Найти в Дзене

Выставка Георгия Колосова «Не конец любви»

По 29 июня 2025 года в Санкт-Петербургской галерее Art of Foto (Большая Конюшенная ул., д. 1, ср–вс 12:00 – 20:00) можно увидеть замечательную выставку классика отечественного пиктореализма, выдающегося фотографа Георгия Мстиславовича Колосова «Не конец любви». Разлука не конец любви,
Решётка не конец свободы,
Где счастья считанные дни
Переворачивают годы;
И на изломе бытия,
Когда отсохли сны и нервы,
Один вопрос, любовь моя:
«А кто кого узнает первый?» Г.К. 2024 Для нас проведение этой выставки в дни нашего короткого петербургского отпуска стало настоящим подарком, так как мы давно восхищаемся и вдохновляемся творчеством этого замечательного художника. А оказывается, ещё и поэта! Когда полжизни платишь данью,
чтоб неожиданно понять
Любовь как смысл существованья
И творчество как благодать, Затем, что в каждое мгновенье
В любой измученной судьбе
Они, неведомые тленью,
Награды сами по себе, Тогда подскажет зрелость цену
Убогим суетным благам,
И, не успев взойти на сцену,
Ты

По 29 июня 2025 года в Санкт-Петербургской галерее Art of Foto (Большая Конюшенная ул., д. 1, ср–вс 12:00 – 20:00) можно увидеть замечательную выставку классика отечественного пиктореализма, выдающегося фотографа Георгия Мстиславовича Колосова «Не конец любви».

Разлука не конец любви,
Решётка не конец свободы,
Где счастья считанные дни
Переворачивают годы;
И на изломе бытия,
Когда отсохли сны и нервы,
Один вопрос, любовь моя:
«А кто кого узнает первый?» Г.К. 2024

Для нас проведение этой выставки в дни нашего короткого петербургского отпуска стало настоящим подарком, так как мы давно восхищаемся и вдохновляемся творчеством этого замечательного художника. А оказывается, ещё и поэта!

Когда полжизни платишь данью,
чтоб неожиданно понять
Любовь как смысл существованья
И творчество как благодать,
Затем, что в каждое мгновенье
В любой измученной судьбе
Они, неведомые тленью,
Награды сами по себе,
Тогда подскажет зрелость цену
Убогим суетным благам,
И, не успев взойти на сцену,
Ты примешь мир к своим ногам. Г.К. 1998
-2

Мы были знакомы с фотографиями Георгия Мстиславовича только по журнальным публикациям и по давнему циклу «Русский север», а тут — авторские отпечатки выставочного формата! Мы не могли пропустить эту выставку и не можем не поделиться радостью от её созерцания.

-3
«Если «режиссер должен умереть в актере», то фотограф должен умереть в натуре. Ни к какому другому жанру это не приложимо так, как к портрету. «Образ и подобие…» — тайна тайн. Авторское «самовыражение» по его поводу — кощунственно; частное, пусть и яркое высказывание интересно, но бедно, а случайное — или мелко, или лживо. Остается язык образов, для меня один только и приемлемый. Но заговорить на нем я могу лишь тогда, когда увижу в человеке вневременного явно больше, чем современного.
Аксессуары в студии — лишь отмычки к сейфу времени. Если и подойдут — за дверцей терра инкогнита. Модель должна сыграть самое себя, самой же себе неизвестное. Чтобы избежать здесь театрального вранья, эта парадоксальная игра должна быть строго игрой без лицедейства. И всякий раз, когда так происходит, я воспринимаю изображение, возникшее в результате, не иначе как чудо, милость свыше, незаслуженный подарок, соединяющий прошлое и будущее, продляющий тем самым чью-то жизнь.» Георгий Колосов
-4
-5

Именно как чудо воспринимаются сияющие, светлые образы на портретах маэстро. Причём трепет этот ещё сильнее при прикосновении к этим изображениям в процессе их «проявления» из RAW-файлов с флешки. Не уверены, что удалось передать авторский свет и контраст — на иллюстрациях к данной заметке уже восприятие другого фотографа, — но очень хотелось сохранить мягкость и свет внутри представленных портретов.

-6
-7
-8
-9
«Мой — простите за выспренность — фотографический путь начинался, если иметь в виду цикл ”Русский Север”, с показа трагедии, гибели. Дальше пошло что-то вроде продолжения Творения. Это циклы “Всякое дыхание…” — природный мир как чудо, “Чудотворец” — Великорецкий крестный ход, свидетельство о неубиенной церковной жизни. Параллельно человеческие лица, портреты — обращение к человеку, в котором вневременного больше, чем сиюминутного. Еще дальше — серия “Воистину Воскресе!”, где вспоминаются события Страстной и Светлой через богослужебные моменты в храме и в которой сосредоточены все фотографические средства, мне доступные. И на вершине всего этого портретный цикл “Сестры радости” — образ Церкви Празднующей. Вот такая фотобиография, которая представляется мне настолько промыслительной, что я сам себе ничего лучшего на эти 25 лет придумать бы не смог». Георгий Колосов

Из цикла «Всякое дыхание…»:

Проснуться в океане зла,
Когда штормит уже Планету,
И чёлн свободы без весла
Погнать к невидимому свету;
И невместимое объять
Как добровольную повинность,
И хладнокровно ощущать
Немыслимую очевидность;
А приговором суете,
Как не единой на потребу,
Увидеть в здешней красоте,
Что прежде снилось
только небу! Г.К. 05.2024
-11

Мы долго кружили по залу с небольшой экспозицией, не в силу оторваться от волшебных портретов — от них исходят радость и свет, даже если на лицах нет этих эмоций. И возникает желание любить. Любить людей...

-12
-13
-14
Пусть будет всё благодареньем —
— И всякий кадр, и всякий стих:
Не предназначенные тленью —
— Цветущих ради них самих;
И — жизни радостные пятна —
Во мгле насилья и вранья
Пробьют свободой путь обратный
В Эдем — для Вас и ... для меня! Г.К. 08.2024
-15
-16

«Имея негатив как заготовку, фотограф печатает не снимок, а пространство и состояние, причем так, как видит и понимает их только он. Для этого ему предстоит, как художнику – краски, выбрать тона и, гармонизируя композицию, устранить локальные выбоины. (Именно поэтому ручная авторская печать, как правило, не может иметь тиража). Убедительность внешнего позволяет натуре говорить со зрителем о внутреннем.» (Г. Колосов)

-17
-18
Не набирая вес,
тихо сойду с небес,
Трону старинный дом,
брошенный на потом,
И загляну в окно,
где нет никого давно.
...Встречу тебя одну —
и ненадолго
верну. Г.К. 2015
-19
-20

Георгий Колосов родился в 1945 году. Закончил Московский энергетический институт. Занимается фотографией с 1976 года. В 1978 году стал членом фотоклуба «Новатор», где получил главные уроки изобразительной культуры. Учился у классика отечественной фотографии Георгия Сошальского. У него Колосов познакомился с пикториальной фотографией начала ХХ века.

«Мне попался в руки альбом — сводный каталог мировых фотосалонов за 1904 год. Представлены выставки со всей Европы, из Канады, Соединенных Штатов, Японии. Я увидел там те изображения, похожие на монохромную живопись. Неужели фотография так может? Этого я как раз и хотел». (Г.Колосов)

Любовь к импрессионизму, шок от фотографии начала ХХ века, где доминирующей была художественная фотография, определили поиски себя в пикториальной фотографии.

«В начале 1979 года сделал первый монокль, узнав, кстати, из какой-то очень старой статьи, что на малоформатной камере это невозможно. С детства фрондёрский дух: ах, нельзя? значит, можно! … И первые же пробы привели к тому, что появились изображения, которые я хотел бы видеть. И вот с 1979-го года с первых проб я ничем другим не снимаю. Короткое замыкание произошло, не иначе». (Г. Колосов)
-21
-22

Георгий Колосов начинал свой путь фотографа с портрета и продолжал его снимать на протяжении всей творческой жизни.

«Разные интересы вспыхивали и гасли, но портрет я не оставлял никогда. И до сих пор он влечёт меня как самое неожиданное, странное и многозначительное в фотографии. Портретная съёмка единственное, что ещё удерживает меня в фотографически активной фазе. После каждой проявки, контактов, контролек я не печатаю, вижу чудо! то, чего не видел в павильоне. Казалось бы, портрет снимается постановочно, и будто бы всё заранее организовано, тем не менее, в результате обычно получается не то, что я видел. Парадокс, но чем больше портретное изображение кажется мне первоначально организованным, тем неожиданнее оно в итоге по своему выражению, по общему глубинному смыслу». (Г. Колосов)
Автопортрет
Автопортрет