Признавайтесь, дорогие мои читатели, чьи пальцы сейчас липкие от соуса барбекю? А чьи глаза мечтательно закатываются при мысли о сочном стейке? Ладно-лакдо, не смущайтесь. Я сама еще не до конца отвыкла от взгляда на куриную ножку как на произведение искусства. Но вот в голову залетела мысль, от которой даже стейк может показаться пресным: а что, если завтра все, абсолютно все, от Камчатки до Калифорнии, вдруг хором заявят: "Мясу – нет!"? Станет ли нашей многострадальной планетке легче дышать? Или мы, сами того не ведая, подложим ей новую свинью? Буквально.
Сразу оговорюсь: я не призываю немедленно сжечь все шашлычницы (хотя идея... шучу!). Ученые мужи, вроде Уолтера Уиллетта из Гарварда, шепчут нам на ушко довольно убедительную мысль: лучший первый шаг к экологичному питанию – это не тотальный отказ, а просто... меньше красного мяса. Особенно того, что прибыло к нам прямиком из гигантских коровьих "фабрик". Почему? О, тут начинается настоящая коровья опера, и не метафорически.
Акт первый: Газовая Симфония. Представьте: милая коровка мирно жует травку (ну, или зерно, которое мы для нее вырастили). И все бы ничего, но ее пищеварение – это настоящий завод по производству метана. А метан, дорогие мои, – это не просто воздух. Это парниковый газ, который ловит солнечное тепло примерно в 30 раз эффективнее, чем наш старый знакомый CO2. Теперь умножьте одну коровку (которая выдает до 500 литров этого "добра" в день!) на миллиарды таких "производителей". Получается не симфония, а настоящий экологический хардкор. Коровы, можно сказать, "пукают" в лицо климату. Извините за прямоту.
Акт второй: Зерновой Ад. А чем мы кормим этих самых коровок? Да тоннами зерна! Выращиваем пшеничку, кукурузку, сою... Трактора пашут, удобрения льются рекой, леса под пастбища вырубаются. А потом оказывается, что коровы – те еще транжиры энергии. Они съедают гораздо больше калорий в виде зерна, чем дают нам в виде мяса. Получается, мы пашем поле, тратим воду, топливо, удобрения, чтобы потом скормить львиную долю урожая буренке, которая щедро отплачивает нам... метаном. Круг замкнулся, и он не очень-то добрый для планеты. Как сказал профессор Уиллетт, это двойной удар: и по планете (парниковые газы, вырубка лесов), и по нашему здоровью (красное мясо в больших количествах – не подарок).
Так что же, выход один – поголовное вегетарианство? Тут, друзья, все не так однозначно, как хотелось бы фанатикам с обеих сторон баррикад. Мартин Хеллер из Мичиганского университета подсчитал: переход с типичной всеядной диеты на вегетарианскую может сократить твой личный "пищевой" углеродный след аж на 30%. Неплохо, да? Но! Есть нюанс. Представьте себе холмы, покрытые жесткой травой, где ничего путного – ни пшеницы, ни картошки – не вырастишь. Вот там-то коровы или овцы, поедая эту траву, становятся не врагами, а чуть ли не экологичными "переработчиками" бесполезной (для нас) биомассы в полезные калории. Получается, если бы мы ели мясо только с таких "неудобиц", это был бы совсем другой, куда более зеленый, разговор. Правда, мяса на всех тогда бы не хватило. Пришлось бы вводить талоны или драться за отбивную в пятницу. Шучу... вроде бы.
А здоровье? Тут тоже не все так радужно. Вегетарианство вегетарианству рознь. Если ваш "растительный рай" состоит из картошки фри, сладкой газировки и веганских пончиков – извините, но это не спасение планеты, а билет в диабетическое будущее. Как мудро заметил Уиллетт, Coca-Cola – тоже продукт растительного происхождения. Но кто сказал, что он полезный? Настоящая сила – во фруктах, овощах, цельнозерновых, бобовых и орешках. Вот это и есть топливо и для нас, и, в каком-то смысле, для планеты.
"Так я ж вегетарианец! Значит, я молодец, и совесть моя чиста?" – спросите вы, доедая авокадо, прилетевшее из Перу. Э-э-э, не спешите. Отказ от мяса – отличный старт, но это еще не финиш. Потому что тот самый авокадо (или зимняя клубника, или тепличный помидор в январе) может оставить углеродный след почище скромного местного цыпленка. Тут вступает в игру магия "локальности" и сезонности. Но и она не панацея! Иногда грузовик с "местными" яблоками, трясущийся 100 миль по разбитой дороге, навредит больше, чем поезд с апельсинами, пришедший за тысячу миль. А еще есть вода! Производство миндального молока в засушливой Калифорнии – это совсем не то же самое, что производство молока в дождливом Висконсине. Контекст – это все.
Так что же делать нам, простым смертным, разрывающимся между любовью к планете и любовью к... ну, вы поняли? Моя скромная мысль, подкрепленная учеными мужами, такова:
- Меньше красного мяса – уже победа. Особенно того, что родом из гигантских индустриальных хозяйств. Попробуйте "мясные выходные" или просто уменьшите порцию. Планета (и, возможно, ваши сосуды) скажут спасибо.
- Думайте не только "мясо/не мясо", но и "откуда?" и "как выращено?". Локальные сезонные овощи часто экологичнее заморских суперфудов. Иногда кусочек курицы с соседней фермы "чище", чем экзотический фрукт, облетевший полземли.
- Растительная диета – это не только отказ от мяса, это осознанный выбор полезных растений. Налегайте на то, что растёт рядом и что действительно питает, а не просто красиво лежит в тарелке.
____________
В общем, идеальный мир – не обязательно мир сплошных веганов. Это мир, где мы чуть меньше зависим от индустриального мяса, чуть больше думаем о происхождении нашей еды и чуть чаще выбираем простую, местную, сезонную растительность. А коровки пусть пасутся там, где пашня не растет, и пукают себе на здоровье – но в разумных, планетарных, пределах. И да, брокколи – это не враг, её можно полюбить. Проверено. Ну, почти.