Найти в Дзене

ПРАВИЛА ХОРОШИХ ОТНОШЕНИЙ

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ. НЕ СЧИТАТЬ ТРУДНЫМ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ «Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет». (Марк Твен) Подростковый период непростой этап и для родителей и для детей. Очень часто между ними вырастает стена непонимания, недоверия, которая на некоторое время может отдалить друг от друга. В какой-то момент ребёнок восстает против ласки и нежности, становится замкнутым и своенравным, иногда трудновоспитуемым. Важным фактором, влияющим на формирование личности подростка в этот период, являются подростковые поведенческие реакции: группирование со сверстниками, стремление выйти из-под опеки взрослых, чувство протеста и оппозиции, копирование подростками поведения взрослых. У подростков ярко выражена познавательная активность, высокая социальная конфликтность, низкий самоконтроль. У большинства в этом возрасте отсутст

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ. НЕ СЧИТАТЬ ТРУДНЫМ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

«Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет». (Марк Твен)

Подростковый период непростой этап и для родителей и для детей. Очень часто между ними вырастает стена непонимания, недоверия, которая на некоторое время может отдалить друг от друга. В какой-то момент ребёнок восстает против ласки и нежности, становится замкнутым и своенравным, иногда трудновоспитуемым. Важным фактором, влияющим на формирование личности подростка в этот период, являются подростковые поведенческие реакции: группирование со сверстниками, стремление выйти из-под опеки взрослых, чувство протеста и оппозиции, копирование подростками поведения взрослых.

У подростков ярко выражена познавательная активность, высокая социальная конфликтность, низкий самоконтроль. У большинства в этом возрасте отсутствует внимание к своему здоровью. Они стремятся к самоутверждению и самостоятельности, активно добиваясь этого различными способами.

Физиологические изменения, происходящие в ребенке, приводят в замешательство, выбивают из колеи. Вроде уже не маленький ребенок, но ещё не взрослый! Такое состояние у детей часто сопровождается появлением определённых комплексов. Нередко молодые люди, желая скрыть от окружающих свои трудности или проблемы, дерзят взрослым. К сожалению, многие родители боятся или не хотят говорить со своими детьми о значении подросткового периода в жизни молодых людей. Парадоксальность ситуации в том, что многие дети знают уже достаточно о вещах интимного характера (корректно, доходчиво и понятно всё разъясняют взрослые), другие совершенно не осведомлены, тем самым соответствующую информацию в весьма сомнительной интерпретации получают от своих друзей на улице или школе. Естественные вещи преподносятся при этом как нечто грязное и низменное, становятся предметом глупых шуток. Достоинство матери или отца не пострадает, если они в дружеском контексте, товарищеском тоне поговорят с детьми на эту важную тему.

Процесс изменения поведения в подростковом периоде развития нельзя объяснять только одним половым созреванием. В возрасте от 13 до 17 лет гораздо более глубокой причиной, чем чисто биологический процесс созревания, является происходящее изменение в социальном статусе ребёнка, что обязательно должны учитывать взрослые. В настоящее время подростки приблизительно в четырнадцатилетнем возрасте достигают в физическом и духовном отношении такой степени зрелости, которая во многом соответствует уровню взрослых людей. А благодаря развитию новых информационных технологий, школьному и дополнительному образованию некоторые подростки в интеллектуальном отношении даже превосходят взрослых. С другой стороны, в 14-17 лет они всё ещё учащиеся, материально зависящие от родителей. А этот статус ученика для родителей часто является поводом заставить подростка им «повиноваться».

В этом возрасте молодые люди всё замечают, особенно, когда взрослые между собой не могут договориться. Например, в школе педагоги стремятся научить детей мыслить самостоятельно, анализировать факты и события. А дома к подросткам относятся как к «желторотым птенцам», которые ничего не смыслят и не понимают. Тогда чья же вина, что дети становятся трудными, замкнутыми, резкими и грубыми в общении? Уважаемые родители, вы все были в этом возрасте, поэтому должны понимать особенности подросткового периода, приспосабливаться к образу мышления своих детей, который отличается от вашего собственного.

Конечно, у молодых людей на этой промежуточной стадии развития не хватает жизненного опыта, знаний и умений, которыми обладают взрослые. Со свойственным молодости увлечением подросток старается иметь собственное мнение, защищает его, а взрослые должны считаться с ним. Если родители относятся к своим порастающим детям дружески, делясь с ними своими соображениями по всем вопросам и давая дельные советы, то между родителями и подростками всегда будут взаимопонимание и взаимоуважение.

А.С. Епишин (1979). Спорщики. 2009 г.
А.С. Епишин (1979). Спорщики. 2009 г.