В 1980-х годах, когда компьютеры только начинали проникать в повседневную жизнь, идея автомобиля, управляемого голосом, казалась чем-то из области научной фантастики. Тем не менее, уже тогда производители стремились наделить машины интеллектом, а технологии распознавания речи только начинали зарождаться. Одним из самых ярких примеров симбиоза технологий и автопрома стал Nissan Maxima, выпущенный в Японии под именем Nissan Bluebird Maxima, а также эксперименты от Buick, Mazda и даже Honda, в которых автомобиль не просто «понимал» голос водителя, но и отвечал ему.
Одной из первых серийных машин, способных «говорить», стала Datsun/Nissan Maxima G910 1981 года. В Японии она была доступна с опцией голосового оповещения. Вместо простого звукового сигнала при возникновении неисправностей, автомобиль «разговаривал» с водителем. Система использовала записанные на миниатюрный чип аудиосообщения, озвученные женским голосом. При незакрытых дверях, перегреве двигателя или низком уровне топлива машина вежливо, но настойчиво напоминала водителю об этом.
Технология была довольно примитивной с точки зрения сегодняшнего дня: это не было полноценное распознавание речи, скорее — заранее записанные фразы, активируемые датчиками. Тем не менее, именно она положила начало представлению о машине как об «умном партнёре» водителя.
В 1986 году американский автопроизводитель Buick представил модернизированную модель Riviera, оснащённую одной из самых передовых на тот момент мультимедийных систем — Graphic Control Center (GCC). В дополнение к сенсорному экрану, GCC поддерживала ограниченное голосовое взаимодействие. Система не понимала сложных команд, но могла интерпретировать определённые слова, связанные с настройкой радио, климата и маршрутов. Она была нацелена не столько на удобство, сколько на демонстрацию технического прогресса.
Buick Riviera была своего рода витриной достижений General Motors — сочетание футуристического дизайна и технологий, большинство из которых опережали своё время.
Не менее примечательной была Mazda Eunos Cosmo, появившаяся в 1990 году (разработка началась в конце 80-х). Она получила первый в мире мультимедийный экран с навигацией и возможностью голосового взаимодействия. Система могла принимать голосовые команды на японском языке для управления аудио и климатом.
Mazda применяла технологию распознавания речи, разработанную в сотрудничестве с японской компанией Fujitsu. Хотя система работала нестабильно и часто ошибалась, сам факт её наличия подчеркивал стремление автопроизводителей к созданию «общающегося» автомобиля.
Компания Honda в конце 1980-х годов представила экспериментальный концепт-кар под названием Honda Electro Gyrocator, который считается первым в мире автомобильным GPS-навигатором. Хотя он не имел полноценного голосового управления, система сопровождалась голосовыми подсказками, а также готовыми фразами на случай ошибок или изменения маршрута.
Также в конце 80-х Honda активно работала над прообразом интеллектуального ассистента, который в перспективе должен был распознавать голосовые команды. Эти наработки легли в основу систем, внедрённых уже в 2000-х годах.
Нельзя обойти стороной влияние популярной культуры. В 1982 году на экраны вышел сериал "Knight Rider" (Рыцарь дорог), где говорящий автомобиль KITT стал настоящим символом будущего. Хотя это была вымышленная технология, она спровоцировала интерес общественности и автопроизводителей к идее голосового взаимодействия. KITT мог не только разговаривать, но и проявлять эмоции, самостоятельно управлять автомобилем, анализировать обстановку на дороге.
Конечно, 80-е годы были не готовы к такому уровню технологий, но они стали тем фундаментом, на котором развивались будущие системы.
Главной преградой к полноценному голосовому управлению в 1980-х были вычислительные мощности и качество микрофонов. Распознавание речи — задача, требующая больших ресурсов, особенно если речь идет о шумной среде автомобиля. Тогдашние процессоры попросту не справлялись с задачей в реальном времени. Более того, системы машинного обучения и нейросети, без которых сегодня не обходится ни один голосовой ассистент, находились ещё в зачаточном состоянии.
Несмотря на техническую ограниченность, голосовые системы 1980-х годов заложили основу для развития современных ассистентов вроде Apple CarPlay с Siri, Android Auto с Google Assistant, а также собственных разработок автопроизводителей: MBUX от Mercedes-Benz, BMW iDrive, Ford SYNC и других.
Эти системы не только воспринимают голосовые команды, но и учатся у водителя, анализируют поведение, адаптируются к акцентам и стилю речи. То, что в 80-е казалось фантастикой, теперь стало повседневной реальностью.
Автомобили с голосовым управлением в 1980-х были больше экспериментом и маркетинговым ходом, чем реальной альтернативой ручному управлению. Но они сыграли ключевую роль в формировании представлений о взаимодействии человека с машиной. Технологии тех лет — несмотря на свою простоту — стали первыми шагами на длинном пути к созданию по-настоящему интеллектуального автомобиля. И, возможно, именно благодаря смелым инженерным решениям той эпохи сегодня мы спокойно говорим: «Окей, Google, проложи маршрут домой».
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на наш Dzen канал! Здесь ежедневно выходят наши репортажи, видео и статьи об автомобильном мире. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на наш Telegram канал, где ежедневно публикуются эксклюзивные предложения для покупки автомобилей из Южной Кореи без посредников!