Найти в Дзене
Lectorient

Кто такой Аллама Мухаммад Икбал?

Мухаммад Икбал (1877-1938) – поэт, философ, мыслитель, которого часто называют «духовным отцом» Пакистана. Мухаммад Икбал родился в 1877 году в городе Сиалкот (ныне – Пакистан) в семье потомков кашмирских брахманов, принявших ислам. С юных лет он изучал арабский и персидский, а после окончания шотландской миссионерской школы поступил в Университет Пенджаба в Лахоре. Уже тогда Икбал проявлял себя как талантливый поэт на урду и преподавал в Восточном колледже. В 1905 году он уехал в Европу: учился философии и праву в Кембридже, изучал немецкий в Гейдельберге, а затем защитил диссертацию в Мюнхене. Его работа «Развитие метафизики в Персии» стала первым в Европе серьёзным исследованием персидской философии. В ней он познакомил западную аудиторию с такими фигурами, как Сухраварди, Мулла Садра и Сабзевари. После возвращения в Лахор в 1908 году Икбал преподавал философию, но вскоре сосредоточился на адвокатской практике и литературной работе. В этот период началось его духовное перерождение
Оглавление

Фото сделано в редакторе Canva. Фото Мухаммада Икбала взято из https://ru.wikipedia.org/wiki/Икбал,_Мухаммад
Фото сделано в редакторе Canva. Фото Мухаммада Икбала взято из https://ru.wikipedia.org/wiki/Икбал,_Мухаммад

Мухаммад Икбал (1877-1938) – поэт, философ, мыслитель, которого часто называют «духовным отцом» Пакистана.

Учеба и образование

Мухаммад Икбал родился в 1877 году в городе Сиалкот (ныне – Пакистан) в семье потомков кашмирских брахманов, принявших ислам. С юных лет он изучал арабский и персидский, а после окончания шотландской миссионерской школы поступил в Университет Пенджаба в Лахоре. Уже тогда Икбал проявлял себя как талантливый поэт на урду и преподавал в Восточном колледже.

В 1905 году он уехал в Европу: учился философии и праву в Кембридже, изучал немецкий в Гейдельберге, а затем защитил диссертацию в Мюнхене. Его работа «Развитие метафизики в Персии» стала первым в Европе серьёзным исследованием персидской философии. В ней он познакомил западную аудиторию с такими фигурами, как Сухраварди, Мулла Садра и Сабзевари.

Путь мыслителя и поэта

После возвращения в Лахор в 1908 году Икбал преподавал философию, но вскоре сосредоточился на адвокатской практике и литературной работе. В этот период началось его духовное перерождение: от западного рационализма, который он изучал в Кембридже и Мюнхене, Икбал стал двигаться к собственной системе взглядов, стремясь объединить философское наследие ислама с достижениями западной философии.

Настоящим переломом в его жизни стала поэма «Жалоба» («Шиква»), опубликованная в 1911 году. В ней от лица мусульман Икбал задаёт Богу горькие вопросы: почему мусульмане пребывают в упадке, за что они оставлены? Ответ не заставил себя ждать, уже в 1912 году появляется «Ответ на жалобу» («Джаваб-и шиква»), в котором Бог упрекает мусульман за их собственную инертность и отступление от исламских идеалов. Эти две поэмы положили начало новому этапу в творчестве Икбала – этапу философской поэзии, направленной не на утешение, а на пробуждение.

Он выступает против растворения в мистике и пассивного упования на милость Бога. Вместо этого Икбал провозглашает необходимость усилия, действия и развития личности. Уже в первом крупном персоязычном произведении, поэме «Таинства личности» («Асрар-и худи») – он прямо отвергает идею, что слияние с Божественным – это высшая цель в жизни человека, настаивая на значении индивидуальности, воли и творчества. Поэзия становится для него не средством самовыражения, а инструментом формирования человека.

В 1922 году он был посвящён в рыцари Британской короной, а уже год спустя издал «Послание Востока» («Пайам-и машрик») – поэтический ответ на «Западно-восточный диван» Гёте. В 1924-м вышел его сборник на урду «Звон караванного колокольчика» («Банг-и дара»), а в 1927-м – «Персидские псалмы» («Забуре-и аджам»).

Идеал Икбала – активная, свободная и творческая личность, соединяющая разум и веру. Он резко критиковал пассивный мистицизм, в котором теряется индивидуальность, и противопоставлял ему образ ястреба, который был для него символом сильного, устремленного к высотам человека. Икбал переосмыслил язык традиционной персидской поэзии, наполнив такие классические образы, как роза и соловей, новым содержанием. Он часто обращался к метафоре тюльпана, символизирующего дикорастущую силу духа.

В своем творчестве Икбал стремился объединить восточную философию с западной мыслью, отказываясь от слепого следования ни той, ни другой. Он вдохновлялся идеей воли к жизни, развивая образ совершенного человека – человека верующего, стремящегося не к сверхчеловечеству, а к служению Богу по примеру пророка.

Наследие

Наследие Икбала продолжает активно обсуждаться в Пакистане, Индии, Иране, Турции и арабском мире. Его идеи и поэзия оказались настолько многогранными, что представители самых разных идеологических течений находили в них отражение своих взглядов: его называли и социалистом, и противником капитализма, поэтом масс и поэтом элиты, защитником ортодоксального ислама и сторонником его свободной трактовки, критиком суфизма и одновременно поэтом, близким суфийской традиции. Он критиковал Запад, но черпал из него вдохновение.

Поэзия Икбала – это одновременно философская проповедь, политическое пробуждение и попытка напомнить мусульманам об их миссии: быть наместниками Бога на земле и преобразовывать мир. Эта идея о человеке как божественном наместнике стала сердцем его философии и вдохновением для создания независимого Пакистана.

Если вам хочется ближе ознакомиться с идеями Икбала и проследить его творческий путь – приглашаем на курс «Жизнь и Творчество Алламы Мухаммада Икбала». https://lectorient.ru/courses/57

Литература:

IQBAL, MUHAMMAD
Икбал, Мухаммад — Википедия
Muhammad Iqbal - Wikipedia