В эпоху застоя на советской эстраде блистало немало талантливых исполнителей. Некоторые из них пользовались особой симпатией генсека Леонида Брежнева. Этим вокальным «фаворитам» вождя было позволено многое… Но не все!
Советский лидер обожал кинематограф – на его даче даже оборудовали специальный кинозал. Рональда Рейгана, например, он впервые узнал именно как актера, а не как политика. А еще генсек любил послушать хорошую, красивую песню. Из певцов он отдавал предпочтение романтичным южанам – Николаю Сличенко и Муслиму Магомаеву. Зато женщины – Александра Стрельченко и Людмила Зыкина – покорили сердце вождя задушевной русской песней.
За цыганской звездой
Николая Сличенко – актера, певца, художественного руководителя театра «Ромэн» - называют самым знаменитым советским цыганом эпохи застоя. Широкая известность пришла к актеру в 1958 году после выхода на экраны картины советско-югославского производства «Олеко Дундич». А в 1967 году ему удалось сыграть в музыкальной комедии «Свадьба в Малиновке» роль красного кавалерийского командира.
Его великолепный голос приводил в волнение слушателей всего мира. Перед обаянием артиста не устоял и Леонид Брежнев. Услышав однажды, он стал горячим поклонником «цыганского соловья» навсегда. Именно поэтому советское телевизионное начальство требовало, чтобы песни Сличенко всегда были в эфире.
Став знаменитостью, Сличенко нередко выезжал на гастроли за рубеж. И там его любили не меньше, чем в СССР. Певица Галина Вишневская рассказывала, что даже знаменитые оперные певцы, узнав о приезде Сличенко, заблаговременно бронировали билеты, чтобы услышать песни в исполнении настоящего цыгана. В 1981 году Николаю Алексеевичу присвоили звание Народного артиста СССР.
Увы, на склоне лет Брежнев охладел к своему любимцу. Связано это было с обстоятельствами семейной жизни генсека. В декабре 1981 года в Москве в знаменитой высотке на Котельнической набережной ограбили квартиру народной артистки СССР Ирины Бугримовой. Часть похищенных драгоценностей обнаружили во время досмотра в «Шереметьево» у некого господина, летевшего в ФРГ. На допросе он признался, что на квартиру артистки его навел выходец из театра «Ромэн», цыган Борис Буряце. Но главная интрига заключалась в том, что Борис оказался любовником Галины Брежневой, дочери генсека.
Когда Леонид Ильич узнал, в каком скандале оказалась его сумасбродная дочь, он пришел в ярость. Бориса Буряце приговорили к семи годам тюремного заключения. А театр под руководством Николая Сличенко стал в глазах Брежнева рассадником преступников и авантюристов.
Впрочем, опала главного цыгана страны продолжалась недолго. В ноябре 1982 года генсек скончался, после чего Николай Алексеевич сразу восстановил свой пошатнувшийся звездный статус.
Советский Фрэнк Синатра
Еще одним любимцем Брежнева был уроженец Азербайджана Муслим Магомаев. Кроме прекрасной техники, артист обладал импозантной внешностью и благородными манерами. Элегантный, красивый, с царственной осанкой, он при появлении на эстраде моментально завладевал вниманием зала. О женщинах и говорить не приходится – влюблялись мгновенно.
Популярность Магомаева в СССР била все рекорды. Он колесил по стране с концертами, собирал стадионы. Пластинки с его песнями выходили миллионными тиражами и раскупались мгновенно, его голос лился из всех радиоприемников Союза. Без участия Магомаева не обходился ни один «Голубой огонек», а также правительственные концерты. И при этом Магомаев не исполнил ни одной песни про партию или комсомол. Он тщательно относился к выбору репертуара. Все поражались: нет ни одной проходной мелодии. Каждая – шлягер!
Певцу разрешали выезд за границу – в том числе в капиталистические страны. Он был тем золотым тельцом, который приносил казне СССР многомиллионную прибыль. Говорили, что Министерство культуры запрещало Магомаеву подписывать контракты с известными заграничными оперными театрами.
«Он нам самим нужен!» - таковым был ответ на все иностранные запросы.
Однажды певец побывал на гастролях во Франции, после чего директор парижского театра «Олимпия» предложил артисту обратиться к местным властям с просьбой о политическом убежище на Западе. Его уверяли: он станет вторым Фрэнком Синатрой с настоящей мировой славой. Но Муслим это сделать не мог: его связывали почти родственные отношения с руководителем Азербайджана Гейдаром Алиевым. Побег певца стал бы для него настоящим ударом.
Певец олицетворял собой тот редкий случай, когда народная любовь совпала с благосклонностью властей. Магомаев получил все существующие награды, в том числе звание Народного артиста (в возрасте 31 года!)
При этом звездной болезни от собственного величия у него не появилось, певец не устраивал пьяных дебошей на гастролях, не капризничал и не обижался. При этом – звучит удивительно! – чувствовал себя так до конца и не реализовавшимся артистом.
Бриллианты навсегда
Возможно, на контрасте с южной экзотикой (Сличенко и Магомаевым) генсеку очень нравился «истинно русский» женский вокал. Особенно Брежнев выделял двух исполнительниц – Александру Стрельченко и Людмилу Зыкину.
Стрельченко включали во все правительственные концерты. Поведение Александры Ильиничны в быту и в жизни было безупречным. Возможно, к этому побуждал ее брак с генералом КГБ. Приходилось соблюдать приличия. Сдержанная певица пользовалась неизменной симпатией вождя.
Отношение к Людмиле Зыкиной со стороны генсека не было таким безоблачным, как к Стрельченко. Всему виной - любвеобильный нрав артистки. Нет, Брежнев не имел никаких скабрезных видов на певицу. На арену выступала не бытовая, а «политическая» ревность.
В 1970-х годах в СССР пошли слухи о романе Людмилы Зыкиной и Председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина. Надо сказать, Брежнев опасался грамотного и амбициозного премьера – не исключалось, что Косыгин может сместить его с кремлевского трона. Под подозрения автоматически попадали и те, кто чересчур близко сходился с его соперником.
Кроме того, Людмиле Зыкиной приписывали романы и с другими высокопоставленными лицами СССР, а также с зарубежными лидерами. В их число входили лидер Югославии Иосип Броз Тито и глава КНДР Ким Чен Ир. Подозрительному Брежневу такая бурная деятельность певицы была не по нраву. Но раз за разом он прощал «виновницу» благодаря ее таланту.
Пользуясь благосклонностью вождя, Зыкина ни в чем себе не отказывала. Щедрые гонорары позволили ей собрать уникальную коллекцию бриллиантов. Певица отлично разбиралась в камушках и предпочитала украшения с историей. В народе даже ходили слухи, что Зыкина состояла в так называемой «бриллиантовой мафии».
Любимица Брежнева, можно сказать, сорила драгоценными камнями. На каком-нибудь приеме она могла подойти к незнакомому молодому человеку, который ей понравился, достать из сумочки дорогой перстень и подарить его просто так, на память.
Подобное поведение привело к тому, что Леонид Ильич запретил принимать певицу в члены КПСС. Ее заявление о вступлении в партию вернули обратно с пометкой – «отказано по причине моральной неустойчивости».
Спасибо, что дочитали статью! Всем Добра и Удачи!