Найти в Дзене
ЮГ Times

Что поможет крупным городам Кубани избавиться от пробок летом?

   unsplash.com
unsplash.com

Что поможет крупным городам Кубани избавиться от пробок летом?

Краснодар, 26 июня – Юг Times, Зухра Куб. Выходные жителей крупных городов Кубани, отпуска гостей региона омрачаются крайне затрудненным движением авто из-за дорожных работ, проблема с годами нарастает.

Ежегодно с началом отпусков на дорогах Краснодарского края наблюдаются два одновременных явления: кратное увеличение потока туристов и ремонтные работы. Ожидаемо это приводит к многокилометровым пробкам. Томящимся в заторах при жаркой погоде остается только задаваться вопросами, почему обновление транспортных артерий традиционно приходится на летние месяцы, а платные автодороги к морю пока не сильно влияют на образование пробок.

Краснодар в середине июля столкнулся с большими пробками на дорогах. В течение дня, по данным сервиса «Яндекс.Пробки», в краевой столице они достигают пяти баллов. Плотно стоят улицы Колхозная, Школьная, очень важная для автопотока Тургенева, ряд других, а также шоссе Ближний западный обход. В час пик величина заторов достигает 8 баллов. Практически парализован центр города: Красная, Северная, Красных Партизан, Седина. Стоят машины на улицах Селезнева, Уральской, Захарова, Новороссийской, Школьной, Бургасской, Ставропольской, а также на новом Яблоновском мосту.

Причина происходящего в городе кроется в ремонтных работах, которые проводятся сразу на нескольких крупных дорожных артериях.

В начале июня стартовала реконструкция Западного обхода. Планируется расширить два участка путепровода - от «Ленты» до Немецкой деревни, а также от Немецкой деревни до улицы Сред ней. Модернизация одновременно началась на двух отрезках. Ремонту подлежат Западный обход, Ближний западный обход и участок улицы Красных Партизан, где в час пик собираются самые длинные пробки. Закончить работы планируют к ноябрю 2027 года.

Кроме того, в мае стартовал ремонт на 10 улицах краевого центра, среди которых Тургенева, Уральская, Кузнечная, Школьная, Рашпилевская, Красных Партизан, Калинина, Ягодина, Дальняя и другие. Завершить планируют до 1 октября 2025 года. В июне началась реконструкция улицы Есенина в Музыкальном микрорайоне.

С 21 июня закрыли движение на улице Московской в районе пересечения с Зиповской до 5 июля. Это делается для присоединения трубы к коллектору, который заменяется после серии аварий, приведших к провалам грунта под трамвайными путями.

- Понимая перегруженность города сегодня и проблема тику транспортного движения, хотелось бы отметить, что провал, который мы наблюдали с конца прошлого года, требовал проведения работ, - прокомментировал заместитель главы Краснодара Максим Онищенко. - К великому сожалению, мы попали в тот период, когда кол лектор по своим физическим параметрам не мог существовать дальше. Поэтому ограничения, которые связаны именно с работами по улице Московской, - вынужденная аварийная мера. Пере двинуть каким-либо образом их сроки невозможно, эти работы нужно провести последовательно, друг за другом, чтобы не допустить в перспективе повторения подобных аварийных ситуаций.

Вот уже два месяца, как начался капитальный ремонт Тургеневского моста. Важнейший путепровод, который был построен в 80-х годах прошлого века и ни разу до этого времени не реконструирован, находился в аварийном состоянии. Работы разделены на четыре этапа и, как ожидается, завершатся в августе следующего года. В это время движение по самому мосту ограничено: вместо четырех полос открыты две. Изменена схема движения и на прилегающих улицах. В частности, отрезок улицы Буденного от Тургенева до Братьев Игнатовых стал односторонним.

В ночь с 20 на 21 июня начали ремонтировать трамвайный переезд на пересечении улиц Тургенева и Калинина. Работы завершатся 4 июля. В течение этого времени будут действовать ограничения движения на указанном участке.

- Переезд будет закрываться по половине, не так, как на пересечении Кузнечной и Коммунаров, - рассказал заместитель главы Краснодара Владимир Архипов. - В любом случае движение организуют на выезд из города по улице Тургенева по двум полосам. Соответственно, либо въезд в Краснодар с Тургеневского моста будет осуществляться с правым поворотом на 180 градусов в сторону Буденного, Кубанской Набережной, Кожевенной, либо водители будут поворачивать вправо перед местом производства работ на улицу Калинина. Второй вопрос, который постоянно задают горожане в соцсетях: почему переезд днем закрыт, если там никто не работает? По тому что работы можно проводить только ночью: сначала менять рельсошпальную решетку, подготавливать необходимые материалы под укладку железобетонных плит, только потом, ночью, укладывать железобетонные плиты. Если после каждой ночи переезд зано во закапывать, а потом раскапывать, мы будем ремонтировать несколько месяцев. Днем там ходят трамваи. Такая же сложная схема движения будет во время ремонта переезда на пересечении Красных Партизан - Каляева, который пройдет в июле. Мы проводим все работы летом, потому что в это время года спадает трафик в городе. Некоторые работы, конечно, будут продолжаться круглый год. Речь идет о таких больших проектах, как реконструкция Западного обхода, улицы Есенина, строительство новой развязки на улице Володарского, ремонт Тургеневского моста и так далее.

Жаркое освоение бюджета

В то же время на региональных дорогах летом кратно увеличивается объем автомобильного потока. Ситуация в последние годы осложняется тем, что аэропорты, за исключение сочинского, закрыты, а билеты на поезда далеко не всегда можно приобрести. Эти факторы стимулируют российских путешественников ездить на море на собственном автомобиле.

- Для постоянных жителей края увеличение турпотока вызывает дискомфорт, потому что вырастают пробки, - говорит президент Союза транспортников Кубани Иван Петров. - Проведение дорожных работ именно летом, а не зимой или осенью объясняется технологической особенностью. Чтобы асфальт лег, необходим определенный температурный режим. Недавно в соцсетях возмущались роли ком, в котором дорожники в Краснодаре укладывали асфальт прямо в лужу. Все прекрасно понимают, что пройдет максимум полгода, и это дорожное покрытие начнет разрушаться. Поэтому, к сожалению, у дорожников есть определенное временное окно, в течение которого они могут осуществлять работы. И оно приходится на летний период. Весной обычно у нас идет ямочный ремонт, когда позволяет погода. А вот такие серьезные работы, как замена покрытия или дорожное строительство, приходятся на летние месяцы, когда увеличивается турпоток.

Существует еще одна причина того, что дорожные работы чаще начинаются летом. Краевые субсидии для реализации проектов обычно доводятся весной, во время распределения средств бюджета. После этого стартуют необходимые процедуры, которые, как правило, тоже являются небыстрыми.

- Начало ремонта дорог очень часто связано с тем, когда на него выделили деньги, - отмечает руководитель общественного движения «Транспортная инициатива» Марина Репещук. - Это неизбежный процесс. В дан ном случае лучше потерпеть, чтобы в результате у нас наконец был сделан ремонт дорог, чем мучиться с их плохим качеством или отсутствием. Вопрос здесь зачастую в том, как организовать передвижение автомобилей, чтобы от ремонта жители как можно меньше страдали. К примеру, член нашей команды проехал только по некоторым дорогам, которые администрация города предложила как объездные на время реконструкции Западного обхода, и увидел, что городские власти практически никак не готовились к организации объездных путей. Наш активист заметил, что на обочине лежит крупногабаритный мусор, торчат штыри арматуры, которые, естественно, могут повредить машины, поэтому водители эти места объезжают. Объезд предложен по очень узким улицам, которые проходят по частному сектору, и местные жители стали заложниками ремонта на Западном обходе. Им некуда деваться, и жизнь в своих домах для них превращается в ад. В это же время у Краснодара есть опыт, когда эти вопросы решались совместно с горожанами. Сейчас же мы не видим такой серьезной точечной работы, которая могла бы значительно улучшить ситуацию.

Курортный коллапс

Ситуация с летними дорожными работами, которые проводятся одновременно с увеличением потока туристов, характерна не толь ко для Краснодара. На нее жалуются и жители Новороссийска, который, как и курортные города, принимает путешественников. В этом году на въезде в город все лето будут проводить ремонт дороги. Движение на участке федеральной трассы в поселке Верхнебаканском под Новороссийском в это время будет проходить по одной полосе с каждой стороны. С самого утра около АЗС собираются пробки. В час пик заторы от Краснодара до Верхнебаканского в разгар курортного сезона и без дорожных работ могут превышать 20 километров. Сам Новороссийск так же стоит. По данным сервиса «2Гис», 20 июня на пересечении улицы Луначарского и Анапского шоссе проводились дорожные работы. Многокилометровые пробки образовались не только на этих улицах, но и на Видова, Мира, Портовой, Ревельской, Васенко, Советов, имени Сакко и Ванцетти, ряда других, а также на участке Сухумского шоссе. Заторможено движение и в селах Гайдук и Кирилловка, которые входят в черту портового города.

Массовые заторы наблюдаются и в Геленджике. Пробки затронули Геленджикский проспект, улицы Морскую, Серафимовича, Херсонскую, Садовую, Кирова, Островского, Советскую, Новороссийскую, Крымскую, Революционную и ряд других. Неблагоприятная дорожная ситуация наблюдается и в других курортных городах. На пути к Черному морю уже собираются массовые пробки. Традиционно они появляются на трассе М-4 «Дон» - от Горячего Ключа до Джубги, а также на А-290 - от Новороссийска до Керчи.

Ситуация у Горячего Ключа - отдельная глобальная проблема. Напряжения добавляет то, что порой дорога перекрыта, а ремонтные бригады простаивают. В связи с многочисленными обращениями депутат Государственной думы Эдуард Кузнецов сделал запрос руководителю Федерального дорожного агентства Роману Новикову.

- У граждан возникают многочисленные вопросы о целесообразности и эффективности работ (в ряде случаев ремонт не ведется, а полосы для движения перекрыты) по ремонту дорожного полотна в период летних отпусков, которые зачастую препятствуют свободному движению автотранспорта и увеличивают время проезда по трассе до 3-4 часов и более, - отмечает законодатель. - Сужение в районе Горячего Ключа можно решить только строительством автомобильного моста-дублера и расширением полос трассы М-4 «Дон», пространственные ресурсы для этого есть, а также строительством нормальной автотрассы Майкоп - Туапсе через Шаумянский перевал как альтернативного путепровода для автотуристов. Все эти проекты необходимо связать с перспективным выездом на скоростную автотрассу Джубга - Сочи, ведь до нее тоже надо будет доехать по перечисленным маршрутам. Проблема пробок в основном может быть решена однозначно прямым запретом на производство ремонтных работ на трассах к морю в период с 1 июня по 25 сентября. По информации Росавтодора, с 15 июня по 15 сентября полностью прекращены ремонтные работы. Это уже даст возможность разгрузить ситуацию. По остальным ведомствам сказать затрудняюсь, но было бы лучше запретить выезды на стратегические трассы грузового транспорта и сельскохозяйственной техники в дневное время. Разрешить только в ночное, и то не везде, предусмотреть для них альтернативные маршруты передвижения. Это функционал муниципалов и ГИБДД.

Как отмечает заместитель председателя Общественного совета при Минтрансе России, член комиссии Госсовета по направлению «Эффективная транспортная система» Илья Зотов, уже много раз говорилось, что ремонтировать дороги в летний период нецелесообразно.

- Краснодарский край - уникальный регион: здесь есть возможность проводить дорожные работы вне туристического сезона, по крайней мере до июня и в сентябре - начале октября, - отмечает эксперт. - Конечно, есть масштабные проекты, сроки которых нельзя перенести, поскольку там идет финансирование и контроль со стороны органов власти. Здесь, наверное, важно пересмотреть определенные нормативы со стороны федерального уровня в части общих подходов к ремонту дорог в тех местах, которые притягательны для огромного количества туристов. Чтобы улучшить дорожную ситуацию, важно понимать, где идут основные транспортные потоки. На этих участках следует проводить работы чуть ранее. В регионе есть менее загруженные дороги, которые можно ремонтировать уже в летний период. Сам субъект понимает распределение потоков, исходя из этого может планировать работы. Что касается платных дорог, они в большинстве своем находятся в хорошем состоянии и в ближайшее время не нуждаются в ремонте. Это позволяет переориентировать людей на них, тем самым достаточно сильно разгрузив региональную сеть. Но в целом пропускная способность дорог Краснодарского края не рассчитана на такое количество отдыхающих. Поэтому нужно создавать перехватывающие парковки, мульти модальные перевозки, транспортные хабы, чтобы люди могли приехать, оставить машину, а после безопасно и комфортно отправиться быстрым транспортом к тем пунктам, где они планируют свой отдых.

Цена и качество не балансируют

На первый взгляд, платные дороги могли бы решить проблему заторов на дорогах к морю. В 2023 году был открыт Дальний западный обход. Платная трасса огибает Краснодар с северной и западной сторон. За два года по ней проехали порядка 6 миллионов машин, в сутки - в среднем 9 тысяч автомобилей. Пиковое значение на Дальнем западном обходе кубанской столицы было зафиксировано в июле 2024 года - почти 500 тысяч проездов за месяц. В мае 2025 года по дороге проехали 248,6 тысячи автомобилей.

- Этой весной открыли новую платную трассу, которая идет в обход города Краснодара на Крымский мост, - говорит Иван Петров. - Я уверен, она сделает комфортней поездку тех туристов, которые направляются в Анапу, Тамань, Темрюк и, конечно, Крым. Им уже не придется заезжать во многие населенные пункты, потому что платная дорога идет в обход их. Там высокий скоростной режим, нет светофоров и помех. Я уверен, платные дороги смогут решить проблему пробок на направлениях к морю. Это будет комфортно и для туристов, потому что они не теряют время в населенных пунктах, и для местных жителей, поскольку транзитный транспорт не будет заезжать в их города и поселки.

Однако те водители, которые испробовали новые платные трассы, говорят о негативном опыте. По их мнению, стоимость проезда не соответствует предлагаемому качеству.

- Как человек, который ежемесячно пользуется платными дорогами, могу сказать, что, к сожалению, их качество плохое, - рассказывает Марина Репещук. - Во-первых, очень неровное покрытие. Во-вторых, обслуживающие сотрудники ведут себя непрофессионально. Допустим, мы для скорости передвижения купили транспондер - электронное устройство, которое позволяет автоматически оплачивать проезд на пунктах взимания платы. Часто передвигаемся ночью, приехав именно к тому шлагбауму, где обслуживают машины с транспондером, можем столкнуться с тем, что он не будет открываться. Затем подойдет недовольный сотрудник Автодора и заявит, что этот шлагбаум не работает, нужно перейти на дру гой. В то же время по дороге едет поток авто, нужно перестраиваться, разъезжаться. До покупки транспондера сталкивались с тем, что сотрудники на посту приема оплаты спят. Приходилось их будить, чтобы оплатить проезд. А переписка с Автодором - отдельная история, которая требует большого количества времени.

Возможно, отсутствие должного комфорта на платных трассах становится одним из факторов того, что пока они на появление заторов значительно не влияют. По мнению Эдуарда Кузнецова, качество и популярность платных автодорог следует увеличивать повышенным уровнем комплекса придорожного сервиса, наземной и воздушной (дроны) охраной, наличием точек ремонта и эвакуации автотранспорта и, главное, умеренными ценами, которые подразумевают соотношение стоимости проезда с уровнем доходов и платежеспособности населения. Как считает депутат, лучше всего цены либо не повышать вовсе, либо индексировать только на уровень инфляции.