ТРИЖДЫ КНЯЖЕСКИЙ ГОРОД
Удельные князья, владевшие первым (если плыть от истока вниз) городом на Волге, свой княжеский титул со временем утратили. А вот бывший центр удельного княжества, наоборот, обзавёлся им, да ещё и не одним! До 1917 года Ржев называли трижды княжеским городом: сам он именовался Ржевом Володимеровым (или Ржевой Володимеровой), а две его половины, разделённые волжской гладью, нарекли Князь-Фёёдоровской и Князь-Дмитриевской сторонами.
Впервые в русской летописи Ржев упоминается около 1216 года. Назывался он тогда – «Ржевка, городец Мстиславль». Город относился к Смоленскому княжеству, а его правителем был Мстислав Мстиславович Удалой (Удатный), князь Торопецкий. В исторической литературе – как дореволюционной, так и советской – встречаются утверждения о том, что Ржев был основан то ли в 1019-м, то ли в 1150-м году. Однако научного обоснования эти привлекательные для ржевитян даты, к сожалению, не имеют.
Неразгаданной загадкой для историков и краеведов остаётся название города. Версий много, и каждый вправе выбрать по своему вкусу. В 1793 году появилось любопытное сочинение с характерным для того времени «многоэтажным» заглавием: «Анисимычъ. Новаго рода Дон-Кишот. Истинная быль с прибавочною и с прикрасочкою, или Превращение раскольника в романтического любовника, видавшего наяву чертей». К самой повести мы ещё вернемся, а пока приведём мнение главного героя о происхождении названия Ржева: «Я вашей чести докажу: родили меня, как сказывали мне, в городе, котораго имя произошло от ржи... Нет, бишь от ржавчины. А! Да так-так: от ржания коня Володимера Володимерыча». Судя по всему, анонимный автор хорошо знал ржевскую историю и устами Анисимыча изложил две главные версии.
Многие считали и считают, что Ржев своим названием обязан хлебному злаку – ржи, в большом количестве произраставшей в его окрестностях. Известный советский писатель Владимир Чивилихин в книге «Память» называл Ржев «хлебным» городом. И другое суждение также имеет под собой реальные факты: в окрестностях города всегда было много рек, ручейков и болот с ржавой водой. А вот третья гипотеза – из разряда курьёзных. Но князь Владимир в начале повести упомянут не случайно. И здесь кроется ещё одна тайна, смысл которой до сих пор не раскрыт. Ржевский поэт Георгий Степанченко в стихотворении «Ржева Володимерова» написал:
Князь Владимир... Да был ли правитель такой
В городке захолустном над светлой рекой?
Только вот по нему прозывается град,
И о нём старожилы легенду творят.
А легенда о ржевском князе Владимире, красивая и немного грустная, существовала на протяжении многих десятилетий. Её записал в XIX веке историк Иван Красницкий: князь Владимир после своей смерти появлялся в минуты надвигавшейся опасности (со стороны Литвы) на белом коне и с белым платком. С высокого холма он махал платком, конь его громко ржал, и враги, ослеплённые и испуганные, бросались с крутого берега прямо в Волгу.
Но каждый день жители Ржева должны были ставить в палатку, сооружённую на месте погребения князя в соборе, новые красные сафьяновые сапоги. Поутру, после ночного обхода князем Владимиром города, сапоги оказывались изношенными. Однажды поскупились ржевитяне и вместо новых сапог поставили починённые старые. Разгневался защитник Ржева на жадных земляков и ушёл в Новгород.
Действительно, кто же он, князь Владимир, чьё имя на протяжении столетий гордо носил древний русский город Ржев? Многие пытались в «курганах книг» обнаружить следы легендарного князя. Но большинство мнений исследователей на сей счёт выглядит неубедительно. Попробуем заглянуть в самое начало запутанной, скрытой во глубине веков ржевской истории. Дело в том, что в те далёкие годы на Руси существовали две Ржевы (два Ржева). Один город находился на псковской земле, другой – на Верхней Волге. Единого государства не существовало, поэтому не требовалось усилий для установления нужного «адреса»: каждый князь знал свою Ржеву.
Иван Грозный, заняв русский престол, стал обладателем двух одноимённых городов, псковская Ржева уже именовалась Пустой, верхневолжская стала Володимеровой. Вероятнее всего, так город назвали в честь князя Владимира Андреевича Серпуховского (Храброго), двоюродного брата и сподвижника Дмитрия Донского. Владимир Храбрый дважды владел Ржевой на Волге – по-видимому, эти обстоятельства и стали решающими.
А в Ржеве Володимеровой на протяжении многих лет верующие молились местночтимым святым Владимиру и Агриппине. И только после того, как в 1745 году специальная комиссия произвела раскопки на месте собора, где по народной легенде были захоронены князь и княгиня, церковное почитание их было запрещено.
Княжеские названия городских сторон берут начало с конца XV века. Левобережной половиной до 1513 года владел Фёдор Борисович Волоцкий, правобережной, до 1521 года – Дмитрий Иванович Углицкий. После кончины последних правителей город стал московским, а имена Фёдора и Дмитрия надолго остались на его карте.
В упомянутой ранее легенде о ржевском князе Владимире идёт речь о неоднократных попытках «литвы» завоевать Ржев. И это в XIV-XV столетиях было закономерно, ведь в то время верхневолжский город, расположенный на стыке границ нескольких великих княжеств, играл очень важную роль. Поэтому желание владеть Ржевом имели не только литовцы.
Уже в 1358 году их изгнал из города отец Дмитрия Донского – Иван Красный. После этого Ржев не раз завоёвывали, дарили, меняли московские, тверские и литовские князья. Причём ржевичи чаще всего героически сражались с захватчиками, и даже когда в 1446 году Василий Тёмный отдал город Борису Тверскому, горожане не пожелали подчиниться. В «Похвальном слове инока Фомы» его автор ругает непокорных ржевичей, называя их «аспидами» и «смердами».
Даже после того как город окончательно стал московским владением, его военное значение сохранилось. Ещё много раз на нашу многострадальную землю приходили завоеватели, проливая кровь и опустошая всё кругом. Во время Ливонской войны в Ржеве были сосредоточены 15 тысяч русских воинов. Нужно заметить, что Иван Грозный городом Любимом называл соседнюю с Ржевом Старицу. Особым было отношение первого русского царя и к Ржеву.
Перед второй опричниной Иван IV остался в Москве, взяв в «удельную» казну корону и другие регалии. При этом приводятся его слова, сказанные английскому посланнику: «Посмотри также: семь венцов ещё в нашем владении со скипетром и с остальными царскими украшениями». Под этими венцами царь подразумевал Москву, Псков, Ростов, Дмитров, Старицу, Зубцов и Ржев. Есть сведения о том, что Грозный бывал в древнем верхневолжском городе.
«Смутное время» в ржевской истории занимает особое место. Ржев оказался в водовороте событий, меняющихся с калейдоскопической быстротой. Поляки, шведы, самозванцы – кто только не побывал на Верхней Волге! В «Истории...» Николая Карамзина идёт речь о том, что Ржев, Зубцов и Старица в 1606 году «предались тени Лжедмитрия». Однако историк отмечает, что в том же году ржевичи поднялись на защиту Москвы. Можно предположить, что среди жителей Ржева не было единодушия, они находились в разных группировках.
В марте 1610 года правитель Польши Сигизмунд III взял Ржев, но вскоре русские войска отбили у него город. Но и позднее гетманы Ходкевич и Лисовский доходили до стен Ржева. Ржевская земля перенесла страшное разорение. Если в Московском уезде разорённые и пустующие земли составляли 28 процентов, то в Ржевском – 59 процентов.
В XVII веке Ржев утратил значение города-крепости, но одновременно стал крупным торговым центром. Этому во многом способствовало его выгодное географическое положение. Ржевские купцы торговали не только со своими коллегами в других городах России, но и с иностранцами. За несколько веков в Ржеве сложились купеческие династии. Андрей Дёмкин составил список ржевских купеческих фамилий XVII-XVIII столетий. Причем из ста фамилий 25 сохранялись все двести лет.
Писатель Фёдор Глинка, побывавший в Ржеве перед Отечественной войной 1812 года, сообщал: «Переехав через Волгу, увидишь себя прямо на святой Руси! Здесь говорят чисто по-русски, одеваются по-русски: ферези, жемчужные кокошники и русые косы прелестны!..». Такие впечатления путешественник получил от пребывания на Князь-Дмитриевской стороне города, где основную часть населения составляли старообрядцы. Уже к середине XVIII века Ржев являлся одним из крупнейших центров старой веры не только в Тверской губернии, но и в России. На это указывал в своих сочинениях Павел Мельников (Андрей Печерский).
Реформы патриарха Никона во второй половине XVII века привели к расколу в Русской православной церкви. Многие жители Ржева не пожелали смириться с преобразованиями и сохранили верность традициям отцов и дедов. Почему это произошло? Нелегко однозначно ответить на этот вопрос. Быть может, из-за того, что Ржев на протяжении столетий играл заметную роль в духовной жизни России. В городе и его окрестностях имелись чудотворные иконы, известные и почитаемые далеко за пределами ржевской земли.
Так, под 1531 годом в летописях сообщается: «По воле государя были принесены две ветхие чудотворные иконы изо Ржева в Москву, Параскевы Преподобной и Мученицы, поновлены и назад отправлены, а новые, с них списанные, остались в Москве, в церкви Параскевы, тогда же созданной близ Покрова». Через десять лет в столицу была доставлена икона Ржевско-Оковецкой Божией Матери, а позднее в Москве построена церковь в её честь (разрушена в двадцатые годы XX века). Среди других причин необычайной крепости старообрядчества на ржевской земле называют размещение здесь в конце XVII столетия стрелецкого полка (есть сведения, что многие стрельцы осели в Ржеве).
Ржевские староверы в полной мере познали трудности и лишения, в течение многих десятилетий они подвергались притеснениям и гонениям (большое количество документов об этом хранится в архивах Сената и Синода).
10 декабря 1780 года был высочайше утверждён герб города: стоящий лев в красном поле. Кое-кто видит в этом символ непреклонности ржевичей в борьбе с иноземными захватчиками. Возможно, так и есть. Но вообще появление льва на ржевском гербе более прозаично: царь зверей изображён на гербе города Владимира, а поскольку Ржев в это время именовался Володимеровым, то к тверскому гербу в верхней части щита и был добавлен владимирский.
В XVIII веке Ржев стал центром по производству верёвок, бечёвок и канатов из пеньки. Прямо на улицах устраивались небольшие канатные фабрики, получившие широкое распространение. Колёса, столбы с крюками и натянутыми между ними верёвками – это, как писал Сергей Максимов: «... и есть настоящий бедовый «просак», то есть вся эта прядильня или верёвочный стан». И редкий прохожий отправлялся в путь по этим «фабричным» улицам без риска запутаться в канатной паутине. Сергей Васильевич утверждал, что выражение «попасть в просак» пошло именно из Ржева.
Война 1812 года город обошла стороной. Правда, существовал проект строительства линии укреплений в районе Вязьмы, Гжатска и Ржева, но он не был воплощён в жизнь. Лишь изредка французы в поисках продовольствия и фуража добирались до этих мест, но здесь их ждали ополченцы во главе с отцом героя этих лет партизана Сеславина – Никитой Степановичем. Историк Иван Красницкий рассказывал, что, находясь в этом районе, солдаты Наполеона не могли среди гор найти населённые пункты, обозначенные на карте. Но тут же, оговариваясь, Красницкий называет эти сообщения анекдотом.
В конце августа 1824 года в Ржеве побывал император Александр I. Царь осмотрел город, побывал в доме городского головы Василия Михайловича Образцова. Как свидетельствуют документы, император: «Милостиво спрашивать изволил в подробности о состоянии города, сколько жителей мужского и женского пола, порознь купцов и мещан, домов вообще и особо каменных, и которая сторона города лучше...».
Продолжение следует.
Олег КОНДРАТЬЕВ.