Найти в Дзене

Книга о доме, детстве, семейных традициях...

Наверное, все лучшие произведения о семейных традициях, праздниках и домашнем укладе написаны о детях и для детей. То, что для взрослого — короткий отдых (или, наоборот, бесконечные хлопоты), надоевшая рутина или приятный долг, для ребёнка — целая вселенная, в которой каждый Новый год — великое событие, а мама с папой — всесильные волшебники. В сборник «В кругу семьи» вошли весёлые и трогательные истории мальчиков и девочек, для которых Рождество и Пасха — то же самое, что зима и весна. Их не может не быть, их нельзя отменить, и с каждым связаны свои радости. Начинается книга отрывком из великолепной, к сожалению, не очень известной повести Пантелеймона Романова «Детство». Её герой — младший сынишка в небогатой дворянской семье — растёт в родительской усадьбе, далёкой от всего мира. Вернее, эта усадьба и есть его собственный маленький мир, полный сложной и прекрасной жизни. С фарфоровыми фигурками между оконными рамами (чтобы зимой разглядывать сквозь заиндевевшее стекло). С любимым ме

Наверное, все лучшие произведения о семейных традициях, праздниках и домашнем укладе написаны о детях и для детей. То, что для взрослого — короткий отдых (или, наоборот, бесконечные хлопоты), надоевшая рутина или приятный долг, для ребёнка — целая вселенная, в которой каждый Новый год — великое событие, а мама с папой — всесильные волшебники.

В сборник «В кругу семьи» вошли весёлые и трогательные истории мальчиков и девочек, для которых Рождество и Пасха — то же самое, что зима и весна. Их не может не быть, их нельзя отменить, и с каждым связаны свои радости.

Начинается книга отрывком из великолепной, к сожалению, не очень известной повести Пантелеймона Романова «Детство».

Её герой — младший сынишка в небогатой дворянской семье — растёт в родительской усадьбе, далёкой от всего мира. Вернее, эта усадьба и есть его собственный маленький мир, полный сложной и прекрасной жизни. С фарфоровыми фигурками между оконными рамами (чтобы зимой разглядывать сквозь заиндевевшее стекло). С любимым местом за чайным столом, страшилками в сумерках и вознёй в сугробах на прогулке. С ожиданием старших братьев и сестёр, которые учатся в городе, но обязательно приедут на рождественские каникулы и в этот раз уж точно возьмут в свою компанию, «к большим»!

Герой следующего рассказа, «Блины Доди» Аверченко, — ещё совсем малыш, правда очень серьёзный и хозяйственный. Весь дом так долго и торжественно готовится к Масленице, что в итоге он на всю эту Масленицу обижается. Додя воображал себе, что блины — это какое-то чудо, а они такие... круглые... жареные... И всего-то? Еле успокоили!

-2

В рассказе Чехова «Перед постом» с большой иронией описано, как семейство гимназиста Стёпы мужественно доедает праздничные вкусности («Семь недель мать не даст скоромного. Нельзя, надо заговеться»!). И всё-таки понятно, что ирония добрая, а семейство — счастливое. И по тому, как папенька пытается помочь сыну с уроками, только всё время отвлекается на истории из своего шалопайского детства. И по тому, как хлопочет мама — ребёнок того и гляди заснёт без ужина! И по тому, как капризничает сам Стёпа — так можно только с любящими родителями…

-3

О Страстной неделе и Пасхе с бесконечными милыми подробностями и огромной любовью рассказывает Клавдия Лукашевич — отрывки из её произведений не первый раз появляются в сборниках серии «Большая книга с историей», потому что это идеальные истории о том, «каким был мир, когда бабушка была маленькой».

-4

О Троице — Роман Кумов. Эти тексты как будто дополняют друг друга: в обоих великий праздник, в обоих дети переживают его как личную огромную радость, только в одном — благовоспитанная городская девочка, а в другом — её ровесник-мальчишка, выросший в деревенской вольнице.

-5

«На Красной горке» Тэффи — история ужасной несправедливости. Если старшая сестра выходит замуж, то в доме за старшую теперь Таня, правильно? Кому же, кроме Тани, правильно приколоть сестре фату, пригласить дружек, проследить за порядком, занять гостей светским разговором и вообще позаботиться о том, чтобы свадьба прошла прилично? Что значит «без тебя уже всё решили» и «давно всё сделано»? Неблагодарные!

-6

«Счастливый карп» Саши Чёрного и «Сказка матери» Марины Цветаевой — не о праздниках, а о семейных буднях. В одном рассказе семейство пытается экономить — и папа с сыном, отправленные на базар, покупают к обеду живого карпа. Вот только ни они, ни мама не представляют, что с ним делать дальше.

-7

В другом мама пытается воспитать маленьких Мусю и Асю при помощи ужасно назидательной сказки, но у сестёр свои планы. Чем всё это закончится, пересказывать бесполезно — оба произведения нужно читать. Скажу одно: если Сашу Чёрного как прекрасного детского писателя, умеющего и любящего писать действительно смешно, знают все, то такую Цветаеву вы прочитаете впервые!

-8

А заканчивается всё коротенькой историей из «Записок для себя» Викентия Вересаева — о том, что в глазах ребёнка делает Рождество Рождеством. Годовой круг завершился, начинается следующий, и новый принесёт всё то же самое — только совсем другое и по-новому радостное!

Книга доступна на WB

-9