Найти в Дзене

Антон Николаев (SANY) рассказал, что ждёт рынок спецтехники в 2025-м

Оглавление

Просадка российского рынка спецтехники не заканчивается, конкуренция усиливается, а цены стремятся к минимуму. В интервью Экскаватор Ру на СТТ Expo 2025 представитель SANY сделал прогноз на 2025 год и рассказал о новинках, которые будут актуальны и в текущей рыночной ситуации

  • Рынок сожмётся на 30–40%, и его поделят сильные игроки.
  • Электрическая революция в России идёт со скрипом, но новые модели уже на подходе.
  • От асфальтоукладчиков до карьерных гигантов — ставка на топливную экономию.

Выигрывает премиум-сегмент

В первом квартале 2025 года ёмкость российского рынка снизилась. По оценкам Антона Николаева, директора по развитию официального представительства SANY в России, просадка составила примерно 10%.

Но, как отметил специалист, обычно в сложных экономических ситуациях меньше всего страдает сегмент премиум-класса, с хорошей послепродажной поддержкой и оперативным снабжением запчастями. И сейчас SANY продолжает выигрывать тендеры по поставкам техники для больших инфраструктурных проектов: даже в таких условиях у крупных игроков сохраняется государственное финансирование.

В компании отмечают, что в 2024 году им удалось выполнить все поставленные цели:

Мы завезли в Россию примерно 1,4 тыс. экскаваторов (весь российский рынок экскаваторов при этом был порядка 7 тыс. единиц), и наша доля составила почти 20%. Мы стали лидером и в сегменте разноколёсных экскаваторов-погрузчиков — ввезли 658 единиц при ёмкости рынка примерно 4 100 машин.

Первое место у SANY также по телескопическим погрузчикам (300 единиц, 18% рынка) и автокранам (чуть более 1 000 единиц, 37% от общего объёма импорта).

Курс на электрификацию

-2

Выставка СТТ Expo 2025 подтвердила, что общемировая тенденция к переходу на экологически чистый и энергоэффективный транспорт затронула и российский рынок. Довольно много производителей презентовали электрические и гибридные (дизель-электрические) машины.

SANY также была в их числе: на стенде компании были как электрические вилочные погрузчики, коленчатые и ножничные подъёмники, так и дизель-электрический карьерный самосвал SKT130S.

Все наши вилочные погрузчики — исключительно электрические (моделей с ДВС у нас нет). Да и большинство наших продуктов уже имеют электрические версии. Но поскольку в России сфера электротранспорта только начинает набирать обороты, то за исключением электропогрузчиков, которые уже привычны на российских складах, другую технику с электроприводом мы пока активно не поставляем, — заметил спикер. — Но по прочим позициям мы тоже ведём диалог с покупателями. Поэтому не исключаю, что в 2026-м в модельном ряду SANY появится больше электромоделей.

Новинки для строек, дорог, складов и карьеров

На выставке СТТ Expo 2025 компания презентовала 44 единицы техники, в том числе новинки, только появившиеся в России.

-3

В числе новых решений для строительной отрасли — 18-тонный колёсный экскаватор SY185W с увеличенной производительностью и сниженным расходом топлива; экскаватор-погрузчик BHL105 с равновеликими колёсами, аксиально-поршневым насосом и АКПП; гусеничный мини-погрузчик ST230V (грузоподъёмность — 1 100 кг) с повышенным комфортом оператора.

Целую серию новинок компания представила для дорожного строительства: 8-тонный асфальтоукладчик SAP30C-10, который комплектуется выглаживающей плитой с гидравлическим телескопированием и нагревом; дорожные фрезы SCM2000C-10R, SCM1300FC-8 и SCM505C-10 с увеличенной производительностью и сниженным расходом топлива; грунтовый каток SSR160C-10S, способный преодолевать подъёмы до 69%; асфальтовый каток STR80C-10 с увеличенным сроком службы вибрационного колеса и модель STR110C-10 с расходом топлива всего 13,1 л/час.

Горной отрасли SANY предложила 20-тонный полноприводный автогрейдер STG230C-10SAWD с увеличенным на 10% тяговым усилием. А в гибридном самосвале SANY SKT130S скорость подъёма на 10% превышает общепринятые в отрасли показатели.

Для работы в сложных условиях и при экстремальных температурах создан седельный тягач SANY S565 6х6.

Новое поколение складской техники представлено электропогрузчиками SANY SCP25G и SCP30C6 с высоковольтными батареями. Их производительность сравнима с возможностями техники с ДВС.

Увеличение ассортимента с учётом потребностей

-4

В связи с заметным укреплением курса российского рубля по отношению к китайскому юаню цены на технику SANY в России снизились.

Себестоимость техники складывается из себестоимости закупки в юанях и прибавки рублёвой себестоимости: уплаты НДС, таможенных пошлин и утильсбора. Но, как правило, всю себестоимость мы привязываем именно к китайскому юаню, что и повлияло в итоге на уменьшение цены, — пояснил эксперт.

В 2025 году компания планирует увеличить количество центральных складов запчастей по всей территории России (сейчас таких складов три: в Москве, Новосибирске и Чите, и их площади в 2024-м расширились). В ближайшей перспективе — создание центрального склада в Екатеринбурге, в более отдалённой — во всех городах-миллионниках.

Амбициозные планы у SANY и по расширению линейки продуктов. Ожидается старт продаж полноприводных шоссейных самосвалов 6х6, появление экскаваторов классом выше 200 тонн (массой 300 и 400 тонн), расширение модельного ряда колёсных мини-погрузчиков.

В ближайшее время планируют начать производство и поставку на рынок России востребованных моделей дизельных коленчатых подъёмников с высотой подъёма 30–40 м, а также фронтальных погрузчиков эксплуатационной массой 30 тонн (сейчас самая большая модель SANY — 24-тонный SW978K1).

Консенсус продавцов и покупателей — в спецпрограммах

-5

Недостаточное финансирование правительством России инфраструктурных проектов негативно сказывается на спросе на строительную технику, убеждён эксперт SANY.

Высокая ключевая ставка существенно ограничивает возможности финансирования покупателей. Строительный бизнес достаточно низкомаржинальный (порядка 10–15%), и финансироваться при ставке в 26–28%, а то и 30% годовых убыточно, — заметил он. — Поэтому клиенты стараются покупать машины сразу со 100-процентной оплатой либо брать их в рассрочку. Но в целом рынок перестраивается, и продавцы находят возможности, чтобы предложить клиентам устраивающие их варианты (спецусловия по рассрочке или субсидирование лизинговой ставки).

Ещё одна проблема рынка — скопившиеся на складах поставщиков запасы техники, включая модели, не реализованные ещё с 2022 года.

Дополнительное давление на рынок оказывает и большой объём техники, изъятой у лизинговых компаний, которую пытаются реализовать со стоков. Из-за этого лизинговые компании в какой-то мере становятся для компаний-поставщиков конкурентами, поскольку зачастую предлагают продукцию на выгодных для клиента условиях.

Ставка останется высокой, цены станут низкими

В компании ожидают, что крайне сложная ситуация на рынке в 2025 году может усугубиться и он просядет ещё примерно на 30–40%.

Скорее всего, резкого снижения ключевой ставки, ограничивающей привлечение заёмных средств на покупку спецтехники, до желаемых 12–14% не произойдёт. К концу года она, возможно, станет 17%, что не улучшит покупательскую активность, — спрогнозировал Антон Николаев.

Рынок будет саморегулироваться. В количественном выражении он будет продолжать сжиматься, а в процентном соотношении долей — перераспределяться в пользу сильных игроков.

Автор: Ирина Сидорок