Найти в Дзене
Государственный Эрмитаж

Образ эпохи. Мода как месть

Эрмитаж обладает одной из самых известных в мире коллекций костюмов и аксессуаров. В силу своей хрупкости многие экспонаты не могут быть представлены в музее постоянно, но периодически участвуют в выставках. Мы показываем эти потрясающие вещи в нашей рубрике. Также здесь вы можете найти интересные факты из истории мировой моды, проиллюстрированные с помощью эрмитажных экспонатов.

#ОбразЭпохи

Сегодня в рубрике «Образ эпохи» мы рассмотрим не просто платье, но орудие мести. На фото вы видите роскошный наряд, который не так давно вернулся с выставки «Драгоценности! Блеск русского двора» в Государственном историческом музее. Материалы о событии можно найти здесь. Это платье принадлежало императрице Марии Фёдоровне и сыграло главную роль в громком международном скандале.

Платье (юбка, два лифа и трен) из черной шёлковой атласной ткани, фрагмент. Россия, XIX век
Платье (юбка, два лифа и трен) из черной шёлковой атласной ткани, фрагмент. Россия, XIX век

В XIX веке большое значение в светской жизни имели бальные правила:

– что уместно надевать

– сколько и с кем можно танцевать

– когда устраивать праздник прилично, а когда – неуважительно

– в котором часу нужно заканчивать бал и многое другое.

Бал в Зимнем дворце 19 января 1883 г. Карл Осипович Брож, 1883 год
Бал в Зимнем дворце 19 января 1883 г. Карл Осипович Брож, 1883 год

Традиции соблюдались и чтились, а редкие нарушения вызывали волну критики и неприятие общества. С одним из таких инцидентов и связано это платье.

Датская принцесса Дагмар, впоследствие ставшая императрицей Марией Фёдоровной и супругой императора Александра III, должна была выйти замуж за другого – за старшего сына императора Александра II цесаревича Николая. Однако наследник русского престола погиб в 1865 году от туберкулёзного менингита. В Европе того времени такие скорбные события отмечались трауром не только в стране, понесшей утрату, но и во всех дружественных государствах – своеобразный знак поддержки и солидарности. После смерти Николая Александровича так поступили многие европейские правители, но не австрийский двор – император Франц Иосиф I и его супруга Елизавета Баварская продолжили обычную придворную жизнь.

Петербург. Встреча Александром II императора Франца Иосифа I на Варшавском вокзале. Почетный караул от лейб-гвардии Измайловского полка 1/13 февраля 1874 года. Адольф Иосифович Шарлемань, 1874 год
Петербург. Встреча Александром II императора Франца Иосифа I на Варшавском вокзале. Почетный караул от лейб-гвардии Измайловского полка 1/13 февраля 1874 года. Адольф Иосифович Шарлемань, 1874 год

Спустя двадцать четыре года трагедия случилась уже в Австрии. Единственный наследник престола кронпринц Рудольф погиб при невыясненных обстоятельствах в охотничьем замке Майерлинг в январе 1889 года. В это время в Петербурге – самый разгар сезона балов, и масштабное торжество активно планируется в Аничковом дворце. Вся Европа в трауре. Но Мария Фёдоровна, тогда уже императрица, вспомнив о поступке австрийского двора во время её горя, приняла жестокое, но элегантное решение.

Бал не отменили. Но буквально за несколько дней до него пересмотрели дресс-код: всем гостям велели прийти в чёрном, а дамам из украшений разрешили использовать исключительно бриллианты. Сама бывшая принцесса Дагмар явилась на бал в роскошном атласном платье, отделанном чёрным кружевом, газом, тюлем и стеклярусом.

Современники отмечали эстетический эффект праздника: Великий князь Константин Константинович Романов, который тоже был на Чёрном балу, писал: «На них (дамах в чёрном) бриллианты сверкали ещё ярче». Поговаривают, что на вечере звучали музыкальные произведения исключительно венских композиторов. Такой мрачно-ироничный жест императрицы вызвал множество разговоров и даже осуждений. А вы как думаете, правильно ли поступила Мария Фёдоровна?

Платье (юбка, два лифа и трен) из черной шёлковой атласной ткани, фрагмент. Россия, XIX век
Платье (юбка, два лифа и трен) из черной шёлковой атласной ткани, фрагмент. Россия, XIX век