смерти на Кресте. Всё это его прямые спасительные последствия.Для того чтобы произошло самое радостное событие в истории человечества, праздников праздник и торжество из торжеств, нужно было, чтобы прежде произошло самое горестное и трагическое событие в мировой истории.Поэтому Крестная смерть Спасителя есть узловое событие, поворотный пункт и Его земной жизни, и всей человеческой истории, и личной жизни каждого человека. От того, как мы относимся к Кресту, на чью сторону становимся, к кому себя причисляем, напрямую зависит, как мы проживем и где в итоге окажемся – справа или слева, среди послушных овец или строптивых козлищ, среди распинаемых или распинающих, мучеников или мучителей.«Радуйся, живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным, oружие непобедимое, бесов сопротивоборче: слава мучеников, преподобных яко воистинну удобрение: пристанище спасения, даруяй миру велию милость».
«Он (Христос) простер на Кресте руки, дабы объять концы вселенной: ибо сия Голгофа есть средина земли. Не мои слова сии, но Пророк сказал: “Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!” (Пс. 73: 12). Распростер человеческие руки Тот, Который духовными руками утвердил небо» (Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. С. 194).
[«Господу прилично было и Крест претерпеть, и распростереть руки, чтобы одною рукою привлечь к Себе ветхий народ, а другою – званных из язычников, тех же и других соединить в Себе» (Афанасий Великий, святитель. Слово о Воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти Афанасий Великий, святитель. Творения. Т. 1. М., 1994. С. 222.).
Цит. по: Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Сергиев Пасад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2012. 586 с.Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 9–378.
Но если Отец небесный из любви к миру предает единороднаго Сына Своего; то равно и Сын из любви к миру предает Себя Самого: и как любовь распинает, так любовь же и распинается… И таким образом любовь Отца небеснаго, чрез Сына, простирается к миру: любовь единосущнаго Сына Божия вместе и восходит к Отцу небесному, и нисходит к миру. Здесь имеющий очи да видит глубочайшее основание и первоначальный внутренний состав креста, из любви Сына Божия ко всесвятому Отцу Своему, и любви к человечеству согрешившему, одна другую пресекающих, и одна другой придержащихся, по-видимому разделяющих единое, но воистину соединяющих разделенное. Любовь к Богу ревнует по Боге, – любовь к человеку милует человека. Любовь к Богу требует, чтобы соблюден был закон правды Божией, – любовь к человеку не оставляет и нарушителя закона погибать в неправде своей. Любовь к Богу стремится поразить врага Божия, – любовь к человеку вочеловечивает Божество, дабы посредством любви к Богу обожить человечество и, между тем как любовь к Богу “возносит от земли Сына человеческаго” (Ин. 12: 32, 34), любовь к человеку разверзает объятия Сына Божия к земнородным, сии противоположныя стремления любви соприкасаются, сорастворяются, уравновешиваются и слагают из себя то дивное средокрестие, в котором прощающая “милость и судящая истина сретаются, правда” Божества “и мир” человечества “лобызаются”, чрез которое небесная “истина возсиявает от земли, и правда” уже не грозным оком “приникает с небеси; Господь дает благость земле”, и “земля дает плод свой” небу (Пс. 84: 11–13)» (см.: Филарет (Дроздов), свт. Слово в Великий Пяток).
Тропарь Кресту, глас 1
ЦерковнославянскийРусскийСпаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы над врагами даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.
КАНОН.
ТВОРЕНИЕ ГРИГОРИЯ СИНАИТА, ГЛАС 4
Песнь 1
Ирмос: Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся, светло торжествуя, и воспою, радуяся, Тоя чудеса.Ирмос: Отверзу уста мои, и они исполнятся Духа; и слово изреку Царице Матери, и явлюсь светло торжествующим, и воспою радостно Ее чудеса.Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.Кресте всесильне, апостолов похвала, преподобных утверждение, и верных знамение, и иерархов и мучеников слава, победа и утверждение всех хвалящих тя.Крест всесильный, апостолов похвала,преподобных утверждение, и верных знамение, иерархов и мучеников слава, победа и утверждение всех, восхваляющих тебя.Кресте всечестный, четвероконечная сила, апостолов благолепие, и мучеников крепость, немощных здравие показался еси, мертвым воскресение, падающим воздвижение.Крест всесвященный, четырехконечная Сила,апостолов благолепие, и мучеников крепость; здравием для немощных Ты явился, мертвым – воскресением, падающим – возвышением.Слава: Кресте, ты ми сила буди, крепость и держава, избавитель и предратник на борющия мя, щит и хранитель, победа и утверждение мое, присно соблюдая мя и покрывая.Слава: Крест, ты будь мне силой, крепостью и мощью, избавителем и защитником против борющихся со мной, щитом и хранителем, победой и утверждением моим, всегда сохраняя меня и укрывая.И ныне: На Кресте, Всенепорочная, Твоего Сына яко узрела еси,оружие скорбное утробу Твою растерза, и восклицала еси рыдающи в болезни, но абие прославила еси Креста силу.И ныне: Когда узрела Ты, Всенепорочная, на Кресте Своего Сына, оружие скорби сердце Твое истерзало, и в мучении восклицала Ты с рыданиями, но тотчас прославила Креста силу.
Песнь 3
Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице, живый и независтный источниче, лик Себе совокупльшия духовно, утверди, в Божественней Твоей славе венцев славы сподоби.Ирмос: Твоих песнопевцев, Богородица,– живой и обильный источник, устроивших духовный праздник, утверди и в божественной Твоей славе удостой венцов славы.Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.Кресте, преподобных оружие, обоюдный меч Христов, верных удобрение, болящих исцеление и заступление, и воздвижение умерших, Всечестне.Крест, преподобных оружие, обоюдоострый меч Христов, верным – украшение, болящим – исцеление и защита, и воскресение умерших, Всесвященный.Кресте, основание благочестия, бесом показался еси губитель, Церквам благолепие, нечестивым погибель, врагом посрамление на день судный.Крест, основание благочестия, бесам ты явился губителем,Церквам – благолепием, – нечестивым погибелью, врагам – посрамлением в день суда.Слава: Кресте живоносный, ты ми буди крепость и победа, и щит, и стена нератуема, бесом отгнание, и помыслом погашение, и ума моего сохранение.Слава: Крест живоносный, ты будь мне крепостью и победой, и щитом, и стеной неприступной; бесов изгнанием, и помыслов угашением, и ума моего сохранением.И ныне: Распятие поносное, Дево Владычице, Твой Сын претерпел есть, и смерть неподобную. Но вознесся, низверже противныя вражия силы, яко безсмертен.И ныне: Распятие позорное, Дева Владычица, Твой Сын претерпел, и смерть бесчестную. Но вознесся и низверг противящиеся вражьи силы, как бессмертный.Господи, помилуй, трижды.Господи, помилуй, трижды.
Седален, глас 8. Подобен: Повеленное тайно:
Проображаше тайне древле Иисус Навин Креста образ, егда руце простре крестовидне, Спасе мой, и ста солнце, дондеже враги низложи, противостоящия Ти, Богу; ныне же зайде, на Кресте Тя зря, и, державу смертную разрушив, весь мир совоздвигл еси.В древние времена Иисус Навин таинственно прообразовал Креста образ, когда простер он руки крестовидно, и остановилось солнце, доколе он не истребил врагов,сопротивлявшихся Тебе, Богу. Ныне же оно померкло, видя на Кресте, Тебя Спаситель мой, разрушающего власть смерти и ад разоряющего.
Песнь 4
Ирмос: Седяй в славе на Престоле Божества, во облаце легце, прииде Иисус Пребожественный, нетленною дланию, и спасе зовущия: слава, Христе, силе Твоей.Ирмос: Сидящий в славе на престоле Божества, на облаке легком,пришел Иисус божественнейший, носимый непорочной рукою,и спас взывающих: «Слава, Христе, силе Твоей!»Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.Четвероконечный сый мир, и яко триобоюдный меч, начала тьмы сечеши, нами воображаемь, Кресте, оружие великое Христово,и непобедимое победительство всесильное.Ты – четырехконечный мир, и словно с тремя лезвиями меч посекаешь начальников тьмы, нами изображаемый, – Крест, великое оружие Христа и неодолимое, победы знамение всесильное.Твоя высота, Живоносне Кресте, воздушнаго князя биет, и глубина всея бездны закалает змия, широту паки воображает, низлагая мирскаго князя крепостию Твоею.Твоя высота, Живоносный Крест, воздушного князя бичует, а глубина – закалывает всей бездны владыку, змия; и снова – широту изображает,низлагая князя мира сего крепостью Твоею.Слава: Вознесся сопривлекл еси падшия,воздвигл еси естество земное,Престолу Божию спрославился еси, Кресте, высото великая, мирский мосте, душу мою от страстей глубины вознеси вскоре.Слава: Вознесшись, ты привлек с собою падших, воздвиг естество земное, наравне с Престолом Божиим прославился, – Крест, высота великая, мост для всего мира,душу мою из глубины страстей вознеси вскоре.И ныне: Крестообразно, Пречистая Отроковице Богородице,длани Твои распростерши ко иже на Кресте Воздвиженному,и молитвы, Дево, ныне принеси,за всех верно молящихся Тебе.И ныне: Крестообразно, Пречистая Отроковица,длани Твои распростерши к Воздвиженному на Кресте, и молитвы, Богородица Дева, ныне принеси,за всех с верою молящихся Тебе.
Песнь 5
Ирмос: Ужасошася всяческая о Божественней славе Твоей:Ты бо, Неискусобрачная Дево, имела еси во утробе над всеми Бога и родила еси Безлетнаго Сына, всем воспевающим Тя мир подавающая.Ирмос: Изумился весь мир о божественной славе Твоей: ибо Ты, брака не познавшая Дева,носила во чреве Твоём Всевышнего Бога и родила вечного Сына,всем воспевающим Тебя мир подающего.Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.Кресте, небесная лествице святыни, степенем наставниче,Христова высота и слава еси,Божий образ назнаменателен миру, невидимому же и видимому, единочестне.Крест, ты – небесная лестница святыни, восхождений наставник, Христова высота и слава, Божий образ, начертанный миру,как невидимому, так и видимому, в равной мере.Кресте, образе неисписанный силою,освящение водам, очищение воздуху, освящение и просвещение всякому, мужества знамение,и Христов скиптр непреложный, противныя в землю попирая.Крест, образ неисчислимый силою, освящение водам, очищение воздуху, освящение и просвещение всякому, мужества знамение и скипетр Христов неизменный, противников на землю повергающий.Слава: Кресте всесильне,злочестивыя низложи враги, ненавидящия и хулящия тя безумно,языки попали и угаси шатания их. О Кресте всесвятый и Христоносный, сохрани нас державою Твоею.Слава: Крест всесильный, низложи злочестивых врагов, ненавидящих и хулящих тебя безумно, язычников попали и усмири надменность их.О Крест всесвятой и Христоносный, сохрани нас мощью Твоею!И ныне: Всех Царице Владычице, скиптром Рождества Твоего разруши, Девице, востание хулящих крестную силу. Даждь крепость и очищение, победу и помощь верным людем Твоим.И ныне: Всех Царица Владычица! Скипетром Рожденного Тобой разрушь, Девица, восстание хулящих силу Креста. Дай крепость и милость, победу и помощь верным людям Твоим.
Песнь 6
Ирмос: Божественное сие и всечестное совершающе празднество,Богомудрии, Богоматере, приидите, руками восплещим, от Нея рождшагося Бога славим.Ирмос: Божественный сей и всеми чтимый совершая праздник Богоматери, придите, богомудрые, начнем рукоплескать, от Нее рожденного Бога славя.Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.Кресте всех воскресение, Крест падших исправление,страстей умерщвление и плоти пригвождение, Крест душам слава и свет вечный.Крест – всех воскресение, Крест – падших исправление, страстей умерщвление и плоти пригвождение, Крест – душам слава и свет вечный.Крест врагов губитель,Крест злочестивых язва и пленение, и верных держава,благочестивых хранитель и бесов отгонитель.Крест – врагов губитель,Крест – злочестивым язва и пленение, и верным могущество,благочестивым хранитель и бесов гонитель.Слава: Крест страстей пагуба, Крест помыслов отгнание, Крест сокрушение языческо искусительно и духовом показася ловительство.Слава: Крест – страстей погибель, Крест – помыслов отгнание;Крест – язычникам испытание сокрушительное, и злым духам он явился ловушкой.И ныне: Крест воздвижется и падают духов воздушных чинове,Крест снизходит, и нечестивии вси ужасаются, яко молнию видяще крестную силу.И ныне: Крест воздвигается – и падают полки воздушных духов,Крест нисходит – и нечестивые все ужасаются, словно молнию видя крестную силу.Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне:Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне:
Кондак, глас 4. Самоподобен:
Вознесыйся на Крест волею,тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты,пособие имущим Твое oружие мира,непобедимую победу.Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже;возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами,– да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.Икос: Иже до третияго Небесе восхищен бысть в рай и глаголы слышав неизреченныя и Божественныя, ихже не леть языки [человеческими] глаголати,что Галатом пишет, яко рачителие Писаний прочтосте и познасте:мне, глаголет, хвалитися да не будет, токмо во едином Кресте Господни,на немже, страдав, уби страсти.Того убо и мы известно держим, Крест Господень, хвалу вси: есть бо нам спасительное сие Древо oружие мира, непобедимая победа.Икос: До третьего неба вознесенный в рай и услышавший неизреченные и божественные слова, которые невозможно пересказывать языками человеческими, – что он Галатам пишет,как прочли и узнали вы, любители Писаний?«Чтобы я, говорит он, хвалился, – да не будет, разве только одним Крестом Господним,на котором пострадав, Он убил страсти». Так и мы все будем твердо держать его,Крест Господень, как похвалу; ибо для нас это спасительное Древо – оружие мира, непобедимый знак победы.
Песнь 7
Ирмос: Не послужиша твари Богомудрии,паче Создавшаго, но огненное прещение мужески поправше,радовахуся, поюще: препетый отцев Господь и Бог благословен еси.Ирмос: Не почтили богомудрые творения больше Творца, но угрожавший им огонь мужественно поправ, радостно воспевали:«Прехвальный Господь и Бог отцов,благословен Ты!»Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.Нераздельную Троицу и неслиянну, естество единством благословим, Отца нерожденна, и рожденна Сына, и Святаго исходительнаго Божественнаго Духа, песньми поюще: благословен Бог отец наших.О Троице, нераздельной и неслиянной, естеством единой, богословствуем:об Отце нерожденном, и рожденном Сыне, и Святом от Отца исходящем Божественном Духе, в гимнах воспевая: «Благословен Бог отцов наших!»Незаходительными молниями Твоими, Триипостасне,наша озари умныя очи,доброту Твою, Трисветне, пресущественную зрети,яже человеком недоведомая и неприступная Ангелом.Немеркнущими Твоими молниями, Триипостасный,ума нашего очи озари,чтобы созерцать сверх-существенную красоту Твою, Трисветлый,– то, что людям неведомо и недоступно Ангелам.Слава: Лучами света Твоего падшую мою душу возведи от глубины, благий Боже, препетый и всесильный, поползшуюся от света благодатнаго и во тьму воглубльшуюся.Слава: Благой Боже, прехвальный и всесильный! Лучами света Твоего возведи из глубины падшую мою душу, поскользнувшуюся, лишенную света благодатного и во тьму погрузившуюся.И ныне: Крестообразно простерши руце, Чистая,к распростершему свои руце на Древе Крестнем, и вознесшему естество наше, и умертвившему враждебныя полки, молящи не престай.И ныне: Крестообразно простерши руки, Чистая, к Распростершему Свои руки на Древе Крестном и вознесшему естество наше,и умертвившему враждебные полки молиться не прекращай.
Песнь 8
Ирмос: Отроки благочестивыя в пещи Рождество Богородично спасло есть, тогда убо образуемое, ныне же действуемое, вселенную всю воздвизает пети Тебе: Господа пойте дела и превозносите Его во вся веки.Ирмос: Отроков благочестивых в печи Дитя Богородицы спасло: тогда – прообразуемое, а ныне – действующее; всю вселенную созывает Он петь Тебе.Пойте Господа, творения,и превозносите во все века!Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.Высота Христовых страстей и лук, и оружие, и меч,оружие непостыдное, и сила непобедимая,Христово подножие и победительство на враги,знамения Царствия, скиптре верных,показался еси, Кресте победоносне.Вершиной страданий Христа,и луком, и доспехами, и мечом, оружием безотказным и силою непобедимой,Христовым подножием и залогом победы над врагами, знамением Царствия, скипетром верных явился ты, Крест победоносный!Воздвигл еси наше падшее естество, Христом распеншимся, совозставив; высото Божественная, глубино неизглаголанная, Христово ты еси знамение, Кресте пребогате, и широта безмерная, и знамение непостижимыя Троицы, жизноносче.Возвысил ты наше падшее естество,с распятием Христовым его воздвигнув; высота Божественная, глубина неизреченная! Ты, Живоносный Крест, благодатью преизобильный – Христово знамение, и широта безмерная, и непостижимой Троицы образ.Слава: Устнами, душею же и сердцем Крест Господень лобызающе, приидите ныне вознесем вси и возвеличим, покланяющеся рцем вкупе, песнь пречистую, вопиюще:pадуйся, великое богатство, Кресте, церковное украшение.Слава: Устами, душою и сердцем Крест Господень лобызая,придите ныне, вознесем его все и возвеличим;поклоняясь, воскликнем вместе песнь чистейшую, возглашая:«Радуйся, великое богатство, Крест, Церкви украшение!»И ныне: Древо жизни и спасения,Древо безсмертия, Древо разума,Древо трилюбезно, нетленно и неизнуряемо,Крест трисоставный, честное Древо,Троицы бо носит Триипостасныя образ.И ныне: Древо жизни и спасения,Древо бессмертия, Древо разума,Древо трижды любезное,непорочное и неприкосновенное,Крест трехсоставный, почитаемое Древо:ибо носит оно Троицы Триипостасной образ.
Песнь 9
Ирмос: Всяк земнородный да взыграется, Духом просвещаемь,да торжествует же Безплотных умов естество,почитающее священное торжество Богоматере,и да вопиет:радуйся, Всеблаженная,Богородице Чистая Приснодево.Ирмос: Всякий на земле рожденный да ликует, Духом просвещаясь; да торжествует и бесплотных Умов естество,почитая священное торжество Богоматери,и да взывает:«Радуйся, Всеблаженная, Богородица чистая, Приснодева!»Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.Кто слышана сотворит, якоже пишется, действия твоя, миролюбезный Кресте, силы и чудеса, умершим востание;и мир весь совознесл еси, вознесыйся к Богу многожелаемый.Кто сделает слышными, как написано, действия твои, любезный миру Крест,явления силы Божией и чудеса,и умерших воскресение.И весь мир ты с собой вознес,сам вознесенный к Богу,многовожделенный.Утверждение верным Крест треблаженный,знамение и похвала, Древо всесильное,Крест Христов великий и совершенный,апостолом похвала, преподобным утверждение и мучеником крепость и держава,верным победа и похвала.Утверждение верным – Крест трижды блаженный,знамение и похвала, Древо всесильное.Крест Христов, великий и совершенный,апостолам – похвала, преподобным – утверждение и мученикам – крепость и сила,верным – победа и хвала.Слава: Радуйся, Кресте, образе неописанный и многоименитый,Древо требогатное, страшно же и всеблаженно;радуйся, Кресте всесвятый и всесильный;радуйся, хранителю жизни нашея, Господень Кресте многопетый.Слава: Радуйся, Крест, образ неописуемый и многоименный,Древо преизобилующее дарами,страшное и всеблаженное Радуйся, Крест всесвятой и всесильный!Радуйся, хранитель жизни нашей,Господень Крест много воспеваемый!И ныне: Кресте Честный, хранитель души и тела буди ми,образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упраждняя, и благословение даруя ми, и жизнь и силу,содействием Святаго Духа, и честными Пречистыя мольбами.И ныне: Крест Драгоценный!Будь мне хранителем души и тела,образом своим бесов низлагая,врагов отгоняя, страсти упраздняя,и даруя мне благословение, и жизнь и силу содействием Святого Духа и Пречистой священными мольбами.
Светилен, глас 2. Подобен: Учеником:
Крест хранитель всея вселенныя,Крест красота Церкве,Крест царей держава,Крест верных утверждение,Крест Ангелов слава и демонов язва.Крест – хранитель всей вселенной,Крест – красота Церкви,Крест – царей могущество,Крест – верных утверждение;Крест – Ангелов слава и демонов поражение.Слава, и ныне, Крестобогородичен: У Креста предстоящи, Тя безсеменно Рождшая,и рыдающи вопияше:увы, сладчайшее Чадо,како зашел еси от очию Моею;како в мертвых вменился еси.Слава, и ныне, Крестобогородичен: Стоя у Креста, Родившая Тебя без семени, и горько сетуя, взывала:«Увы, сладчайшее Чадо,как Ты скрылся от очей Моих?Как Ты к мертвым был причислен?»
Молитва Священному и Животворящему Кресту
Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго, Творче неба и земли, Спасителю мира, се аз, недостойный и паче всех грешнейший, смиренно колена сердца моего пред славою величества Твоего преклоняя, воспеваю и величаю безмерное страдание Твое, и благодарение Тебе, Царю всех и Богу приношу, яко благоизволил еси снити с небеснаго Престола Твоего и воплотитися от Пречистыя Девы Марии, ради спасения человеческаго; безплотен сый, плотское естество Божеству совокупляя; богат сый, волею обнищал еси, да человека во Царствии Твоем обогатиши; труды и всякия человеческия беды, яко человек, на Себе понесл еси, да всем во всяких печалех и нуждах пособствуеши; четыредесять дней постивыйся, всем к воздержанию путь показал еси; множицею от лукавых искушен был еси, всех от искушений всяких избавляя. Вем, всесильный Владыко, яко вся сия Тебе непотребна быша, но человеческаго ради спасения вся претерпел еси: предан был еси за тридесять сребреник, да человека искупиши от лютыя работы вражия; от немилостивых Иудей, яко незлобивый агнец, похищен был еси, род человеческий от поглощения волка мысленнаго исторгая; на судищи пред Анною и Каиафою предстал еси, всех от осуждения огня вечнаго отводя; связан, поруган, оплеван, от ложных свидетелей оклеветан и на поносную смерть осужден, человека от всякия напасти, мучения и от вечныя смерти свобождая; Пилату, никоего зла содеявый, предан был еси и ко Ироду послан, и паки поруган, человека от злаго обстояния и от поруганий вражиих избавляя. Что убо воздам Тебе, Владыко Человеколюбче, о всех, яже претерпел еси мене ради грешнаго? Не вем. Душа бо и тело, и вся благая от Тебе суть, и вся моя Твоя суть, и аз Твой есмь; точию на безчисленное Твое милосердие, благоутробне Господи, надеяся, пою Твое неизреченное долготерпение, величаю неисповедимое смотрение Твое, славлю Твою безмерную милость, имиже преклонился еси мене ради осужденнаго, да аз оправдан буду. К столпу, Спасе, привязан и без милости биен, милостив сый, разреши мя, молюся, от грехов моих; тернием венчан, души моея греховное терние искорени; тростию биен по главе, сокруши главу змия, уязвляющаго мя жалом греха; в багряну ризу оболчен и мучителем предан, просвети ми, Царю Пресвятый, одеяние душевное, да вниду в чертог Твой всекрасный; с разбойники вменен и Крест на раму Своею понесый, разбойника врага, ищущаго душу мою убити, Твоим Крестом прожени. Вем Тя, Иисусе долготерпеливе, люте уязвленнаго; от верху главы Твоея святыя, даже до стопы ножныя, не бе в Тебе места цела. Что же возглаголю о неизреченном человеколюбии Твоем, Христе Спасителю? Точию в сокрушении сердца моего, покланяяся Твоим Пречистым страстем и вселюбезно тыя лобызая, вопию: помилуй мя, грешнаго. На Кресте пригвоздитися изволивый, пригвозди заповедем Твоим сердце мое; воздвижен со Крестом на горе Голгофе, воздвигни мысли моя к небеси, да всегда горняя мудрствую; желчию со оцтом напоен, огорченное ми грехом сердце услади любовию Твоею, и жаждуща напой потоком сладости Твоея; руце Свои пречистеи распрострый на приятие всех, приими мя, грешнаго; нозе пригвождены имевый, хотя всегда со грешники быти, буди со мною, грешным, возбраняя ногам моим от всякаго пути лукаваго; сердце отверсто имевый, яви мне благодать Свою, грешному; главу пресвятую на Кресте преклонивый, услыши недостойныя молитвы моя. О, пречудная и неизмеримая глубино милосердия, Христе Боже, за враги распинатели Своя Богу Отцу моливыйся, даждь и мне, грешному, сию благодать, любити враги моя и молитися за них; разбойнику кающемуся рай отверзый, воззри, Свете мой, на мя, грешнаго, подаждь покаяние и отверзи ми двери милости Твоея, и помяни мя, недостойнаго, во Царствии Твоем. Наконец, духа Своего пресвятаго предавый в руце Богу Отцу, приими, Создателю, дух мой во время кончины моея; со Креста снят и во гробе яко мертв положен, Спасе, живый во свете неприступнем, возьми от мене тяжкое бремя греховное, и не возгнушайся, Человеколюбче, вселитися во гроб сердца моего недостойнаго, на умерщвление моего плотскаго мудрования; яко да не ктому себе, бренное создание Твое, но Тебе, Господеви и Богу моему живый, Твоим, о Всемилостиве, благоутробием, сподоблюся видети Тебе, Создателя и Спасителя моего, за приятие смерти крестныя, славою и честию венчаннаго, во свете неприкосновенныя Твоея славы; идеже со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим и Единосущным Твоим Духом царствуеши прежде век, ныне и присно и во веки веков, аминь.Господи Иисусе Христе, Сын Бога живого, Творец неба и земли, Спаситель мiра! Вот, я, недостойный и более всех грешнейший, смиренно преклоняя колена сердца моего пред славою величия Твоего, воспеваю и величаю безмерное страдание Твое, и благодарение Тебе, Царю всех и Богу приношу; ибо Ты благоволил сойти с небесного Престола Твоего и воплотиться от Пречистой Девы Марии, ради спасения человеческого, бесплотный – плотское естество с Божеством соединяя; богатый – добровольно обнищал, чтобы человека в Царстве Твоем обогатить; труды и всякие человеческие беды, как человек, понес на Себе, дабы всем помогать во всяких печалях и нуждах; сорок дней постившись, Ты путь к воздержанию всем показал; многократно от злых людей был искушаем, всех от всяких искушений избавляя. Знаю, всесильный Владыка, что все это Тебе не было нужно, но ради спасения людей Ты все претерпел: предан был за тридцать сребреников, чтобы человека искупить от тяжкого рабства врагу; немилостивыми Иудеями, как беззлобный агнец, был похищен, род человеческий от поглощения невещественным волком исторгая; на судилище пред Анною и Каиафою предстал, всех от осуждения на огонь вечный отводя; был связан, поруган, оплеван, ложными свидетелями оклеветан и на позорную смерть осужден, человека от всякой напасти, мучения и от вечной смерти освобождая; Пилату, никакого зла не сделав, предан был и ко Ироду послан, и вновь поруган, человека от бедственного состояния и от поруганий вражьих избавляя. Что же воздам Тебе, Владыка Человеколюбец, за все, что Ты претерпел ради меня грешного? Не ведаю. Ибо душа, и тело, и все блага – от Тебя, и все мое – Твое, и я – Твой; только на неисчислимое Твое милосердие надеясь, благосердный Господи, воспеваю Твое неизреченное долготерпение, величаю неисповедимый промысл Твой, славлю Твою безмерную милость: из-за того Ты и преклонился ради меня, осужденного, чтобы я был оправдан. К столпу привязанный, и немилостиво бичуемый, Спаситель, Сам милостивый, разреши меня, молюсь, от грехов моих; тернием увенчанный, терние греха в душе моей искорени; тростью ударяемый по голове, сокруши голову змия, уязвляющего меня жалом греха; в багряное одеяние облеченный и мучителям преданный, сделай светлым, Царь Пресвятой, одеяние моей души, чтобы мне войти в чертог Твой прекраснейший; к разбойникам причтенный и Крест на плечах Своих понесший, разбойника-врага, стремящегося душу мою умертвить, Твоим Крестом прогони. Знаю, как Тебя, Иисусе долготерпеливый, страшно изранили: от темени главы Твоей святой, даже до стопы ноги, не было у Тебя целого места. Что же скажу о неизреченном человеколюбии Твоем, Христе Спаситель? Только в сокрушении сердца моего, поклоняясь Твоим Пречистым страданиям и со всей любовью мысленно лобзая их, взываю: помилуй меня, грешного! На Кресте быть пригвожденным благоволивший, пригвозди к заповедям Твоим сердце мое; вознесенный со Крестом на горе Голгофе, вознеси мои мысли к небу, чтобы я всегда о горнем помышлял; желчью с уксусом напоенный, огорченное грехом сердце мое услади любовию Твоею, и напой жаждущего из потока сладости Твоей; руки Свои пречистые распростерший, чтобы принять всех, прими меня, грешного; имевший ноги пригвожденными, Ты, всегда желающий с грешниками быть, будь со мною, грешным, удерживая ноги мои от всякого пути лукавого; имевший сердце отверстым, яви благодать Свою мне, грешному; главу пресвятую на Кресте преклонивший, услышь недостойные молитвы мои. О, пречудная и неизмеримая глубина милосердия, Христе Боже! За врагов – распинателей Своих Богу Отцу молившийся, дай и мне, грешному, эту благодать: любить врагов моих и молиться за них; разбойнику кающемуся рай отверзший, воззри, Свет мой, на меня, грешного, подай мне покаяние и отверзи мне двери милости Твоей, и помяни меня, недостойного, во Царствии Твоем. Наконец дух Свой пресвятой предавший в руки Богу Отцу, прими, Создатель, дух мой во время кончины моей; со Креста снятый и во гробе как мертвый положенный, Спаситель, живущий во свете неприступном, сними с меня тяжкое бремя греха, и не возгнушайся, Человеколюбец, вселиться во гроб сердца моего недостойного для умерщвления моего плотского помышления; чтобы живя уже не для себя, но для Тебя, Господа и Бога моего, я, бренное создание Твое, Твоим, о Всемилостивый, благосердием, сподобился видеть Тебя, Создателя и Спасителя моего, за принятие смерти крестной славою и честию увенчанным во свете неприступной Твоей славы, где Ты со Безначальным Твоим Отцом, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим и Единосущным Твоим Духом царствуешь прежде всех веков, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.