Найти в Дзене

Джотто в Падуе: Капелла Скровеньи, часть 3.

Оглавление

Всем привет!
Продолжаем изучать Джотто и его работу в Капелле Скровеньи (
часть 1, часть 2).

План росписей:

Мы уже просмотрели три верхние регистра и страшный суд. Осталось только проанализировать изображения Добродетелей и Пороков, расположенных в дополнительном, четвертом регистре.

Их расположение очень хорошо продумано. Всего изображено 7 Добродетелей и 7 смертных грехов. Добродетели - справа (если мы стоим лицом к алтарю и к апсиде), грехи - слева. Интересная деталь - они зеркально отражают друг друга, например, напротив Благоразумия изображена Глупость.

Все олицетворения располагаются между "мраморными" панелями и сопровождаются надписью на Латыни. Что интересно - фигуры выполнены в технике гризайль (монохромно) - этот прием Джотто использовал одним из первых в истории западного искусства.

Правая сторона

40. Благоразумие

Олицетворяет достоинство человеческого разума - зрелая дама, работающая перед раскрытой книгой. Иногда в прическе женщины исследователи находят лицо бородатого мужчины - как намек на возможное двуличие знаний

-2

41. Стойкость

Женщина атлетического сложения в военном обмундировании, облаченная в львиную шкуру - символ доблести и отваги

-3

42. Воздержание

Фигура спокойна и уравновешенна, держит в руке меч в ножнах

-4

43. Справедливость/Правосудие

Считается центральной среди композиций (и фактически расположена по середине среди Добродетелей). Изображена на символическом троне, лицо ее схоже с лицом, которое Джотто рисует Мадонне. В руках - чаши весов с символами войны и мира.

-5

44. Вера

Торжественная фигура с крестом и свитком

-6

45. Милосердие

Молодая девушка принимает Божьи дары, чтобы дальше раздать их нуждающимся

-7

46. Надежда

Тоже молодая девушка с кротким лицом, окрыленная, простирает руки к короне, которая будет ей наградой - надежда оправдается

-8

Левая сторона

47. Отчаяние

Тело повесившейся женщины, и демон летит забрать ее душу (по другой версии - он ее уже покидает, сделав свое дело)

-9

48. Зависть

Фигура, кусающая сама себя - одно из моих любимых изображений в этом цикле

-10

49. Неверие

Фигуру будто ведет за поводок некий идол - символ отступления от истинной (для христианской традиции) веры

-11

50. Несправедливость

В середине грехов, напротив Справедливости.

Копье в руке, резкий угловатый профиль, грозная поза. Сцены грабежа и насилия - последствия несправделивости

-12

51. Гнев

Фигура разрывает одежду на груди - достаточно часто в Средневековой традиции этот порок изображается именно так

-13

Мы уже видели подобное изображение гнева у Джотто в сцене из цикла Жизни Христа (Каиафа справа):

-14

52. Непостоянство

Очень нестабильная фигура прекрасно противопоставляется стойкости

-15

53. Глупость

Противоположно Благоразумию изображена Глупость в виде пухлого юноши в наряде шута.

-16

Помимо всего прочего, для этой Капеллы Джотто выполнил Распятие:

-17
Обратная сторона была в контакте со стеной, из-за чего сильно пострадала
Обратная сторона была в контакте со стеной, из-за чего сильно пострадала

Изначально Крест располагался над алтарем, поддерживаемый специальными веревками. Сейчас же он находится в Музее Эремитани (как и изображение Бога-Отца) - его переместили в целях лучшей сохранности:

-19

Это Распятие часто сравнивают с распятиями Чимабуэ и Джунты Пизано:

Джунта Пизано
Джунта Пизано
Чимабуэ
Чимабуэ

Сравнение проводится и с другими распятиями Джотто, в частности - из церкви Сан Франческо в Римини:

-22

И с более ранней работой для Санта-Мария-Новелла во Флоренции:

1290
1290

На этом про Джотто пока все. Что вам больше понравилось?