Найти в Дзене

Мы смеялись, что в Европе красят рельсы — пока не узнали, насколько это снижает нагрузку

Когда в последний раз вы шли вдоль железнодорожных путей в жаркий летний день? Обращали ли вы внимание, что современные магистрали РЖД почти без стыков? Возможно, вы даже не подозревали, что пока вы идёте вдоль путей, рельсы рядом с вами находятся под огромным напряжением. Они могут быть сжаты силой до 100 тонн — и всё это из-за рельсовых скреплений, установленных на каждой шпале, которые не позволяют рельсовой стали удлиняться при повышении температуры. Не беспокойтесь, это совершенно нормальный режим работы бесстыкового пути. Железнодорожники контролируют сжимающие напряжения и закладывают запас устойчивости рельсошпальной решётки как минимум в 1,5 раза. Однако, справедливости ради, стоит признать, что на всех железных дорогах мира (и на наших тоже) иногда случается так называемый "выброс пути". Это происходит, когда сжимающие усилия становятся уж слишком высокими, и рельсы выталкивает вбок. И, как ни странно, рельсы достигают своей цели — они действительно удлиняются. Выброс пути ча

Когда в последний раз вы шли вдоль железнодорожных путей в жаркий летний день? Обращали ли вы внимание, что современные магистрали РЖД почти без стыков? Возможно, вы даже не подозревали, что пока вы идёте вдоль путей, рельсы рядом с вами находятся под огромным напряжением. Они могут быть сжаты силой до 100 тонн — и всё это из-за рельсовых скреплений, установленных на каждой шпале, которые не позволяют рельсовой стали удлиняться при повышении температуры.

Не беспокойтесь, это совершенно нормальный режим работы бесстыкового пути. Железнодорожники контролируют сжимающие напряжения и закладывают запас устойчивости рельсошпальной решётки как минимум в 1,5 раза. Однако, справедливости ради, стоит признать, что на всех железных дорогах мира (и на наших тоже) иногда случается так называемый "выброс пути".

Выброс пути
Выброс пути

Это происходит, когда сжимающие усилия становятся уж слишком высокими, и рельсы выталкивает вбок. И, как ни странно, рельсы достигают своей цели — они действительно удлиняются.

Выброс пути часто происходит из-за внезапного дополнительного нагрева. Представьте себе, что всего 1 градус добавляет к нашему рельсу типа Р65 сжимающее усилие в 2,1 тонны. Это довольно много, и такого давления не было бы, если бы удлинению рельса не мешали скрепления, установленные на каждой шпале. Концы рельсовой плети то удлиняются, но основная её часть остаётся неподвижной — уж слишком много скреплений её удерживают.

И как вы понимаете, если скрепления выйдут из строя, вероятность выброса резко возрастает. То же самое касается и щебня, в котором лежат шпалы — он тоже препятствует выбросу. Если же камни не дадут рельсошпальной решетке сдвинуться, то выброс пути может произойти вверх.

В Европе красят рельсы, чтобы уменьшить их нагрев

Окрашенные рельсы в Германии
Окрашенные рельсы в Германии

Я уже рассказывал вам об опыте покраске рельсов на заграничных железных дорогах. Технология пришла, по сути, из Италии и её потихоньку внедряют уже не только в Европе, но и в Бразилии, Австралии и других странах.

В России она вовсе отсутствует, в РЖД про неё особо-то и не говорят. Зато у нас эту технологию часто высмеивают в сети, шутя, что какой-то чиновник приобрёл завод белой краски и теперь пытается научно обосновать эту идею.

На самом деле, за границей проведено множество подобных исследований. Красят не только рельсовые рубки в лабораторных условиях, но и целые участки действующих железнодорожных путей, чтобы понять, как различные покрытия могут предотвратить дополнительный нагрев.

Стоит уточнить, что краска не охлаждает рельсы, а лишь предотвращает избыточный нагрев на солнце. Ведь в жаркие летние дни температура рельсов будет значительно выше температуры воздуха, что вызовет дополнительные сжимающие усилия.

Окрашенные рельсовые рубки
Окрашенные рельсовые рубки

Также обратите внимание, что обычно рельс красят не полностью, а оставляют участок рабочего канта, где происходит непосредственное взаимодействие колеса и рельса.

В нижеприведённой таблице представлено американское исследование, которое выделяет два ключевых показателя для оценки эффективности различных покрытий.

-5

Первый показатель — "снижение температуры" — показывает, насколько покрытие помогает снизить нагрев по сравнению с непокрытом рельсом.

Второй показатель — "максимальный прирост" — показывает, насколько температура рельса выше температуры воздуха.

Исследование показало, что неорганические покрытия наиболее эффективны.

Также обратите внимание, что без покрытия рельс нагрелся выше температуры воздуха на 18,7 градусов. У нас же, в расчетах на РЖД предполагается, что рельсы нагреются выше на 20 градусов. Так что если температура на улице составляет 35 градусов, рельсы в теории нагреются до 55 градусов.

-6

А что такое 20 градусов? Это дополнительные 42 тонны сжимающей силы для наших рельсов Р65. Многовато, не правда ли?

Если мы нанесём неорганическое покрытие №2, оно снизит нагрев примерно на 8 градусов. Это значит снижение нагрузки на 17 тонн, что уже неплохо.

Только представьте, что рельсы ночью остывают, а днём нагреваются, и эти лишние 17 тонн усилия то появляются, то исчезают. Это создаёт циклические нагрузки, в том числе и на рельсовые скрепления, от работы которых многое зависит.

Однако стоит понимать, что краска — это дополнительная мера защиты, а не основная. Конструкция рельсошпальной решётки должна выдерживать нагрузки и без краски. Но имейте ввиду: каждый 1 градус добавляет к рельсу и его скреплениям дополнительные 2,1 тонны усилия.