Я уверен: в мире возрастает спрос на аналоговые вещи. Причем по экспоненте, то есть – чем дальше, тем стремительней. На всех уровнях. Кто бы мог представить лет двадцать назад, что на коробке молока должен быть маркер, что внутри – именно молоко из коровы. А по спецкоду на бутылке вина можно отследить его путь чуть ли не от стадии срезания винограда. С гитарами – та же фигня.
Получил сегодня по почте вот этот экземпляр. Fender Telecaster BlackGuard. Давно хотел именно такой «телек». У меня было много гитар, и сейчас их более, чем достаточно. Большая часть – американские, Fender, Gibson и Rickenbacker. Есть кореец – басуха Steinberger, есть русские, мастеровые – отличные инструменты! И один китаец – полуакустика Ibanez под модель Джорджа Бенсона.
И вот – купил то, что называется «реплика». Разумеется, я знаю про реплики в лучшем смысле этого слова – гитары custom shop, которые воспроизводят в мельчайших деталях гитары великих – Хендрикса там, Клэптона или Кобейна. Даже следы ожогов от окурков учтены. И ценник – десятки тысяч долларов. Впрочем, оригиналы уходят с молотка в разы дороже.
Но спрос рождает предложение. Впервые с так называемой «копией» столкнулся лет десять назад. В обычном гитарном отделе супермаркета. Там был страт «Фендер», даже с подписью «made in U.S.A.» на башке. И ценой – дешевле корейских «Самиков». Жаль, не было времени распробовать это чудо – поэтому сказать о качестве ничего не могу.
Сталкивался и с предложениями от частных мастеров, которые предлагали за разумные деньги сварганить инструмент, очень похожий на заводской – а заодно набить фирменный лейбл. Разве что серийный номер подделать не получится. Да кому он нужен? Не в бухгалтерии же отчитываться. Хотя, в жизни всё бывает! Случалось одному моему приятелю за грант отчитываться – и вот в том случае пришлось доказывать происхождение гитары, оправдывая её высокую стоимость. Правда, до экспертизы родословной не дошло – хватило «паспорта».
Но я отдалился от темы. Понятно, что всё, что сделано хорошо – постараются скопировать на продажу. А что есть «хорошо»?
Что волнует покупателя электрогитары? На мой взгляд, следующее:
1.Функционал
Кто бы ты ни был – профи из бэк-бэнда селебрити, участник гастролирующей рок-группы, кабацкий тапер, или диванный виртуоз – элементарные требования к играбельности тебе известны. Брак – сразу в топку. Гитара должна звучать (по вкусу покупателя) и нормально «сидеть» в руках
2.Бренд
Верю, что существуют Музыканты Милостью Божьей. Которым вообще всё равно, на чем играть. Никогда не встречал таких на музыкальных форумах, тем более – в музыкальных магазинах. Видимо, гитарным берсеркам инструменты подгоняет некая высшая сила. Но на чем-то они всё же играют, так что кто-то гитары им покупает, но тут говорить не о чем. А для всех остальных надпись на голове гитары имеет значение большое! Есть убеждённые фанаты «Гибсона», есть армия поклонников «Фендера», но и у «Джексонов» и «Ибанезов» почитателей не меньше. Находятся и любители всяческих новоделов – тут я не буду приводить названия, их много, «майонезы» всякие и т.д. А также убеждённые антагонисты – типа, да ерунда все эти ваши бренды, они только название эксплуатируют, поэтому надо брать что угодно, только не это. В-общем, давайте признаемся: надпись на «башке» - это первое, на что смотрит в гитарном магазине покупатель
3.Цена
Деньги никто не отменял. Я никогда на гитару не копил. Но часто закладывал свои заработки заранее – на покупку инструмента. Всегда ли стоимость адекватна качеству? Большой вопрос! Могу высказаться развёрнуто, но если коротко – чаще всего дорогая гитара лучше дешевой.
Идём дальше. Владельцы электрогитар далеко не всегда на них играют. Начнем с того, что больше, чем на одной – одновременно не сыграть никак. Не буду напоминать пошлый анекдот, как чувак «снял двух тёлок в баре». У активно концертирующих в дороге, как правило, 2-3 инструмента. Их держат рядом со сценой, а иногда и прямо на сцене. Мало ли – струна порвётся. Или строй в песне другой, типа drop D. Или конфигурация датчиков нужна для определённой песни иная. Но больше трёх - вряд ли потребуется. А остальные?
Остальные лежат в кофрах, пылятся в репетиционной, на даче, или в студии. Эстеты украшают ими свои интерьеры. Отношу себя именно к ним. Такая гитарная стена была моей мечтой. Не так-то просто было её реализовать. Для начала нужно было обзавестись квартирой в два этажа. И дырочки под крепления продырявить – тоже квест. А потом выслушать множество советов знакомых – «да тебе же гости своими бошками гитары снесут рано или поздно»! За почти 10 лет не снесли!
Играть я не прекращаю. Есть и прикладная составляющая – записываю ролики для Дзена и своего ютуб-канала, но также продолжаю постигать музыку – двигаюсь в направлении би-боп джаза. Рок-музыка по-прежнему для меня главная, но там всё сыграно давно. Когда хочу «поиграть» в своих любимых исполнителей - снимаю со стены «Лес Пол», или страт, или «Рик» - и врубаю в британский «Маршалл» или Фендер «Блюз Джуниор».
Для меня легендарные модели гитар накрепко связаны с личностями. Gibson LP – это Пейдж и Слэш, Strat – Блэкмор и Гилмор, Rickenbacker – Харрисон и Гринвуд. А как же Кит Ричардс? Сид Баррет? Дэймон Хилл?
Телекастер я хотел давно. Даром, что работаю всю сознательную жизнь на телевидении. Но – признаюсь. Изначально мне эта гитара казалась уродливой. И башка «недоразвитая», и корпус – ну чё за фигня, где вырез-то второй?! А звучки: всего два, и оба – синглы. Да ещё разные! А как же принцип «открытой архитектуры»? Ну да, его чуть позже «Майкрософт» сформулирует.
Со временем отношение менялось. Получив концертный опыт, я понял, что самое главное для гастролирующего гитариста – надёжность. Площадки выступлений – разные, рассчитывать, что везде получишь «свой» звук – наивно. И уж в последнюю очередь он будет зависеть от твоей гитары, а тем более – её начинки. А вот строй твоей гитары зависит только от тебя и от её способностей его держать. Если колки – фуфло – меняй их нафиг! Если рычаг «уводит» без возможностей возвращения – не используй его! На людях, хотя бы. Чего я только не делал ради строя. Покупал всякие устройства типа tremsetter, ставил роликовые порожки, заказывал костяные! Вообразите – ради моей блажи погиб какой-то гренландский, или серый кит! Я тогда жил на Чукотке, если что. А сейчас опять на полуостров приехал, вот, чтобы статейки писать.
Так вот. Поиграв в разных группах и на разных гитарах, я понял, как здорово иметь очень простую гитару. Из всех популярных в миру моделей я бы выделил всего две удачных – Gibson SG и Fender Telecaster. Но у гибсона есть существенный недостаток – он хрупкий! Всё время думаешь о том, как бы не отломить ему башку. Гриф у «СГ» – вклеенный, впрочем, ни разу не требовалось его регулировать. Но перевешивает деку гриф очень сильно, я прям вот специальный ремень гитарный заказывал, чтобы этот недостаток выправить. А у «Телекастера» баланс вроде бы идеальный.
Первый свой «телек» я купил от отчаяния. Приготовил деньги для Gibson LP Standard, но надо ж такому случиться – его увели прямо перед моим носом. Продавец очень извинялся, говорил, такое впервые в его практике. И – предложил эксклюзивную замену. О телеках Fender Telecaster HH тогда писали многие. Я тоже читал о нём. Гитара была красоты неописуемой. А стоила дешевле, чем «Гибсон ЛП Стандард». И была в наличии. Я сдался, и купил.
В дальнейшем эта гитара много раз использовалась на концертах, чаще не мной, а моим братом. Что еще раз подтверждает её надёжность и оптимальный функционал. Два хамбакера и безупречная сборка обеспечили бесперебойное исполненение.
Но в 2021 году я её продал. Нужны были деньги на поездку на Чемпионат Европы по футболу – как оказалось, последний для нашей страны надолго – но я успел. За покупкой приехал ушлый типус из города Владимир. Потом я узнал, что он – ритейлер. И мой телекастер был тут же выставлен на продажу на мажорном аккаунте вдвое дороже. Да и хрен с ним. Ту гитару я всё равно не любил.
Разумеется, продав тот «телек», я не переставал думать о телекастерах. Из широкого ассортимента моделей мне нравится только классика, никаких там thinline с вырезанной эфой, или снабженных двумя хамбами. А из классики больше всего нравились цвета «баттерскотч блонд» и с черным пикгардом. Со временем я полностью изменил своё отношение к облику Телекастера. Теперь мне он очень нравится. И когда речь зашла о том, чем мне украсить свой кабинет на работе – выбор был очевиден.
Я долго размышлял, какую гитару повесить на стену. Мог привезти любую из своей коллекции. Но зачем? Они «прижились» на своих местах. А если покупать телекастер – то какой? Глупо вбухивать кучу денег в элемент интерьера. Но, скажем, «Сквайр» - уже не комильфо. Потому что не «Фендер»! Да и ценник у «Сквайров» сейчас тоже нехилый. Брать что-то из левых брендов – ну тоже стрёмно.
И вот вдруг нахожу на просторах интернета эту самую «реплику». Ничего лишнего. Цвет идеальный. Конфигурация – тоже. На башке правильная надпись (ну, не совсем – и гитарные маньяки моментально лажу спалят, но ко мне на работу такие не заходят). По всем показателям – идеальное воплощение моей идеи. Кстати, серийный номер не набит от балды – гитара такая есть, только это Jaguar 1997 года.
Теперь о самом инструменте. Выглядит превосходно, хотя, по словам продавца, два года был в употреблении. Не заметно. Лампового оборудования у меня сейчас под рукой нет. Включал этот «телек» в комбик Roland Cube и в мини-портастудию Zoom PS-02. Звучит, как электрогитара. Чистый звук очень даже ничего. На перегрузе – фонит, впрочем, американский телекастер тоже бы фонил. Колки хилые, после пары бендов вторая струна поплыла. «Крутилки» тембра и громкости аутентичные. Гнездо для джека норм. Гриф красивый, лады офигенные. Высота струн высоковата, попробую отстроить. Но опять же – здесь у меня нет анкерных ключей. Да может и не надо это делать. А что надо – так это заменить фурнитуру. Сейчас с покупкой деталек нет никаких проблем. В первую очередь я бы заменил колки на Kluson. Ну и бриджевый датчик поставил какой-нибудь жирный, может, модель Джеффа Бека. И «липстик» родной не похож на «телековский» - изогнутый! Его надо менять в первую очередь.
Что порадовало – сустейн. Вообще впечатление, что дерево неплохое. По рисунку волокон я не спец, но по-моему, это ольха, как и должно быть. Знаю, что первые «телеки»(тогда еще – «бродкастеры») - Лео Фендер делал из сосны. А для «стратов» уже использовал ольху, либо болотный ясень. На этой реплике по-моему в деке два куска. Склеены идеально. Потому звук длится долго и чисто. Хорошее дерево. Знаете – это даже слушать не надо. Его видно. Отлакировано, кстати, тоже чётко. Понятно, что «нитрой». Ну так это долговечней.
Очень любопытна реакция на гитару. Кто не врубается, конечно, в восхищении. Но люди, более-менее имеющие опыт с электрогитарами, быстро спалили «реплику». Так что не стоит верить в чудеса. Тем не менее, со временем я вряд ли удержусь от возможности привести этот кусок добротного дерева до инструментальных кондиций.
Вообще любопытно – после модификации насколько хорош будет этот безымянный «телекастер». Обязательно запишу на нём один из своих роликов – будут ли у зрителей претензии к звучанию? Ну а поскольку это «телек», надо и музыку выбрать соответствующую. Что-то из «Роллинг Стоунз» или из первого альбома «Лед Зеппелин». Я ведь так и не реализовал свой план – разобрать ВСЕ песни «цеппелинов». I can’t quit you осталась не разобранной. Подходящий трек для теста!