Г. Шклявер. Gand artistique. Париж. 1931. № 10–11. С. 180 (перевод с фр.)
Николай Рерих
Предисловие
От редакции
Художники, созидающие жизнь
Николай Рерих
Николай Рерих
Эстер Ван Лоо
Николай Рерих. Историк первобытного общества, археолог, этнограф
М. де Во-Фалипо
Мысли Николая Рериха
Николай Рерих и Мир
Марк Шено
Пакт Рериха
Георгий Шклявер
Урусвати – Гималайский научно-кий институт Музея Николая Рериха
М. де Во-Фалипо
Пакт Рериха
В мире, где четыре страшных года царило разрушение и где на смену великим потрясениям пришёл необузданный материализм, суждено было человеку,
преданному истинной Культуре, обладающему высоким духом и неоспоримой харизмой Вождя – Николаю Рериху – призвать общество на защиту высших благ, которые составляют наследие всего человечества.
Человек, пробудивший всемирную совесть, Вождь, который сумел повести за
собой легион «восторженных идеалистов», как он сам их называл, и ведёт их притом с глубоким пониманием действительности, – это Николай Рерих, великий Художник, Гималайский Мыслитель, имя которого знают и любят и толпы Нью-Йорка, и ламы далёких монастырей Тибета.
Поднимая знамя в защиту сокровищ человеческого Духа, Николай Рерих
был верен своему девизу – объединить всех людей культом Красоты и Знания;
он провозгласил крестовый поход за охрану памятников и творений Прошлого,
сияние которых освещает дороги Будущего, ибо эволюция едина и непрерывна,
Искусство и мысль завтрашнего дня будут опираться на достижения сегодняшнего и вчерашнего; в этом солидарны все народы мира.
С 1904 года, живя в России, Николай Рерих продвигал идею организованной
охраны памятников и произведений искусства. И какие бы препятствия ни возникали на пути его замыслов, он не отступался от них никогда. Так что посеянное в 1904 году зерно не пропало даром.
В 1914 году, когда разыгралась мировая трагедия, Рерих представил Великому Князю Николаю Николаевичу, Главнокомандующему российскими войсками,
доклад об охране исторических памятников на театре военных действий. В 1929 году, пятнадцать лет спустя, он сформулировал свою идею в новых посланиях,
обращённых к американскому народу, всегда готовому откликнуться на любую
благородную и ясную идею. Но, конечно, Николай Рерих не мог оставить свой
проект на стадии благих намерений. Его ум, который представляет собой столь
необычайный синтез художественного гения и научных знаний, сразу же выявил в законодательстве установления, которые позволяют внедрить защиту Красоты в правила международного общежития.
Летом 1929 года великий Мастер оказал нам огромную честь, доверив составление предварительного проекта Пакта, того самого Пакта Рериха, который, наряду с именем его выдающегося инициатора, должен был получить признание в Америке, Европе, Азии, по всему миру…
Пакт Рериха является, по сути, одним из редких международных проектов
или «планов», которые встречают деятельное сочувствие во всех странах земного шара и у всех партий. В поддержку идеи Николая Рериха пришли тысячи посланий от людей из всех слоёв общества и всех стран.
Целью Пакта Рериха является защита храмов, исторических памятников, научных и художественных учреждений от любого разрушения воюющими сторонами. Эти памятники и учреждения, включённые ещё в мирное время в специальный перечень либо в Лиге Наций, либо в Секретариате Постоянной палаты международного правосудия, смогут водрузить флаг с особым символом (амарантовая окружность и три круга того же цвета на белом фоне), который имеет тот же статус и ту же силу, что и флаг Красного Креста. В случае нарушения условий Пакта, комиссии по расследованию, сформированной в соответствии с международным правом, поручается составить отчёт, который впоследствии публикуется; таким образом, высшей санкцией становится вмешательство общественного мнения. Важно отметить, что статья IV проекта Пакта содержит положение, согласно которому каждая из подписавших его сторон заявляет о своём намерении обеспечить с помощью соответствующих законодательных мер более надёжную защиту различных национальных или зарубежных художественных и научных учреждений на территориях стран-участников договора. Эта статья даёт представление об истинных масштабах Пакта Рериха, который стремится не только защищать памятники искусства во время войны, но и упрочивать уважение ко всему, что создал человеческий гений.
Пакт Рериха, как шаг, узаконивающий преклонение перед искусством и наукой, должен также действовать и в мирное время, побуждая правительства и народы принимать эффективные меры по охране своего культурного наследия.
С юридической точки зрения Пакт Рериха соотносится с несколькими более
ранними дипломатическими инструментами, в частности, с Женевской конвенцией 1864 года, Генеральным актом Берлинской конференции 1885 года и актами Гаагских мирных конференций 1899 и 1907 годов, Сен-Жерменской конвенцией 1919 года (подтверждающей Берлинский акт 1885 года) и, наконец, Пактом Бриана-Келлогга от 27 августа 1928 года (см. нашу статью в «Журнале по Международному праву» [Revue de Droit International], № 4 за 1930 г.).
Проект Пакта Рериха был передан сенатору Бора как председателю Комитета
по внешним связям Сената США и в Институт интеллектуального сотрудничества Лиги Наций. Благодаря поддержке г-на Фундукидиса, секретаря Международного бюро музеев, и отчёту г-на Жюля Дестре, бывшего министра науки и искусства Бельгии, Секретариат в составе Института интеллектуального сотрудничества в мае 1930 года принял на голосовании следующее постановление:
«Секретариат ознакомился с проектом международной конвенции о защите музеев, коллекций и памятников искусства в военное время. Им выпущена резолюция, рекомендующая принятие подобной конвенции. Чтобы эта резолюция имела большее влияние, он поручает секретарю Международного бюро музеев запросить у членов-консультантов экспертного совета разрешение присоединить их подписи к подписям членов Секретариата».
Затем этот проект обсуждался в Подкомиссии по литературе и искусству
Международной комиссии по интеллектуальному сотрудничеству во время её
июльской сессии 1930 года в Женеве. Отчёт Подкомиссии включён в протокол
Международной комиссии по интеллектуальному сотрудничеству Лиги Наций,
переданный Совету и всем членам Лиги (Off. N°C 428–930 / - XII, Comm. Int. de Coop. Int - 12е Session, Genève, 13 Août 1930).
Пока компетентные органы Лиги Наций рассматривали проект, в обществе
росло движение в поддержку Пакта. Когда в феврале 1931 года мы получили через Институт интеллектуального сотрудничества первое письмо от г-на Камилла Тюльпинка, члена Королевской археологической академии Бельгии, мы и предвидеть не могли, как замечательно будет развиваться кампания, предпринятая для успеха Пакта. Благодаря неутомимому труду и усердию г-на К. Тюльпинка и его сотрудников в сентябре 1931 года в древнем и славном городе Брюгге была созвана Международная конференция Пакта Рериха. Там г-н К. Тюльпинк основал Международный союз Пакта Рериха, для которого Брюгге стал постоянным домом.
Сентябрьская конференция 1931 года, которой Европейский центр обществ Рериха был счастлив содействовать, проходила под почётным председательством Мастера Николая Рериха, направившего ей послание с Гималайских вершин. Его Превосходительство г-н Адачи, выдающийся японский юрист и дипломат, председатель Постоянной палаты международного правосудия, дал согласие стать почётным покровителем конференции. Среди почётных участников были граф Картон де Виар – бывший премьер-министр Бельгии, и другие высокопоставленные лица. Принципиальное одобрение Пакту Рериха блестящим образом выразил Институт Франции: Академия изобразительных искусств направила конференции исключительно тёплое послание, и так же поступила Академия моральных и политических наук, почётная участница конференции. Последней также выпала небывалая честь получить наилучшие пожелания успеха от Его Святейшества Папы Римского (переданные Его Высокопреосвященством кардиналом Пачелли, государственным секретарём Ватикана) и от Его Величества короля Альберта, благородного и доблестного монарха, который уже проявлял интерес к деяниям профессора Николая Рериха.
На конференции было официально представлено французское правительство, а также город Париж, который направил вице-председателя муниципального совета д-ра Лоближуа; город Брюссель представлял глава администрации бургомистра г-н Огюст Вьерсе. Италия делегировала профессора Москетти, который передал участникам конференции приветствие подеста Падуи.
Хранитель Гаагского музея, представители Международного комитета истории искусства и множество друзей со всего мира принесли в Брюгге уверенность в том, что Пакт Рериха везде приветствуется как торжественная дань уважения, которую Человечество отдаёт самому драгоценному, что у него есть, – сокровищам духа.
В течение трёх дней обсуждения на конференции было предложено множество идей, высказаны различные точки зрения, и результаты не заставили
себя ждать.
Начнём с того, что деятельность в поддержку Пакта Рериха сможет стать
ещё плодотворнее благодаря созданию Международного союза Пакта Рериха со штаб-квартирой в Брюгге под руководством г-на Камилла Тюльпинка и работе этого союза в тесном сотрудничестве с Европейским центром обществ Рериха в Париже.
Был принят ряд резолюций, призывающих правительства как можно скорее ратифицировать Пакт Рериха, проповедовать уважение и любовь к искусству
в школах и т. д.
Кроме того, делегаты конференции приняли голосованием несколько технических предложений, например, о создании в штабах специальных секций по охране произведений искусства на театре военных действий (вроде тех, что уже существуют в итальянской армии).
Конференция в Брюгге стала важным этапом движения, руководимого Николаем Рерихом. Впереди по-прежнему долгий и тернистый путь, но уже сейчас Знамя Мира окружено друзьями; постоянно растущее число сторонников и их непоколебимая преданность идее Мастера являются наивысшей гарантией успеха.
Знамя Мира, придуманное и поднятое Николаем Рерихом, – великий и возвышенный символ, который воспримут все, кто смотрит в будущее.
Георгий Шклявер, доктор юридических наук,
генеральный секретарь Европейского центра
Музея Рериха
Публикуется по: https://roerich.spb.ru/doc/prs/PRS-13.pdf