Она долго не говорила любимому человеку, что работает в цирке, а когда призналась, привела его в настоящий восторг. Сама себя она предпочитает называть себя не клоунессой, а комической актрисой, и постоянно совершенствует свой персонаж – смешную и обаятельную «Оксану Нескладную».
Клоун, дай пять!
Погружение Ксении в мир искусства началось в родном Нижнем Новгороде, это был маленький театр «Вера». В студии при нем дети занимались театральным мастерством, сценическим движением, пантомимой. Потом было театральное училище имени Евгения Евстигнеева, кукольное отделение и… сразу цирк!
Ксения начала карьеру в цирке в дуэте “Тэт-а-Тэт”, где и узнала о “циркоустройстве” – что у каждого клоуна обязательно должно быть свой репертуар, минимум пять реприз, и что со зрителем нужно "разговаривать" с помощью цирковых жанров. Таковы «условия игры».
Без режиссера репертуар создать можно, но сложно. Поэтому Ксения выбрала самый логичный путь. В 2011 году она пришла в Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского, где началось ее сотрудничество с режиссером Андреем Шарниным. Примерно через год «родилась» Оксана Нескладная, персонаж, в образе которого начала выступать Ксения Зубова.
Оксана Нескладная
Не клоун или клоунесса, а комическая актриса “Оксана Нескладная”, – такую формулировку Ксения Зубова считает самой подходящей для созданного вместе с режиссером Андреем Шарниным персонажа. В каждой репризе она предстает в новом образе – голова, например, остается узнаваемой, а одежда, аксессуары меняются, рассказывается новая история.
«Безусловно, мои репризы украшены элементами акробатики, жонглированием, вращением хула-хупов и другими традиционными цирковыми жанрами. Однако самое главное – неповторимые сюжетные линии, в которые погружается моя героиня. Всю свою творческую жизнь я совершенствую каждый номер, ведь мир постоянно обновляется, возникают новые впечатления, особенно когда приезжаешь в другую страну на гастроли. Тогда приходится искать аналоги привычным вещам, подбирать точные слова и выразительные жесты».
Заканчиваем и продолжаем!
Пять лет назад Ксения почувствовала потребность в новом творческом движении, возможности самостоятельно создавать яркие события. Возникла мысль завершить карьеру артиста и заняться административной деятельностью в цирке – она получила высшее образование по менеджменту. Теперь у нее есть необходимые знания, и, конечно, есть кем вдохновляться
«Практически в каждой стране есть люди, которые живут цирком, и каждый из них прошел свой путь. Сначала они просто собирая группу артистов и проводили мероприятия на сцене парка. Потом создавали цирки шапито и тематические спектакли. Этого было мало, и они ездили на международные цирковые фестивали, набирались опыта, знакомились с лучшими режиссерами и артистами цирка и, наконец, становились членами жюри этих фестивалей. А потом набирали международные программы, знакомили зрителей с культурой различных стран. Что может быть ещё более захватывающим и обогащающим, чем культурный обмен в ярком мире циркового искусства?!», – говорит Ксения.
На Цветной бульвар!
В тот самый момент, когда Ксения решила закончить карьеру клоуна, поступило «очень-очень заманчивое предложение, от которого было сложно отказаться».
«Я подумала: «Почему бы и нет? Здорово! Я мечтала поработать в цирке Никулина на Цветном бульваре, там очень любят клоунов, цирк там камерный и тем прекрасен для диалога клоуна и зрителя».
Ксения начала работать в проекте «Матрёшка», который стал чрезвычайно успешным, его даже продлили до марта 2025-го, после того как он шел целый год. Это было настоящее погружение в глубины русской культуры, которую артисты узнали с новых сторон. Чувствуете, как это близко татарскому национальному спектаклю-фэнтези «Мирас» в Казанском цирке? В проекте Ксения работала в компании коллег Анатолия Акулова, Сергея Просвирнина и его внука Андрея.
Такие непредсказуемые зрители
Взаимодействие, импровизация со зрителями, – самая эффектная часть реприз Ксении. Конечно, она подходит только к тем, кто к этому готов. Если человек «закрывается», отворачивается, лучше его не трогать. Клоунесса приглашает из зала только мужчин, так как в своих репризах рассказывает о женщине её чувствах, переживаниях. Хотя по словам Ксении, импровизации с дамами-зрительницами не исключены в будущем.
«Если в репризах участвуют зрители, всегда может произойти что-то непредсказуемое. Моя любимая история о том, как в репризе, где я ищу Батыра, на манеж вышел обычный зритель, и когда по сюжету появилась «злая колдунья», он взял ее за руку и через голову – раз! – перекинул. В секунду! Слава богу, манеж мягкий – зал охнул и рассмеялся. Но больше всех смеялись свои, потому что они понимали, что ассистент у меня не маленький мальчик, а под два метра детина, и такого легко и быстро перевернуть нужно суметь», – рассказывает Ксения.
Легкая нелегкая профессия
Трагикомичная ситуация произошла с Ксенией, когда во время репризы она порвала ахиллово сухожилие и продолжила репризу, прыгая на одной ноге. К ней подошел униформист, который по ходу действия должен был поднести реквизит, и спросил, что случилось с ногой. При этом рядом находился зритель из зала, который вошёл в ситуацию, артистично подыграл, и реприза была успешно исполнена до самого финала. Публика была в восторге и не обратила особого внимания на травму. Когда свет погас, Ксению подхватили под руки и унесли за кулисы – это была финальная реприза для неё в этом году.
«Так бывает, когда очень долго и активно прыгаешь, ахилл может не выдержать. Врач мне сказал: «Вы его рвали очень много лет подряд». Я думаю: «Ну как же так-то? Я же не акробат. Почему это произошло?», – рассказывает Ксения.
Потом пришлось долго восстанавливаться, зато был получен опыт – учиться слушать своё тело. Вот такая опасная работа у клоунов!
Не цирковая половинка
Со своим супругом Сергеем Ксения познакомилась пять лет назад во времена ковида – они случайно встретились около магазинчика, рядом с которым жили, а потом стали ходить в гости друг другу. Вместе «убегали» от Росгвардии на самокатах, Сергей помогал выбирать модель самоката, когда в связи с пандемией и карантином были отменены цирковые гастроли.
«Муж не цирковой, и он говорит: “Ты знаешь, так классно, что люди сразу становятся счастливыми от результата твоей работы! Такое возможно только в искусстве!", – делится Ксения.
Влюбившись в Ксению, Сергей вдохновился цирком, и у него появилось хобби – жонгляж. Он включил его в свои выступления в качестве спикера, и в компании, где он работает, это имеет большой успех. Также Сергей создавал проект “Доктор Че”, посвящённый технологиям творческого безумия, искусственного интеллекта и циркового искусства, его можно послушать в сервисе Яндекс Музыка.
Муж – лучший зритель Ксении и настоящий «отдел качества», на нем очень удобно тестировать шутки. Бывает, что некоторые не проходят, но в основном он смеется над ними от души.
«Я не сразу рассказала ему, что я клоунесса, потому что не все готовы сразу это нормально воспринимать. Говорила, что актриса. Но когда он узнал, сказал: «Это так классно! Я горжусь, что моя девушка – великая клоунесса». Я, конечно, ответила, что он мне льстит, на что получила ответ: «Ты мне нравишься, я посмотрел твою работу, мне было действительно смешно. Я считаю, что ты молодец!», – рассказывает Ксения.
Сергей сделал Ксении предложение на фестивале "Принцесса российского цирка", где она получила бронзовую корону.
Вдохновляться и придумывать новое
Как придумываются клоунские «фишки»? «Они приходят из самой жизни, а вдохновляет и наполняет культура», – говорит Ксения. Достаточно вспомнить эпизоды Фаины Раневской или находки прекрасных советских клоунов, того же Олега Попова.
«Ты не берёшь у них то, что они придумали, а просто этим напитываешься, а потом рождается что-то твое. Например, знаменитый Май – у него есть свой «звучок» появления, «Ай-ай-ай!». А ты придумываешь какой-то свой», – рассказывает Ксения.
У нее нет кумиров, но есть артисты, которые ей нравятся – «очень классный» клоун и актер кино Андрей Жигалов, «гениальные» актрисы из театра «Лицедеев».
«Я вам спою еще на бис»
Ксении с самого детства нравилось выступать, быть на сцене. Вместе с двоюродной сестрой Еленой они показывали концерты для родственников, собиравшихся на праздники у бабушки с дедушкой. Коронным номером была любимая песня деда «Я в весеннем лесу пил березовый сок».
В проекте «Матрешка» Ксения тоже начала петь – выходила в начале программы с песней «Вдоль по Питерской» вместе с оркестром, после номера эквилибристки Марии Сарач исполняла романс «Не уходи». Ксения занимается вокалом с педагогом – так что все серьезно.
Еще одно увлечение Ксении, которое немало помогает в работе – это комическая импровизация, которой она специально пошла учиться. Этот жанр чем-то похож на стендап, но читается не заготовленный текст, а происходит живая импровизация от ситуации, «здесь и сейчас». Главная цель – чтобы зрители смеялись.
«Я поняла, что это не только приятное развлечение, но и очень хорошее повышение квалификации и тренинг перед работой, когда нужно быть в хорошем рабочем состоянии. Можно делать такие упражнения, и ты всегда будешь «разогрет», – рассказывает Ксения.
И это еще не все, на что хватает у Ксении времени. В рамках социальных проектов она организует бесплатные мастер-классы в парках Москвы по жонглированию и хула-хупам. Просто для того, чтобы увлечь этим людей, популяризовать цирк, рассказать о том, что этим искусством можно зарабатывать.
Цирк по-татарски
Ксения родом из Нижнего Новгорода, где живет очень много татар. Хотя представители нашего народа были и среди ее друзей, она не так много знала о культуре и традициях Татарстана.
Все изменилось, когда началась подготовка к первому национальному цирковому спектаклю-фэнтези «Мирас».
«Я ходила на спектакли татарских драматургов в театрах Уфы и Казани. Мой плейлист в Яндекс Музыке стал полностью состоять из татарских песен. Была поставлена задача, что я буду петь частушки на татарском языке – и вот так я привыкала к мелодике речи».
У Ксении даже появились любимые песни – «Уфтанма», «Эпипэ» и, конечно же, финальная «Туган Як», на которой все артисты за кулисами в финале спектакля поют и танцуют – просто, потому что нравится!
«Я считаю, что многие современные татарские группы и исполнители не хуже, чем Мисси Эллиот. В «Мирас» в моей репризе звучит классная версия песни Рики Мартина «Go, go, go! Ole, ole, ole!», для неё были написаны стихи на татарском языке «Та-тар-лар! Оле-оле-оле!». Мне очень нравится – энергетика и голос певца Максуда Юлдашева, и как тепло реагирует зритель в зале на этот хит», – рассказывает Ксения.
Когда вместе с режиссером клоунады «Мираса» Андреем Шарниным Ксения искала образ для татарского комического женского персонажа, стало понятно – это сваха! По сюжету она весело со всеми проводит время и завлекает в свои истории.
Ксения много лет сотрудничает с Андреем Шарниным, они понимают друг друга с полуслова, так что никаких проблем в работе не возникла. Вся постановочная группа, признается Ксения, делает максимум, чтобы получился шедевр.
«Очень комфортно работать с главным режиссером Женей Шевцовым, ты видишь, что каждый выход артиста становится настоящим произведением, и он за это отвечает. При этом он не “тиран-режиссер”, он не говорит, что делать нужно «только так и больше никак», Женя открыт для диалога, и можно предложить свои идеи», - рассказывает Ксения.
Увидеть Ксению Зубову вы можете этим летом в первом татарском национальном спектакле-фэнтези «Мирас» в Казанском цирке.