Лецкий погрузился в проблемы нашего геймдева.
В мае я поделился впечатлениями от Quarantine Zone, где назвал разработчиков «нашими». В комментариях вокруг этой нашести разгорелась война. Я искренне считаю игру российской, потому что основатель студии родился в Подмосковье, построил там карьеру и создал для соотечественников рабочие места. Но есть нюанс, который многих смущает: к примеру, команда работает через иностранное юрлицо. Почему так? Потому что в 2025-м быть разработчиком с российской регистрацией почти нереально.
Steam все еще отправляет деньги в Россию, но вы их не получите
Вы – великий мечтатель. Однажды придумали игру, которая неизбежно порвет Steam. Вы тратите на нее годы, влезаете в кредиты и нанимаете фрилансеров, что напишут музыку и нарисуют красивые спрайты. Однажды наступает заветный час, когда игра готова и загружена в Steam. О чудо, временами ее покупают, и на счету набирается достойная сумма в 1160 долларов. Но как их получить?
Выясняется, что в России остались банки, подключенные к системе платежей SWIFT. Например, «Райффайзен». Вы радостно оформляете там счет, вводите в Steam реквизиты и оформляете перевод. Вскоре телефон вибрирует от смс о входящем платеже. «Поздравляем, на ваш счет зачислено 160 долларов!» Почему 160? Куда делись остальные деньги? Все просто: тысяча долларов списалась как комиссия.
История выше – не вымысел. Она произошла с инди-разработчиком Денисом Овсянниковым и в сообществе разработчиков стала грустным мемом.
Допустим, вы накопили на счету в Steam 10 тысяч долларов и решили: бог с ним, отдам 10% в качестве комиссии. Оформляете перевод – и не получаете его. Оказывается, ситуация поменялась, и «Райффайзен» больше не принимает переводы в валюте.
Теоретически российский разработчик все еще может принимать выплаты от Steam. Вот только комиссия будет огромной, а гарантий получить заработанное нет. Только 17 марта 2025-го от SWIFT неожиданно отключили 13 банков, включая «Уралсиб», «Точку» и «Ак Барс Банк». Команды, которые выводили на них деньги, теперь ищут новое решение.
Хлопот с нашими банками так много, что опытные разработчики вроде Владимира Белецкого («Черная книга») говорят: «Слышал, что варианты получить деньги на российский счет есть, но деталей не знаю, сам ими не пользовался». Это логично, ведь неопределенность для руководителей убийственна. Им нужно платить зарплаты, у сотрудников дети, кредиты и ипотеки!
Единственный надежный выход – счет в иностранном банке, на который гарантированно придут деньги со вменяемой комиссией.
Не говори издателю ни слова по-русски
До 2022-го разработчик с российским юрлицом легко заходил в международные издательства. Хипстеры из Devolver охотно издали нашу Loop Hero, а любители пукать в лицо из Ubisoft – московскую Heroes of Might and Magic V. Теперь западные бизнесмены даже не посмотрят на команду с российской регистрацией. Все же прямое сотрудничество с нашим рынком несет репутационные риски и вообще с трудом осуществимо.
Дело в том, что издатель не только инвестирует, помогает с рекламой и дает дельные советы. Еще издатель получает на свой счет все выплаты от Steam и потом переводит их автору игры. Но как выполнить перевод в Россию? Для западной компании это испытание, с которым страшно связываться.
Были случаи, когда издатель отказывал российскому разработчику даже с иностранным юрлицом. Например, американскому издателю понравилась стратегия Anoxia Station от ростовчанина Якова Бутузова. Менеджер пообещал: «Открой новое юрлицо, и мы подпишем договор». Яков взял кредит, поехал в Армению и выполнил требование. И ужаснулся, когда издатель в последний момент испугался и отказал. Получается, гонениям подвергаются даже разработчики с иностранной компанией, чего говорить о тех, кто остался с нашим юрлицом.
Якову все же повезло: он нашел испанского издателя, которого не волновал российский паспорт. Но для других издателей происхождение может стать проблемой. Вероятно, именно поэтому разработчики условной Quarantine Zone не пишут на сайте, что они из России. Студия ищет издателя и хочет снизить риски. Потому что разработка для них – не просто любимое дело, но еще и ответственность перед сотрудниками и их семьями.
📌 «Ради издателя взял кредит. Меня кинули». Безумные истории о жизни разработчика игр
Международные издатели, которые напрямую работают с Россией, все же существуют. Например, компания HeroCraft, выпустившая Warhammer 40,000: Space Wolf и Revival: Recolonization. У издателя есть российское юрлицо, с него идут выплаты нашим ООО и ИП.
В чем секрет HeroCraft? В том, что компания основана в Калининграде, понимает трудности местного рынка и ведет на нем активную деятельность. Скауты следят за перспективными новинками и посещают тематические мероприятия. В результате многие игры в портфолио HeroCraft – от российских команд.
Проблема в том, что издателей вроде HeroCraft – единицы. И не факт, что им понравится ваша игра. Поэтому российское юрлицо – серьезное ограничение, которое отрубает многие возможности.
Продавать игры только на российскую аудиторию бессмысленно
Кто-нибудь скажет: «Зачем идти в Steam, когда есть VK Play? Там иностранное юрлицо не требуется!» Само наличие цифрового магазина, где игру можно купить с любой карты, – безусловное благо. Но пока VK Play недостаточно популярен, чтобы закрыть потребности разработчика.
Взять пример «Русов против Ящеров», игры по локальному мему. В Steam продано 670 тысяч копий. В VK Play, где экшен еще и стоил дешевле, – 7 тысяч копий. Это показывает: фокусироваться на российском цифровом магазине – наивно.
VK Play идеален разве что для игр вроде «Смуты». Разработчики получили государственные деньги и об окупаемости не переживали. Поэтому вышли исключительно в VK Play и, судя по анонсу продолжения, считают игру успехом. Но командам, которые нацелены именно на продажи, критически важно выходить в Steam. А значит и открывать иностранное юрлицо.
Разработчики были бы рады не менять юрлицо, но не могут
Я много общаюсь с российскими разработчиками и точно знаю: условный Яков Бутузов охотно бы сидел дома и спокойно разрабатывал замечательную Anoxia Station. Но реалии 2025-го вынудили его ехать в Армению и открывать иностранное юрлицо. Потому что Бутузов нуждался в поддержке издателя. Потому что хотел продавать игру в Steam. Винить за это Якова и других разработчиков, которые выбрали игры профессией и главной страстью, – как минимум нечестно.
Делать игры и в спокойные времена сложно. С высокой вероятностью вы потратите годы, а в результате не заработаете и тысячи долларов. Разработчики все равно соглашаются на эту авантюру. Игры для них – не просто способ заработка, это их мечта. Стоит ли отказываться от мечты, если ради нее нужно открыть юрлицо в другой стране и убрать с сайта упоминание России? И делает ли это разработчиков менее «нашими»? Не думаю.
* * *
Наши игры снова покоряют Steam Next Fest. Вот 9 главных хитов «Всем плевать на место твоего рождения, если делаешь классную игру». Разработчики из России в топе Steam The Alters – не игра, а искусство. Я не заслужил писать о ней обзор