Найти в Дзене

Пакт Рериха

Г. Шклявер. Gand artistique. Париж. 1931. № 10–11. С. 180 (перевод с фр.)

Музей Рериха в Париже
1930-е
фотобумага, фотопечать                                                                                                                          из собрания Музея-института семьи Рерихов
Музей Рериха в Париже 1930-е фотобумага, фотопечать из собрания Музея-института семьи Рерихов

Николай Рерих

Предисловие
От редакции
Художники, созидающие жизнь
Николай Рерих
Николай Рерих
Эстер Ван Лоо
Николай Рерих. Историк первобытного общества, археолог, этнограф
М. де Во-Фалипо
Мысли Николая Рериха
Николай Рерих и Мир
Марк Шено
Пакт Рериха
Георгий Шклявер
Урусвати – Гималайский научно-кий институт Музея Николая Рериха
М. де Во-Фалипо

Пакт Рериха

В мире, где четыре страшных года царило разрушение и где на смену великим потрясениям пришёл необузданный материализм, суждено было человеку,
преданному истинной Культуре, обладающему высоким духом и неоспоримой харизмой Вождя – Николаю Рериху – призвать общество на защиту высших благ, которые составляют наследие всего человечества.

Человек, пробудивший всемирную совесть, Вождь, который сумел повести за
собой легион «восторженных идеалистов», как он сам их называл, и ведёт их притом с глубоким пониманием действительности, – это Николай Рерих, великий Художник, Гималайский Мыслитель, имя которого знают и любят и толпы Нью-Йорка, и ламы далёких монастырей Тибета.

Поднимая знамя в защиту сокровищ человеческого Духа, Николай Рерих
был верен своему девизу – объединить всех людей культом Красоты и Знания;
он провозгласил крестовый поход за охрану памятников и творений Прошлого,
сияние которых освещает дороги Будущего, ибо эволюция едина и непрерывна,
Искусство и мысль завтрашнего дня будут опираться на достижения сегодняшнего и вчерашнего; в этом солидарны все народы мира.

Профессор С.И. Метальников, Г.Г. Шклявер и другие в комнате "В" французской ассоциации Николая Рериха
1930-е
фотобумага, фотопечать                                                                                                                          из собрания Музея-института семьи Рерихов
Профессор С.И. Метальников, Г.Г. Шклявер и другие в комнате "В" французской ассоциации Николая Рериха 1930-е фотобумага, фотопечать из собрания Музея-института семьи Рерихов

С 1904 года, живя в России, Николай Рерих продвигал идею организованной
охраны памятников и произведений искусства. И какие бы препятствия ни возникали на пути его замыслов, он не отступался от них никогда. Так что посеянное в 1904 году зерно не пропало даром.

В 1914 году, когда разыгралась мировая трагедия, Рерих представил Великому Князю Николаю Николаевичу, Главнокомандующему российскими войсками,
доклад об охране исторических памятников на театре военных действий. В 1929 году, пятнадцать лет спустя, он сформулировал свою идею в новых посланиях,
обращённых к американскому народу, всегда готовому откликнуться на любую
благородную и ясную идею. Но, конечно, Николай Рерих не мог оставить свой
проект на стадии благих намерений. Его ум, который представляет собой столь
необычайный синтез художественного гения и научных знаний, сразу же выявил в законодательстве установления, которые позволяют внедрить защиту Красоты в правила международного общежития.

Летом 1929 года великий Мастер оказал нам огромную честь, доверив составление предварительного проекта Пакта, того самого Пакта Рериха, который, наряду с именем его выдающегося инициатора, должен был получить признание в Америке, Европе, Азии, по всему миру…

Пакт Рериха является, по сути, одним из редких международных проектов
или «планов», которые встречают деятельное сочувствие во всех странах земного шара и у всех партий. В поддержку идеи Николая Рериха пришли тысячи посланий от людей из всех слоёв общества и всех стран.

Целью Пакта Рериха является защита храмов, исторических памятников, научных и художественных учреждений от любого разрушения воюющими сторонами. Эти памятники и учреждения, включённые ещё в мирное время в специальный перечень либо в Лиге Наций, либо в Секретариате Постоянной палаты международного правосудия, смогут водрузить флаг с особым символом (амарантовая окружность и три круга того же цвета на белом фоне), который имеет тот же статус и ту же силу, что и флаг Красного Креста. В случае нарушения условий Пакта, комиссии по расследованию, сформированной в соответствии с международным правом, поручается составить отчёт, который впоследствии публикуется; таким образом, высшей санкцией становится вмешательство общественного мнения. Важно отметить, что статья IV проекта Пакта содержит положение, согласно которому каждая из подписавших его сторон заявляет о своём намерении обеспечить с помощью соответствующих законодательных мер более надёжную защиту различных национальных или зарубежных художественных и научных учреждений на территориях стран-участников договора. Эта статья даёт представление об истинных масштабах Пакта Рериха, который стремится не только защищать памятники искусства во время войны, но и упрочивать уважение ко всему, что создал человеческий гений.

Пакт Рериха, как шаг, узаконивающий преклонение перед искусством и наукой, должен также действовать и в мирное время, побуждая правительства и народы принимать эффективные меры по охране своего культурного наследия.

С юридической точки зрения Пакт Рериха соотносится с несколькими более
ранними дипломатическими инструментами, в частности, с Женевской конвенцией 1864 года, Генеральным актом Берлинской конференции 1885 года и актами Гаагских мирных конференций 1899 и 1907 годов, Сен-Жерменской конвенцией 1919 года (подтверждающей Берлинский акт 1885 года) и, наконец, Пактом Бриана-Келлогга от 27 августа 1928 года (см. нашу статью в «Журнале по Международному праву» [Revue de Droit International], № 4 за 1930 г.).

Проект Пакта Рериха был передан сенатору Бора как председателю Комитета
по внешним связям Сената США и в Институт интеллектуального сотрудничества Лиги Наций. Благодаря поддержке г-на Фундукидиса, секретаря Международного бюро музеев, и отчёту г-на Жюля Дестре, бывшего министра науки и искусства Бельгии, Секретариат в составе Института интеллектуального сотрудничества в мае 1930 года принял на голосовании следующее постановление:

«Секретариат ознакомился с проектом международной конвенции о защите музеев, коллекций и памятников искусства в военное время. Им выпущена резолюция, рекомендующая принятие подобной конвенции. Чтобы эта резолюция имела большее влияние, он поручает секретарю Международного бюро музеев запросить у членов-консультантов экспертного совета разрешение присоединить их подписи к подписям членов Секретариата».

Затем этот проект обсуждался в Подкомиссии по литературе и искусству
Международной комиссии по интеллектуальному сотрудничеству во время её
июльской сессии 1930 года в Женеве. Отчёт Подкомиссии включён в протокол
Международной комиссии по интеллектуальному сотрудничеству Лиги Наций,
переданный Совету и всем членам Лиги (Off. N°C 428–930 / - XII, Comm. Int. de Coop. Int - 12е Session, Genève, 13 Août 1930).

Пока компетентные органы Лиги Наций рассматривали проект, в обществе
росло движение в поддержку Пакта. Когда в феврале 1931 года мы получили через Институт интеллектуального сотрудничества первое письмо от г-на Камилла Тюльпинка, члена Королевской археологической академии Бельгии, мы и предвидеть не могли, как замечательно будет развиваться кампания, предпринятая для успеха Пакта. Благодаря неутомимому труду и усердию г-на К. Тюльпинка и его сотрудников в сентябре 1931 года в древнем и славном городе Брюгге была созвана Международная конференция Пакта Рериха. Там г-н К. Тюльпинк основал Международный союз Пакта Рериха, для которого Брюгге стал постоянным домом.

Сотрудники музея Рериха в Париже
1930-е
фотобумага, фотопечать                                                                                                                          из собрания Музея-института семьи Рерихов
Сотрудники музея Рериха в Париже 1930-е фотобумага, фотопечать из собрания Музея-института семьи Рерихов

Сентябрьская конференция 1931 года, которой Европейский центр обществ Рериха был счастлив содействовать, проходила под почётным председательством Мастера Николая Рериха, направившего ей послание с Гималайских вершин. Его Превосходительство г-н Адачи, выдающийся японский юрист и дипломат, председатель Постоянной палаты международного правосудия, дал согласие стать почётным покровителем конференции. Среди почётных участников были граф Картон де Виар – бывший премьер-министр Бельгии, и другие высокопоставленные лица. Принципиальное одобрение Пакту Рериха блестящим образом выразил Институт Франции: Академия изобразительных искусств направила конференции исключительно тёплое послание, и так же поступила Академия моральных и политических наук, почётная участница конференции. Последней также выпала небывалая честь получить наилучшие пожелания успеха от Его Святейшества Папы Римского (переданные Его Высокопреосвященством кардиналом Пачелли, государственным секретарём Ватикана) и от Его Величества короля Альберта, благородного и доблестного монарха, который уже проявлял интерес к деяниям профессора Николая Рериха.

На конференции было официально представлено французское правительство, а также город Париж, который направил вице-председателя муниципального совета д-ра Лоближуа; город Брюссель представлял глава администрации бургомистра г-н Огюст Вьерсе. Италия делегировала профессора Москетти, который передал участникам конференции приветствие подеста Падуи.

Хранитель Гаагского музея, представители Международного комитета истории искусства и множество друзей со всего мира принесли в Брюгге уверенность в том, что Пакт Рериха везде приветствуется как торжественная дань уважения, которую Человечество отдаёт самому драгоценному, что у него есть, – сокровищам духа.

В течение трёх дней обсуждения на конференции было предложено множество идей, высказаны различные точки зрения, и результаты не заставили
себя ждать.

Начнём с того, что деятельность в поддержку Пакта Рериха сможет стать
ещё плодотворнее благодаря созданию Международного союза Пакта Рериха со штаб-квартирой в Брюгге под руководством г-на Камилла Тюльпинка и работе этого союза в тесном сотрудничестве с Европейским центром обществ Рериха в Париже.

Был принят ряд резолюций, призывающих правительства как можно скорее ратифицировать Пакт Рериха, проповедовать уважение и любовь к искусству
в школах и т. д.

Кроме того, делегаты конференции приняли голосованием несколько технических предложений, например, о создании в штабах специальных секций по охране произведений искусства на театре военных действий (вроде тех, что уже существуют в итальянской армии).

Конференция в Брюгге стала важным этапом движения, руководимого Николаем Рерихом. Впереди по-прежнему долгий и тернистый путь, но уже сейчас Знамя Мира окружено друзьями; постоянно растущее число сторонников и их непоколебимая преданность идее Мастера являются наивысшей гарантией успеха.

Знамя Мира, придуманное и поднятое Николаем Рерихом, – великий и возвышенный символ, который воспримут все, кто смотрит в будущее.

Георгий Шклявер, доктор юридических наук,
генеральный секретарь Европейского центра
Музея Рериха

Публикуется по: https://roerich.spb.ru/doc/prs/PRS-13.pdf