Один из самых неправильно понимаемых стихов в посланиях Павла — это Послание к Римлянам 10:4:
«Потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего». (Синодальный перевод)
Для многих слово «конец» немедленно означает прекращение или отмену. Такое толкование предполагает, что приход Иисуса отменил Закон Божий (Тору), освободив верующих от его заповедей. Однако такое прочтение создает серьезные богословские проблемы и противоречит единому свидетельству Писания. Чтобы понять истинный смысл, мы должны изучить этот стих в его языковом, историческом и, что самое важное, полном библейском контексте.
Непосредственный контекст письма: праведность Божия против праведности человеческой.
Во-первых, мы должны помнить, что Послание Павла к Римлянам — это единое, последовательное рассуждение, а не сборник отдельных стихов. Разделение на главы и стихи, которым мы пользуемся сегодня, было добавлено много веков спустя. Чтобы понять стих 4, мы должны прочитать то, что ему непосредственно предшествует.
В Послании к Римлянам 10:1-3 Павел выражает глубокую скорбь о своих соотечественниках, народе Израиля:
«Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией».
Критика Павла точна. Проблема была не в том, что Израиль просто пытался следовать Закону Божьему. Проблема была в том, что они, «усиливаясь поставить собственную праведность», фактически заменили Закон Божий системой, созданной ими самими. Они погребли Божьи заповеди под горой человеческих преданий и постановлений (на иврите — *таканот*), таких как ритуальные омовения рук, и использовали этот новый, искаженный закон как средство для самооправдания. Именно в ответ на эту самодельную праведность Павел и делает свое заявление в 4-м стихе.
Неизменный фундамент: Слово Божие стоит вечно
Прежде чем мы сможем правильно истолковать Павла, мы должны установить основополагающий принцип: Закон Божий вечен и неизменен. Писание категорично в этом вопросе.
* Сам Закон запрещает кому-либо его изменять: Божье повеление абсолютно — НИКТО, ни пророк, ни апостол, ни сам Мессия, не имеет власти его изменять. «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того...» (Второзаконие 4:2).
* Добавляющий к словам Бога — лжец: Этот принцип подтверждается в Притчах: «Всякое слово Бога чисто... Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и чтобы ты не оказался лжецом» (Притчи 30:5-6).
* Главный тест для пророка: Библия дает четкий тест для пророка, который превыше всех других знамений. Даже если он творит чудеса, которые сбываются, но его весть уводит вас от установленных Богом заповедей, он — лжепророк. «Если восстанет среди тебя пророк... и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо... и скажет притом: «пойдем вслед богов иных»... то не слушай слов пророка сего» (Второзаконие 13:1-4).
Пророческое видение: будущее с Законом, а не без него.
Пророки Израиля не только не предвидели отмены Закона, но и последовательно представляли будущее Мессианское Царство, в котором Закон Божий будет возвышен, полностью понят и повсеместно соблюдаем.
* Стандарт истины: Исаия устанавливает высший критерий для любого духовного учения:
«Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света». (Исаия 8:20)
Комментарий: Для Исаии Закон Божий (Тора) — это источник всякого духовного света. Любая весть, учитель или пророк должны соответствовать ему. Учение, которое противоречит Закону или стремится его отменить, по определению является вестью тьмы, а не истины.
* Закон для всех народов: Исаия и Михей рисуют яркую картину мессианской эры, когда Закон станет конституцией для всего мира.
«И будет в последние дни... и потекут к ней все народы... ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима». (Исаия 2:2-3; ср. Михей 4:1-2)
Комментарий: Это пророчество описывает не забытую реликвию. Напротив, Закон является самим инструментом всемирного правления Мессии. Это то, чего будут искать народы, и то, что принесет справедливость и мир на землю.
* Соблюдение конкретных законов: Видение Иезекииля о будущем храме вдается в еще большие подробности, подтверждая, что конкретные заповеди будут преподаваться и соблюдаться.
«Они должны учить народ Мой отличать священное от несвященного и объяснять им, что нечисто и что чисто. При спорных делах они должны присутствовать в суде, и по уставам Моим судить их, и законы Мои и постановления Мои на всех праздниках Моих соблюдать, и субботы Мои святить». (Иезекииль 44:23-24)
Комментарий: Иезекииль предвидит, что левитские различия между священным и профанным, соблюдение уставов и освящение субботы будут центральными действиями в мессианскую эру. Это видение Закона, который будет полностью восстановлен и почитаем, а не отвергнут.
Почему толкование об «отмене» порождает кризис веры?
Если мы будем настаивать, что «конец» означает «отмена», мы столкнемся с серьезными, неразрешимыми богословскими проблемами, которые подрывают саму ткань Писания.
* Это прямо противоречит Иисусу: Интерпретация, утверждающая отмену, ставит Павла в прямое противоречие со словами самого Иисуса: «доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матфея 5:18). По этому стандарту, если бы Павел учил, что Иисус отменил Закон, он «малейшим наречется в Царстве Небесном» (Матфея 5:19).
* Это делает Иисуса лжепророком: Согласно окончательному тесту во Второзаконии 13, подлинность пророка оценивается по его верности заповедям Отца, а не по его чудесам. Если бы миссия Иисуса заключалась в отмене Закона Его Отца, Он не прошел бы главный тест истинного пророка от Бога, несмотря на Его великие дела.
* Это противоречит самому Павлу: В том же Послании к Римлянам Павел ясно подтверждает божественную природу и непреходящую актуальность Закона.
* Римлянам 3:31: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем».
* Римлянам 7:12: «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра».
* Римлянам 7:22: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием».
Истинное значение слова «Телос».
Решение этих противоречий кроется в греческом оригинале. Слово, переведенное как «конец», — это греческое *телос* (τέλος). Хотя *телос* может означать «прекращение», его более распространенное и основное значение — цель, предназначение, задача или завершение (в смысле доведения до совершенства).
Подумайте о выражении «средство для достижения цели». «Конец» (цель) — это не уничтожение средства, а цель, для достижения которой это средство было создано. Именно так Павел использует это слово. Иисус — это цель или предназначение Закона. Закон никогда не был задуман как конечный пункт для самооправдания; он был «детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Галатам 3:24).
Заключение: новое сердце, а не новый закон.
Когда мы читаем Послание к Римлянам 10:4 в его полном контексте, смысл становится одновременно глубоким и абсолютно последовательным. Иисус — «конец закона к праведности», потому что истинная праведность достигается не соблюдением Закона, а верой в Него.
Это не отбрасывает Закон. Напротив, для тех, кто верит в Иисуса, послушание Божьим заповедям становится естественным результатом — плодом — преображенного сердца. Мы соблюдаем Закон не для того, чтобы оправдаться; мы соблюдаем его, *потому что мы уже оправданы*. Зачем человеку, помилованному после тягчайшего преступления, снова бежать и совершать то же самое преступление? Продолжать умышленно грешить — нарушать Закон — значит презирать ту самую кровь, которая уплатила наш долг. Это, как предупреждает автор Послания к Евреям, значит «попирать Сына Божия и не почитать за святыню Кровь завета» (Евреям 10:29).
Вместо этого послушание является доказательством подлинной веры. Как писал апостол Иоанн:
«А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины». (1 Иоанна 2:3-4)
Это уже не обременительный список внешних правил, а радостное проявление новой природы. Мы должны позволить Богу написать Его закон на наших сердцах и должны подражать Иисусу. Тогда мы обнаружим, что для любящего Бога «заповеди Его не тяжки» (1 Иоанна 5:3). Это знак истинного последователя Иисуса, который достоин Царства и которому по благодати будет дан доступ к древу жизни:
«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами». (Откровение 22:14)
Практическое применение: что это значит сегодня?
Если Закон не отменен, немедленно возникает практический вопрос: «Значит ли это, что мы должны соблюдать *все* 613 заповедей, включая жертвоприношения животных и побиение камнями?»
Общий ответ таков: верующий призван повиноваться Закону Божьему. Однако это не означает, что каждая отдельная заповедь относится к каждому человеку во все времена. Сам Закон определяет контекст и условия своего применения. Многие заповеди неприменимы сегодня именно потому, что отсутствуют необходимые для их исполнения условия, описанные в самом Законе.
Во-первых, давайте разберем самые распространенные возражения:
* Относительно жертвоприношений животных: Закон ясно указывает, что жертвы должны приноситься левитскими священниками и только в определенном месте, которое избрал Бог, — в Храме в Иерусалиме (Второзаконие 12). Поскольку Храм разрушен, а левитское священство в настоящее время не служит, исполнять эти жертвоприношения сегодня библейски невозможно.
* Относительно смертной казни (например, побиения камнями): Это были не акты личной мести, а приговоры, выносимые действующей национальной судебной системой, что часто требовало присутствия первосвященника и Синедриона в Храме. Без этой богоустановленной гражданской и религиозной инфраструктуры такие суды не могут осуществляться отдельными людьми.
На более глубоком уровне, вся Книга к Евреям объясняет, что система жертвоприношений была исполнена. Она была установлена как временная тень, постоянное напоминание о долге за грех, который должен был быть уплачен — долге, возникшем при нарушении завета на горе Синай. Этот величайший долг теперь полностью уплачен кровью Иисуса. В Послании к Евреям утверждается, что Иисус служит Первосвященником высшего порядка, по чину Мелхиседека, и Он принес одну совершенную жертву на все времена. Поэтому, хотя *текст* законов о жертвах остается как свидетельство, их ритуальная *функция* достигла своей конечной цели в Мессии.
Так что же остается нам? Сам Закон разъясняет, что многие заповеди относятся к конкретным людям, временам и местам.
* Есть законы для священства, которые не относятся к остальному народу.
* Есть законы для мужчин и другие законы для женщин.
* Есть сельскохозяйственные законы, которые применяются только к тем, кто занимается земледелием на земле Израиля.
Человек обязан соблюдать только те законы, которые относятся к нему в его конкретных обстоятельствах. Это оставляет нам основополагающие заповеди, которые относятся к народу Божьему лично, в их повседневной жизни, независимо от местоположения или государственной должности. Что это за заповеди?
* Нравственный закон (например, Десять заповедей).
* Суббота и годичные праздники (как напоминания и пророческие образы Божьего плана).
* Предписания о пище (определяющие, что Бог считает пищей).
* Законы ритуальной чистоты, которые можно соблюдать лично.
* Принципы справедливости, честности в делах и сексуальной чистоты.
* Заповеди о любви к Богу всем своим существом и о любви к ближнему как к самому себе.
Когда мы смотрим на это таким образом, предполагаемое «бремя» Закона оказывается мифом. Количество заповедей, применимых к повседневной жизни обычного верующего, далеко не является невыполнимым. На самом деле, оно несравненно проще тысяч страниц налоговых кодексов, правил дорожного движения и гражданских уставов, которые регулируют жизнь любого современного государства. Послушание, таким образом, — это не рабское следование невозможному списку, а исполненное любви и радости хождение в наставлениях, которые Бог предназначил для нашего благословения, здоровья и святости.
#вера #Библия #правда #апостол