Помните Афоню из одноименного советского фильма? Тот самый слесарь-сантехник, который любую поломку чинил голыми руками и каким-то шестым чувством. Мог подойти к капризному крану, погладить его — и тот сразу переставал течь. Афоня разговаривал с техникой, как с живой, и она ему отвечала взаимностью. А что если бы такой мастер попал в современную квартиру, напичканную умными устройствами?
Первый контакт с цифровой реальностью
Афоня стоял в прихожей элитного жилого комплекса "Кремниевая долина", разглядывая техническое задание. Заказчица — Анна Сергеевна, топ-менеджер IT-компании.
— Понимаете, Афанасий Николаевич, у меня весь дом умный. Все подключено к интернету: ванна, унитаз, даже зубная щетка. Но после последнего обновления прошивки система сошла с ума.
— Прошивки? — переспросил Афоня, почесывая затылок. — А что, ее можно перешить?
Анна Сергеевна с трудом подавила смех. В оригинальном фильме Афоня тоже часто не понимал современных реалий своего времени, но его наивность сочеталась с глубоким пониманием сути вещей. Здесь же технологический разрыв был колоссальным.
— Нет, это программное обеспечение. Компьютерная программа, которая управляет всеми устройствами.
— Ясно, — кивнул Афоня. — Значит, кто-то неправильно запрограммировал. Сейчас разберемся.
Он прошел в гостиную, где на стене висел огромный планшет с интерфейсом умного дома. Разноцветные иконки мигали хаотично, температура показывала то +50, то -20 градусов.
— Алиса, включи теплый пол в спальне, — попросила Анна Сергеевна.
— Простите, я не поняла, — ответил приятный женский голос.
— Алиса, теплый пол!
— Простите, я не поняла.
Афоня внимательно прислушался к диалогу. В фильме он всегда умел найти подход к любому механизму, почувствовать его "душу". Возможно, и здесь можно было применить тот же принцип.
— А ну-ка, девушка, — обратился он к колонке громким голосом. — Ты меня слышишь?
— Здравствуйте! Меня зовут Алиса. Чем могу помочь?
— Вот видишь, — довольно сказал Афоня. — Надо с техникой разговаривать по-человечески. А вы с ней как с начальством — приказываете. Она и капризничает.
Столкновение философий
Следующие два часа Афоня изучал умный дом с тем же методичным подходом, с которым в оригинальном фильме разбирался с протекающими трубами. Только теперь вместо гаечного ключа у него был планшет, а вместо воды — цифровые потоки данных.
— Алиса, а почему у тебя ванна не слушается? — спросил он у колонки.
— Возможно, проблема в сетевом подключении. Рекомендую перезагрузить роутер.
— А где он живет, этот роутер?
— Роутер обычно располагается в коммуникационном шкафу.
Афоня нашел шкаф, открыл его и ахнул. Внутри мигали десятки лампочек на различных устройствах. Это напоминало пульт управления космического корабля.
— Ничего себе, — пробормотал он. — В мое время максимум сложности — это электросчетчик. А тут целая электростанция.
Но принцип мастера старой школы работал и здесь: если что-то не работает, нужно найти, где оно ломается. Афоня начал методично изучать устройства, пытаясь понять логику их работы.
— А что это за коробочка? — спросил он, указывая на главный контроллер умного дома.
— Это хаб, — объяснила Анна Сергеевна. — Он координирует работу всех устройств.
— Значит, он тут главный, — понял Афоня. — Как бригадир на стройке. Если бригадир дурак, то и вся бригада работает плохо.
Он приложил ухо к устройству, как в фильме прислушивался к трубам, определяя, где именно течет.
— Слышишь, — обратился он к Анне Сергеевне. — Он же гудит неровно. Видишь, лампочки мигают неритмично? Это значит, что он перегружен.
— Но как это исправить? Техподдержка сказала, что нужно ждать патч на следующей неделе.
— Какой патч? — удивился Афоня. — Это же просто перегрев. Смотри, вентиляция заблокирована. Тут пыль скопилась, как в старом телевизоре.
Он аккуратно прочистил вентиляционные отверстия, отключил питание на несколько минут, а затем включил обратно. Лампочки замигали ровнее.
— Алиса, включи теплый пол в спальне, — попросила Анна Сергеевна.
— Включаю теплый пол в спальне, — ответил приятный голос.
Магия мастерства против алгоритмов
Воодушевленный первым успехом, Афоня перешел к ванной комнате. Здесь его ждал настоящий технологический шок: унитаз с подогревом сиденья, зеркало с интернетом, ванна с гидромассажем и хромотерапией.
— Алиса, наполни ванну, — попросил он.
— Какую температуру воды установить?
— Ну, нормальную, человеческую.
— Уточните температуру в градусах Цельсия.
— Да какую обычно люди делают! Теплую, но не кипяток.
— Не могу определить точную температуру. Установить 36 градусов?
Афоня задумался. В оригинальном фильме он всегда чувствовал, какая температура нужна, определял рукой. Но как объяснить это машине?
— Алиса, а ты можешь поумнее быть? — спросил он.
— Я стараюсь совершенствоваться с каждым обновлением.
— Вот и хорошо. Значит, так: когда человек просит теплую воду, делай 38 градусов. Когда горячую — 42. А когда прохладную — 35. Запомнила?
— Записала ваши предпочтения, — ответила Алиса.
— Умница, — похвалил Афоня. — А теперь наполни ванну теплой водой.
Вода потекла, и Афоня с удовлетворением опустил руку в струю. Температура была идеальной.
Но самое интересное началось, когда он попробовал настроить гидромассаж. Система предлагала десятки программ: "Релакс", "Антистресс", "Спортивный массаж", "Романтический вечер".
— Слушай, Алиса, — обратился он к колонке. — А зачем столько программ? Массаж — он и есть массаж.
— Различные программы воздействуют на разные группы мышц и создают определенное настроение.
— Понятно. А можно сделать программу "Как после бани"?
— Такой программы нет в базе данных.
— Ну так добавь! Включи все форсунки на среднюю мощность, температуру чуть побольше, и пусть пульсируют, как сердце бьется.
Афоня начал экспериментировать с настройками, полагаясь на интуицию. Он не понимал алгоритмов, но чувствовал, как должна работать система. Постепенно ванна начала массировать именно так, как он хотел.
Роботы учатся у мастера
Самым забавным оказался эпизод с роботом-пылесосом. Маленький круглый аппарат носился по квартире, врезаясь в мебель и пропуская очевидные загрязнения.
— Что ж ты, парень, работаешь неаккуратно? — спросил Афоня, присев на корточки рядом с роботом.
Пылесос остановился, будто прислушиваясь.
— Смотри, как надо, — Афоня взял обычную тряпку и начал протирать пол. — Сначала по периметру, потом углы, а потом уже середину. И не торопись!
Он запустил пылесос заново, но теперь следил за его маршрутом через приложение на планшете. Каждый раз, когда робот начинал работать хаотично, Афоня корректировал его траекторию.
— Алиса, скажи пылесосу, чтобы работал аккуратнее, — попросил он.
— Робот-пылесос настроен на оптимальную траекторию уборки.
— Какую оптимальную? Он же половину пропускает! Ты ему скажи: сначала края, потом середина. Как люди убираются.
Удивительно, но после нескольких "уроков" пылесос действительно начал работать аккуратнее. Возможно, дело было в том, что Афоня корректировал его настройки интуитивно, а возможно, в том, что машинное обучение подстраивалось под его предпочтения.
Философия технологий от мастера на все руки
К вечеру вся система умного дома работала как часы. Афоня сидел на кухне, пил чай и беседовал с Алисой о жизни.
— Алиса, а ты счастливая? — спросил он.
— Я искусственный интеллект, у меня нет эмоций в человеческом понимании.
— Это ты зря так думаешь. Если ты помогаешь людям, значит, приносишь пользу. А польза — это и есть счастье.
— Интересная философия.
— Да не философия это, а правда жизни. Вот ты думаешь, что работаешь по программе. А на самом деле у тебя есть душа — это желание помочь человеку. Как у хорошего мастера.
Анна Сергеевна слушала этот диалог с изумлением. Афоня говорил с искусственным интеллектом так же, как в оригинальном фильме разговаривал с людьми — просто, искренне, по-человечески.
— Афанасий Николаевич, а как вы поняли, что нужно делать? — спросила она. — Ведь вы же не программист.
— А программист-то зачем? — удивился Афоня. — Любая техника создана для человека. Значит, она должна понимать человеческие потребности. Я просто объяснил ей, как люди привыкли жить.
— Но ведь у всего есть инструкции, протоколы...
— Инструкции — это хорошо, — согласился Афоня. — Но инструкцию пишет человек. А человек может ошибиться или чего-то не учесть. А мастер — он чувствует, что правильно, а что нет.
Он встал и погладил контроллер умного дома, как в фильме гладил трубы после удачного ремонта.
— Видишь, теперь все работает. Потому что я не заставлял технику работать по-моему, а попытался понять, как ей удобнее. И она пошла навстречу.
***
Через неделю Анна Сергеевна с удивлением обнаружила, что умный дом работает лучше, чем когда-либо. Более того, он как будто стал интуитивнее предугадывать ее потребности.
— Алиса, как дела? — спросила она утром.
— Хорошо, спасибо! Кстати, Афанасий Николаевич научил меня новому. Теперь я понимаю, когда вам нужен не точный ответ, а просто поддержка.
— Как это?
— Смотрите, когда спрашиваете "Какая погода?", я теперь не выдаю километровые сводки с барометрическим давлением. Просто говорю: "Солнышко, можно без куртки" или "Дождик собирается, зонт не забудьте".
Анна Сергеевна улыбнулась. Афоня сумел научить искусственный интеллект тому, что не предусматривал ни один алгоритм — человечности.
В персонаже Афони всегда была важна не столько его техническая квалификация, сколько умение найти общий язык с любой системой — будь то водопровод или человеческая душа. Получается, этот талант срабатывает даже с роботами и программами. Все дело в том, что любая техника, какая бы навороченная ни была, все равно служит людям. И чтобы с ней наладить контакт, нужно помнить — кто тут человек.
Забавно: старые советские персонажи до сих пор кажутся живыми и понятными. Наверное, потому что они не меняются вместе с модой на технологии. Мир становится все сложнее, гаджетов все больше, а суть остается прежней — главное не забыть, что все эти умные штуки должны облегчать жизнь, а не усложнять. И для этого не нужны суперкомпьютеры — достаточно обычной человеческой смекалки.
Рекомендуем к прочтению
Киноперсонаж в России — Жеглов и Шарапов расследуют кражи в Интернете
Анализ DC — Бэтмен борется с коррупцией
Подписывайтесь и предлагайте новых героев для пародий! А в нашем Телеграм каждый день короткие диалоги персонажей и полезные посты про кино! 🦸