Всем привет!
Продолжаем изучать Джотто и его работу в Капелле Скровеньи (часть 1, часть 2).
План росписей:
Мы уже просмотрели три верхние регистра и страшный суд. Осталось только проанализировать изображения Добродетелей и Пороков, расположенных в дополнительном, четвертом регистре.
Их расположение очень хорошо продумано. Всего изображено 7 Добродетелей и 7 смертных грехов. Добродетели - справа (если мы стоим лицом к алтарю и к апсиде), грехи - слева. Интересная деталь - они зеркально отражают друг друга, например, напротив Благоразумия изображена Глупость.
Все олицетворения располагаются между "мраморными" панелями и сопровождаются надписью на Латыни. Что интересно - фигуры выполнены в технике гризайль (монохромно) - этот прием Джотто использовал одним из первых в истории западного искусства.
Правая сторона
40. Благоразумие
Олицетворяет достоинство человеческого разума - зрелая дама, работающая перед раскрытой книгой. Иногда в прическе женщины исследователи находят лицо бородатого мужчины - как намек на возможное двуличие знаний
41. Стойкость
Женщина атлетического сложения в военном обмундировании, облаченная в львиную шкуру - символ доблести и отваги
42. Воздержание
Фигура спокойна и уравновешенна, держит в руке меч в ножнах
43. Справедливость/Правосудие
Считается центральной среди композиций (и фактически расположена по середине среди Добродетелей). Изображена на символическом троне, лицо ее схоже с лицом, которое Джотто рисует Мадонне. В руках - чаши весов с символами войны и мира.
44. Вера
Торжественная фигура с крестом и свитком
45. Милосердие
Молодая девушка принимает Божьи дары, чтобы дальше раздать их нуждающимся
46. Надежда
Тоже молодая девушка с кротким лицом, окрыленная, простирает руки к короне, которая будет ей наградой - надежда оправдается
Левая сторона
47. Отчаяние
Тело повесившейся женщины, и демон летит забрать ее душу (по другой версии - он ее уже покидает, сделав свое дело)
48. Зависть
Фигура, кусающая сама себя - одно из моих любимых изображений в этом цикле
49. Неверие
Фигуру будто ведет за поводок некий идол - символ отступления от истинной (для христианской традиции) веры
50. Несправедливость
В середине грехов, напротив Справедливости.
Копье в руке, резкий угловатый профиль, грозная поза. Сцены грабежа и насилия - последствия несправделивости
51. Гнев
Фигура разрывает одежду на груди - достаточно часто в Средневековой традиции этот порок изображается именно так
Мы уже видели подобное изображение гнева у Джотто в сцене из цикла Жизни Христа (Каиафа справа):
52. Непостоянство
Очень нестабильная фигура прекрасно противопоставляется стойкости
53. Глупость
Противоположно Благоразумию изображена Глупость в виде пухлого юноши в наряде шута.
Помимо всего прочего, для этой Капеллы Джотто выполнил Распятие:
Изначально Крест располагался над алтарем, поддерживаемый специальными веревками. Сейчас же он находится в Музее Эремитани (как и изображение Бога-Отца) - его переместили в целях лучшей сохранности:
Это Распятие часто сравнивают с распятиями Чимабуэ и Джунты Пизано:
Сравнение проводится и с другими распятиями Джотто, в частности - из церкви Сан Франческо в Римини:
И с более ранней работой для Санта-Мария-Новелла во Флоренции:
На этом про Джотто пока все. Что вам больше понравилось?