Обратная сторона прогресса, так называемый регресс, по сути означает деградацию, то есть не поступательное развитие вперёд, а реверсивное движение назад. Но если возвращение от многоканального к классическому стереофоническому звучанию вопрос скорее удобства и, соответственно, отказу от излишеств, то возврат к моно это не возвращение к истокам, а скорее извращение самой идеи - принципа построения качественной аудиосистемы. К счастью пока это происходит на уровне ширпотреба, но всем известно, что именно с этого обычно всё и начинается.
Но для начала давайте вспомним как начиналось стерео. Было это в... 1881 году. Неожиданно, правда? Однако именно тогда впервые принцип стереофонии был осуществлён Клементом Адером. На сцене Парижской Оперы Адер расположил ряд телефонных трансляторов, сигнал от которых по проводам шёл в кабины Парижской электрической выставки. Посетители кабин могли услышать концерт в прямой трансляции через две телефонные трубки (для каждого уха).
Однако нас с вами интересуют не "преданья старины глубокой", а события, свидетелями которых мы сами являлись. И хотя формально в СССР массовые стереофонические записи и аппаратура со стереозвуком были доступны уже к середине 60-х и даже чуть раньше, но широкое развитие стереофония получила лишь в 70-е. Тогда же появилась и технология "квадро", но уже к началу 80-х о "квадро" стали забывать. Данный формат себя не оправдал (поэтому я и в заголовке не стал его упоминать). Но и в развитии стерео порой случались... компромиссы и даже курьëзы. С первыми связано так называемое псевдостерео. Это когда объёмный звук пытались извлечь из моно при помощи бифонических процессоров или устройств имитирующих панорамно-обьемное звучание (ПАНО). Яркий пример такого устройства - радиола "Сириус-315".
Что же касается курьëзов (мягко говоря) то всем известно что в стерео АС должны располагаться на уровне ушей сидящего слушателя, а расстояние между АС должно быть хотя бы полтора - два метра. Лишь тогда стереоэффект будет ощутим. На практике же в наших малогабаритных жилищах места для АС порой находились либо под потолком (на шкафах) , либо на полу. А иногда и сам производитель аппаратуры предлагал нелепые решения для размещения громкоговорителей. Достаточно вспомнить такие муз. "комбайны" как "Романтика -112/115" (см.фото ниже)
В комплекте к аппарату шла тумба на колесиках в которую ставились и АС. При таком их расположении о стереозвуке можно было забыть. У моих друзей родители в начале 80-х купили такого "монстра" и именно так он и простоял всё время - слушать на нём что либо не хотелось совершенно.
А потом пришли 90-е и, вместе с ними, мода на домашние кинотеатры. Правда поначалу это было производное от "стерео" ибо в Dolby Pro Logic объёмный многоканальный звук получался из обычного стереозвука. Но затем появились Dolby Digital и DTS и тут уже многоканальный звук стал полноценным. Но что немцу для кино хорошо, то для музыки - не очень. А если хотелось "очень" то для полноценного прослушивания многоканальных фонограмм в форматах DVD-audio или SACD желательно было иметь пять одинаковых АС, что как минимум накладно в финансовом плане. Да и со времён СССР жилищные условия улучшились далеко не у всех. Многие продолжали (и продолжают) жить в малогабаритных "хрущевках" где даже две полноразмерные АС не всегда есть возможность разместить. Поэтому многоканальный звук не только не вытеснил стерео, но и случилось обратное: со временем многие вернулись к классическому 2-х канальному звуку избавившись от хитросплетений проводов, сабвуферов, ресиверов, и лишних АС, число которых, у некоторых "энтузиастов" превысило десяток. И лишь те, кому средства и жилплощадь позволяли, остались с системами ДК. Остальные либо вернулись в лоно стерео, либо обзавелись промежуточным решением в виде "саундбара". Наверное начало конца пошло именно от этого устройства, но это не точно. Точно другое: даже те современные колонки - бумбоксы которые по схемотехнике являются стереофоническими, по факту создать такой звук не способны ибо не имеют главного: стереобазы. То же касается и смартфонов/планшетов/ноутбуков и пр. Нормальный стереозвук они способны выдать лишь на наушники. А встроенные динамики это обманка, эрзац. Имитация объёма и только. А вот в таких устройствах, напоминающих новогоднюю ёлку, никаким стерео даже не пахнет.
Однако народ ведётся на всю эту мишуру уподобляясь папуасам, меняя на блестящие но совершенно бесполезные "бусы", кровью и потом заработанные "тугрики". Вот и получается что круг замкнулся и люди потихоньку возвращаются к тому, от чего ушли 50-60 лет назад. А что будет в условном завтра? Может быть что-то такое? 😂