После ухода большинства привычных всем нам марок авто китайцы просто захватили рынок. Их так много на дорогах, что почти не видно других марок. Они, безусловно, красивы, отлично оснащены, а по цене так вообще дают фору своим конкурентам. Казалось бы, а что не так? Но есть 1 момент, про который почему-то не говорят при покупке: Новые китайцы очень быстро теряют в цене.
Буквально за год можно потерять более полумиллиона просто потому, что машина б/у. Почему же так происходит? И почему даже с небольшим пробегом тяжело продать, казалось бы, новую машину?
Слишком много предложений — рынок перенасыщен
Сегодня только в одном автосалоне могут стоять модели от разных брендов, и в каждом классе по 2–3 модели, которые по большей части ничем не отличаются друг от друга, но зато прекрасно конкурируют между собой.
Спрос не успевает за предложением. Люди выбирают авто долго и тщательно, а на вторичке вообще ничего не понимают: почему одинаковые машины одного года стоят 2,2 млн и 1,6 млн?
Когда выбор слишком большой, то цены падают сами по себе, а если ты захочешь продать своего китайца, то надо будет очень сильно занизить цену, чтобы на тебя хотя бы посмотрели.
Реальный пример: В июне 2024 года на «Авито» можно было найти больше 1 200 объявлений с Chery Tiggo 7 Pro по всей России. А спрос на них — в разы ниже, чем на ту же Toyota или даже Skoda с пробегом.
Низкий уровень доверия к бренду
Китайские бренды пока ещё воспринимаются в России с настороженностью. Да, они яркие, современные, нафаршированы, но доверие и репутация — вещи, которые не купишь. Покупатель думает не только о том, как ездить, но и о том, как потом продавать. И вот здесь начинаются сомнения.
На вторичке покупатель с опаской смотрит на китайские авто, даже если они почти новые. Он боится переплачивать. Поэтому и торгуется жёстко — а продавец вынужден сбрасывать цену ниже рынка, чтобы продать быстрее.
Слабый рынок б/у и отсутствие поддержки от брендов
У каждого автомобильного бренда со временем формируется вторичный рынок: стабильные цены, понятный спрос, удобные схемы продажи. У китайских марок этого пока нет — рынок б/у только зарождается, и продавать такие машины сложнее, чем кажется.
Когда ты продаёшь, например, Toyota или даже Renault, покупатель знает:
- есть сервис,
- есть разборки,
- есть сотни мастеров,
- и самое главное — есть спрос.
У китайцев всё иначе: даже если автомобиль надёжный, у покупателя сразу возникают вопросы:
- Где обслуживать?
- Какие цены на запчасти?
- Кто купит у меня его потом?
У дилеров — выгоды, у владельцев — проблемы
Многие китайские бренды хорошо представлены в новых продажах: салоны, акции, бонусы, трейд-ин. Но когда дело доходит до вторички, поддержка исчезает.
Нет гарантированных схем выкупа, нет «обратного входа» в официальную сеть. Всё ложится на плечи владельца: сам подавай объявления, сам торгуйся, сам убеждай, что машина надёжная и прочее.
Я считаю, что китайский автопром идёт в правильную сторону, но пока не выстроится экосистема — от сервиса до выкупа, от гарантий до запчастей — цена на вторичке будет проседать. И это нужно учитывать ещё до покупки.
Когда покупка китайца оправдана?
Несмотря на быструю потерю стоимости, покупка нового китайского автомобиля всё-таки может быть выгодной — при определённых условиях.
Тем, кто берёт в лизинг или по корпоративной программе
Многие китайские бренды сейчас активно предлагают выгодные условия на лизинг: первый взнос низкий, ставки мягкие, иногда даже с выкупом по остаточной стоимости. В таких схемах вопрос перепродажи вообще не стоит — через 2–3 года машина возвращается дилеру или меняется на новую.
Тем, кто берёт авто «в долгую» — ездить до упора
Если ты не планируешь продавать машину через год-два, а хочешь ездить минимум 5–7 лет, то потеря стоимости тебя не волнует. Главное, чтобы машина была надежной и комфортной.
Вывод: стоит ли брать китайца новым?
Я не против китайских машин. Наоборот — они действительно сделали огромный шаг вперёд. Сейчас за те же деньги, что раньше давали тебе пустую "японку", ты получаешь кожаный салон, камеры, адаптивный круиз, медиа с голосовым управлением. Всё выглядит красиво, работает неплохо, и в целом — ощущается как «на уровне».